Психотерапия (психокоррекция): характеристика, основные методы

Общая характеристика. Психокоррекция, или психотерапия, подразумевает целенаправленное воздействие на психику индивида, позволяющее изменить его мировосприятие и мировоззрение, устранить обнаруженные дефекты его личности и сделать его поведение более адаптивным как для самого индивида, так и для общества в целом. Отдельные авторы вкладывают в понятие психотерапии работу с больными людьми, а психокоррекции — со здоровыми. Такая позиция, очевидно, надумана, ведь психика больных соматическими заболеваниями (а именно о них идет речь) полностью адекватна понятию нормы. Для обеих групп лиц используются одинаковые принципы и методы психологического воздействия. По результатам также невозможно провести сколько-нибудь четкую межгрупповую границу. В последнее время наметилась устойчивая тенденция чаще использовать термин психокоррекция. В смысл психокоррекции подсознательно вкладывается позитивная направленность воздействия. На практике, однако, порой приходится сталкиваться с примерами осознанного (либо полуосознанного) негативного влияния, подчинения поведения субъекта чужой воле.

Инструментарий современного психолога весьма разнообразен, существует широкий выбор психокоррекционных техник на любой вкус и потребности. Предложены поведенческая и рациональная психотерапия, мягкое внушение и управляемый транс, глубокий гипноз и использование психотропных средств, набор медитативных техник и ролевых игр, «шаманские» техники и специальные физические методы воздействия на психику (в том числе с использованием специальной аппаратуры). В принципе, возможно даже дистанционное и заочное, без ведома субъекта, эффективное воздействие. Об этом свидетельствуют многочисленные факты из истории религии и религиозных культов, причем разных эпох и культур, а также современной жизни. Должного научного обоснования этому нет, и потому все это относят к области парапсихологии. Научная психология оперирует в более узком правовом поле. Она предполагает добровольное согласие на сотрудничество со стороны клиента и прямой контакт в работе психолога и клиента.

Безусловно, эффективность взаимодействия во многом обусловлена собственно личностями психолога и клиента. Удивительно, но знания подчас не имеют столь важного значения, как этого хотелось бы. На первый план выходит тонкая эмпатийная связь. Ее качество определяют некие энергетические (биологические) характеристики личностей, о которых до настоящего времени практически ничего неизвестно. Эти характеристики отражаются словами «симпатия» и «понимание». Именно соответствие энергетических параметров друг другу оказывается чуть ли не главным фактором, гарантирующим конечный результат психокоррекции. Профессионализм психолога обеспечивается его искусным владением специальным психологическим инструментом, в значительной степени компенсирующим возможное расхождение в симпатиях к друг другу. Это — доброжелательность и умение выслушать клиента.

Этика психолога. Первая заповедь психолога, врачевателя человеческой души гласит: primum non nocere (не навреди!). Принимать решения и проводить психотерапевтическое вмешательство так, чтобы принести ощутимую пользу и не причинить никакого вреда, — трудная задача. Психолог обязан мягко, ненасильственно «входить» в незнакомую ему психическую систему. Любое более грубое вторжение может оказать как благотворное, так и пагубное воздействие на жизнь клиентов, и об этом следует помнить всегда.

При любом методе психокоррекции психолог обязан быть профессионален в следующих компонентах:

  • навыки эффективного вербального общения, умелого извлечения необходимой и достоверной информации о проблемах клиента;
  • активное установление невербального позитивного    контакта, облегчающего взаимопонимание между психологом и клиентом;
  • глубокие знания о возможных путях психологического решения проблем клиента;
  • владение искусством и мастерством подачи нужной информации, обеспечивающей конечный позитивный результат.

Систематика психокоррекционных методов

Как хорошо подмечено, мечтой каждого честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии. Несмотря на яркость названий, большинство методов не уникальны, а лишь производны по отношению к базовым.

Все многообразие психокоррекционных методов и техник логично структурировать по пяти категориям. Целесообразно дать вначале их краткое описание и лишь затем детально разобрать каждую группу.

Бихевиористические методы
Исторически первыми были предложены так называемые бихевиористические методы, направленные на развитие адаптивного поведения. Эти методы мало учитывают индивидуальность личности и особенности личностной проблемы (если вообще учитывают). Техники весьма простые и экономичные. Их суть сводится к примитивному научению: «это делать хорошо и полезно, а это — плохо и вредно». Воздействие затрагивает лишь поверхностный уровень организации психики индивида, причем локальную сферу. Такой прагматизм для решения узко-конкретных задач нередко оказывается более эффективным в сравнении с иными методами. На практике бихевиористические методы используют достаточно часто.

