Вероятно, наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Разница между мальчиками и девочками в физиологическом плане является столь очевидной, что о ней не стоит и говорить. Известно, что половые различия важны для процесса развития, причем это не ограничивается психосексуальным развитием и собственно половыми характеристиками, а простирается гораздо дальше. Одно из наиболее детально описанных различий касается скорости созревания. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. Эта разница в темпах роста между мальчиками и девочками, определяемая Y-хромосомой (по данным исследования детей с хромосомными аномалиями), составляет две недели с момента родов, равна почти году к моменту поступления в школу и от 18 месяцев до двух лет в период полового созревания.
Хотя мальчики практически в любом возрасте крупнее девочек и, кроме того, физически сильнее, существуют данные, что они обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию практически всех физических факторов. Мальчики в большей степени подвержены осложнениям в процессе родов. Они чаще заражаются и чаще погибают от детских инфекций, кроме того, у них выше вероятность задержки роста после облучения, как это показывают последствия взрывов ядерных бомб в Хиросиме и Нагасаки. Мужчины также имеют меньшую продолжительность жизни по сравнению с женщинами.
К сказанному следует еще добавить, что повышенная ранимость представителей мужского пола отмечается и у других биологических видов. По данным одного исследования, крысы-самцы хуже самок переносят голод. Независимо от того, насколько это может ранить мужское «я», очевидно, что в биологическом плане мужской пол является более уязвимым. Причины этого однако неизвестны. Одно из возможных объяснений связано с разным темпом созревания: неполовозрелые особи более подвержены повреждениям, а именно мальчики созревают позже. Однако такое объяснение не является удовлетворительным, поскольку повышенная ранимость мужского пола сохраняется в течение всей жизни. Как бы для того, чтобы компенсировать эту биологическую слабость мужчин, на каждые 100 девочек приходится зачатие примерно 125 мальчиков.
Психические нарушения также значительно чаще встречаются у мальчиков. Этот хорошо установленный факт заставляет задуматься о его причинах. Психоаналитическая теория не дает удовлетворительного объяснения, и, как утверждают сторонники эмансипации, понимание Фрейдом женщин находилось под сильным влиянием предрассудков о превосходстве мужчин, распространенных в его время. Бихевиористы рассматривали отклонения в поведении с точки зрения формирования неправильных рефлексов, однако надо сказать, что заметных различий между полами в ответах на стимулы не существует. Реакции на стресс со стороны вегетативной нервной системы (такие, как изменение частоты сердечных сокращений и потоотделение) обнаруживают некоторую зависимость от пола, однако это никак не объясняет половых различий в частоте психических нарушений. Аналогичные соображения справедливы в отношении попыток объяснить этот факт степенью внушаемости и способностью к подражанию.
Три следующих объяснения, вероятно, и содержат в себе зерно истины, однако ни одно из них не подтверждается достаточным количеством данных. Первое состоит в том, что мальчики по своей конституции являются более чувствительными к психологическим стрессам. В этом отношении известно совсем немного, однако существует предположение, что мальчики, вообще говоря, более чувствительны к воздействию определенных неблагоприятных психологических факторов. Это относится, например, к таким ситуациям, когда между родителями происходят ссоры или возникают разногласия. На мальчиков в большей степени воздействуют неприятные переживания, связанные с разводом родителей.
Имеются данные, что повышенная ранимость мужского пола отмечается и у других биологических видов. Так, в ряде исследований на животных было обнаружено, что самцы тяжелее переносят насильственное отделение от самок, а также различные формы неволи. Мужчины сильнее страдают от стрессов, связанных с потерей супруги. Неизвестно, является ли повышенная ранимость мужчин врожденной или приобретенной. Этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении.
Второе объяснение заключается в том, что различие полов в частоте психических нарушений по крайней мере отчасти связаны с половыми различиями в темпераменте или стилях поведения. Есть веские основания предполагать, что темперамент играет важную роль в генезе психических нарушений, а различия темперамента между мальчиками и девочками отмечаются с раннего детства.
Например, маленькие девочки являются более чувствительными и реактивными по отношению к целому ряду стимулов. Это особенно касается стимулов, воздействующих на область рта или кожи. С другой стороны, годовалые мальчики в своих играх проявляют большую независимость, большую моторную активность и большую силу. Мальчики дошкольного возраста агрессивнее девочек даже и тогда, когда исключена возможность легкой мозговой травмы в прошлом; учет этой возможности необходим, поскольку такая травма у мальчиков является более частым явлением. Мальчики в возрасте 3—5 лет и старше чаще играют в грубые игры и, кроме того, являются более импульсивными. Различия полов в отношении самоутверждения, силы темперамента и агрессивности, вероятно, имеют биологическую природу.
Существуют четыре группы данных в пользу биологического объяснения.
Во-первых, подобные различия
обнаруживаются у широкого круга видов животных, а не только у человека.
Во-вторых, они отмечаются с самого раннего периода жизни.
В-третьих, самки обезьян, подвергнутые маскулинизации (путем инъекции мужских половых гормонов их матерям во время беременности), обнаруживают большую склонность к грубым играм, по сравнению с обыкновенными самками.
В-четвертых, исследования, проведенные на людях (когда избыток мужских половых гормонов у матери во время беременности был результатом заболевания эндокринных желез или гормонального лечения) также показывают повышение тенденции к мальчишескому поведению у девочек.
Наконец, дополнительную Y-хромосому (мужскую) связывают с несколько повышенной тенденцией к агрессивному поведению. Хотя точные механизмы, лежащие в основе этих явлений, остаются неизвестными, не приходится сомневаться, что существуют биологически детерминированные половые различия стиля поведения, причем эти различия отмечаются с самого раннего детства.
Это заключение, однако, относится главным образом к самоутверждению, силе темперамента и агрессивности. А по отношению к широкому набору других типов поведения, разных у двух полов, оно весьма сомнительно. Девочки и женщины обычно более зависимы, конформны, консервативны, эмоциональны, тревожны, слезливы и привередливы. Эти черты чаще всего проявляются в довольно позднем детстве и становятся более явными начиная со школьного возраста. Похожие закономерности не наблюдаются у других видов животных, например крысы-самцы более пугливы, чем крысы- самки. Ни гормоны, ни хромосомы не оказывают определяющего влияния на эти типы поведения. Весьма вероятно, что в целом социальные и культурные воздействия играют важную роль в плане формирования перечисленных выше различий.
Хорошо известны различия в отношении общества к мужчинам и женщинам и различия в их социальных ролях. Даже в детстве матери обращаются с мальчиками и девочками по-разному и неодинаково разговаривают с ними (в целом контакт между матерью и дочерью является более тесным). Вероятно, различия в типах родительского поведения отчасти являются следствием различий самих детей (отметим, что и обезьяны общаются с детенышами мужского и женского пола по-разному). Однако представления родителей о том, как должны себя вести мальчики и девочки, во все возрастающей степени определяют то, как сами родители будут реагировать на детей, какие типы поведения они будут одобрять, а какие осуждать. Эти разные представления продолжают оказывать свое сильное влияние и в школьный период, причем они воздействуют как на поведение, так и на успеваемость детей.
Помимо явных связанных с культурными стереотипами отличий в представлениях старших о том, как подобает себя вести мальчику и девочке, существуют широко распространенные и действенные типы отношений, которые ставят женщину в более низкое социальное положение. В английском языке мужское начало ассоциируется с силой, мощью в отличие от женского начала, которое используется для обозначения простоты, подчиненного положения, слабости. Современный метод изучения английской грамматики широко использует эти стереотипы для обозначения частей речи. Даже герои в детских рассказах вдвое чаще бывают мужчинами.
Во многих обществах женщины занимают подчиненное положение. Часто им не рекомендуют работать вне дома, и, если мужчины позволяют им работать, зачастую считается, что они должны выполнять простую, менее ответственную, низкооплачиваемую работу. Хотя соответствующие характеристики в нашей культуре переменчивы, в семье женщины также при принятии решений обычно занимают второстепенное место. Женщины часто оплачивают счета, однако редко распоряжаются кошельком. Наверное, самое важное обстоятельство заключается в том, что они не только рожают детей, но и обычно несут основную ответственность за их воспитание.
Выше отмечалось, что у мальчиков психические нарушения встречаются чаще, в то же время существующие данные показывают, что социальные влияния больше затрудняют жизнь женщины. На первый взгляд может показаться, что определяемые полом социальные влияния несущественны для возникновения психических нарушений. Однако здесь важно отметить, что социальная дискриминация девочек увеличивается в позднем детстве и в подростковом возрасте и достигает максимума у взрослых. Параллельно отмечается изменение соотношения психических нарушений у подростков. До полового созревания такие нарушения более часты у мужчин, в то время как после него они начинают преобладать у женщин (особенно часто встречаются невротические и депрессивные расстройства).