Психоаналитические методы
Категория психоаналитических методов (З. Фрейд, А. Адлер) нацелена на анализ сферы непонятых миров подсознания. В каждом отдельном случае они требуют индивидуального подхода. От психотерапевта (психоаналитика) требуется не только высочайший профессионализм и эрудиция, но и наитие, сродни искусству. В теоретическом плане эта группа методов позволила достичь глубокого понимания законов функционирования человеческой психики. Однако на практике ввиду сложных, каждый раз разных путей понимания проблемы и ее решения они признаны в целом малоэффективными.

Ролевые методы
Ролевые методы направлены на эмоциональное переживание (отреагирование) искусственно созданной ситуации с последующим осознанием и переосмыслением проблемы (психодрама Морено, гештальт-терпия Ф. Перлза). Ролевые методы уместно назвать терапией, придуманной действительностью, поскольку они ориентированы на самоанализ ощущений в приближенных к реальности искусственно вызванных ситуациях. Ведущий элемент методов — изменение отношения к своим переживаниям. В ходе работы происходит своеобразное спонтанное обучение управлению своими эмоциями. Это практически всегда, безусловно, приносит пользу. Реализация методов предполагает акцентирование фактора творчества. Данный момент весьма привлекателен для развивающихся незрелых личностей, и потому многие психотерапевты считают такую коррекцию предпочтительной.

Когнитивные методы
Когнитивные методы ставят во главу угла рациональное сознание и апеллируют к логике. По сути, это логическое осмысление проблемы (когнитивный подход А. Бека, логотерапия В. Франкла, клиент-центрованная терапия К. Роджерса, гуманистические методы А. Маслоу, У. Шутца и др.). Делается упор на осознание проблемы и изменение системы мировоззренческих установок личности. Вопреки устоявшемуся мнению для этого не требуется как необходимое условие высокая умственная организация клиента. Индивиду важно просто принять иную точку зрения на старые, давно знакомые ситуации. Большую роль здесь играет фактор внезапности, неожиданности, спонтанности. Гипотетически такие методы видятся наиболее эффективными, однако на практике редко удается найти «хирургически» точные слова, чтобы «сдвинуть точку сборки» (К. Кастанеда) пациента, разрушить его эгозащиту и тем самым изменить его мировосприятие и мировоззрение.

Трансовые методы
Трансовые методы (суггестия, NLP) подразумевают работу над сознанием пациента в обход привычных для него схем рационального восприятия и мышления. На сегодняшний день эти методы вобрали в себя, пожалуй, все лучшие наработки психокоррекции предыдущих десятилетий. По соотношению затраченных усилий и получаемого результата они могут справедливо считаться наиболее эффективными.

Телесно-ориентированные методы
Телесно-ориентированные методы направлены на осознание телесных ощущений, умение управлять своими мышцами, движениями, дыханием. Сюда можно отнести психофизические и телесные практики, танцевальные тренинги, аутотренинг И.Г. Шульца, «шаманские» техники. Такие методы предъявляют минимум требований к умственной организации клиента. Они заставляют его просто работать над своим телом, осознать свои телесные потребности.

Аналитиз основных психокоррекционных методов и направлений свидетельствует, что к настоящему времени предложено великое множество психокоррекционных методов и техник. Большинство из них отличается не столько оригинальной теоретической концепцией, сколько подходами, отдельными практическими приемами и, главное, терминологией. «Прародители» классических направлений, вероятно, с трудом бы распознали в описании современных трактовок собственные «детища». Ныне практикующие психологи, как правило, используют некие эклектические гибриды, уходящие корнями в разные теоретические школы.

Концепция данного краткого руководства потребовала отказа от привычной идеи схематического описания базовых психокоррекционных школ в их оригинальном изложении. Подобной информации «из вторых рук», в форме пересказов методов, накопилось более чем достаточно. Такой подход больше отвечает пониманию истории психологии, чем современной психологии. Серьезный научный подход подразумевает отсев устаревших данных и изложение только важного, причем стандартными терминами. Решено было остановиться на кратком аналитическом обзоре. При описании методов выделено главное. Отдельные второстепенные детали, естественно, могли быть упущены. Фактически речь идет о попытке описать современное состояние проблемы в рамках единой концепции. Специфичная «сленговая» терминология заменена, по возможности, доходчивыми синонимичными понятиями. Такой прием позволил соединить отдельные разрозненные элементы в достаточно стройную универсальную систему.

Ключевые слова: Психотерапия, Методики
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Психотерапевтические методы лечения психических расстройств
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Способность к лидерству (Автор Р. С. Немов)
Урбанович А. А. Психология управления
Социотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Библиотерапия
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Тест умственного развития младших подростков (ТУРП)
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Факторы лечебного действия психотерапии. Эффективность психотерапии
Александров А.А., Современная психотерапия
Поведенческая психотерапия
Соловьева С.Л., Психотерапия
Методики оценки нарушений внимания и работоспособности в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий