Главным результатом психологической помощи является достижение необходимых и желаемых изменений у субъекта воздействия. По мнению Дж. Зейга, изменению в психотерапии подлежат «убеждения, способы познания, поведение, вытесненные переживания, непрерывно происходящее восприятие самого себя или окружающего мира» (Психотерапия..., 2009, с. 15).
Для оказания эффективной и результативной помощи в кризисных и экстремальных ситуациях необходимо точно понимать сущность и различия таких понятий как условия, факторы, методы и технологии психологической помощи, а также психологические механизмы изменений у субъекта в процессе психотерапии.
Психотерапевтические условия — это достаточно широкое понятие, включающее в себя весь спектр организации процесса психологической помощи, от сеттинга — организации пространства и времени — до психологической атмосферы принятия, безоценочности, поддержки, эмпатии и т. п., которые создают наиболее благоприятные обстоятельства для позитивных изменений у субъекта.
Психотерапевтические факторы — более узкое понятие, в котором выделяются отдельные, наиболее значимые (действенные) условия, инициирующие необходимые и желательные изменения у субъекта. Например, психотерапевтический контакт (альянс), а также контракт являются одновременно и условием, и фактором для психологических изменений у субъекта.
Методыи технологии — это специально организованная система воздействий на субъекта психотерапии для достижения у него планируемых изменений.
В учебниках по психотерапии и консультированию обычно выделяются факторы и условия, способствующие изменениям, а также виды воздействий и вмешательств, инициирующие их. Представитель экзистенциальной психологии И. Ялом в книге «Теория и практика групповой психотерапии» писал: «Я считаю, что терапевтическое изменение — это чрезвычайно сложный процесс, который возникает в запутанном переплетении элементов человеческого опыта, и эти элементы я буду называть “терапевтическими факторами”» (Ялом И., Лесц М., 2009, с. 21). Он выделил следующие 11 первичных факторов психотерапии:
- вселение надежды;
- универсальность переживаний;
- снабжение информацией;
- альтруизм;
- корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы;
- развитие навыков социализации;
- имитационное поведение;
- межличностное (интерперсональное) научение;
- сплоченность группы;
- катарсис;
- экзистенциальные факторы.
Эти факторы И. Ялом рассматривал в контексте групповой психотерапии. Однако большинство из них применимы и к индивидуальной психотерапии, за исключением сплоченности, являющейся исключительно феноменом групповой динамики. Из этих факторов собственно психологические механизмы — это только катарсис, имитационное поведение и межличностное научение. Остальные являются либо психотерапевтическими условиями, либо частью методов и техник.
В современной практике психологической помощи такие понятия, как «механизмы психологической защиты личности» и «механизмы совладания (копинг-механизмы)» являются общеупотребимыми и рассматриваются как универсальные вне зависимости от концептов отдельных психотерапевтических школ.
Понятие «психологические механизмы изменений» также универсально, оно принципиально отличается от условий, факторов и методов тем, что является исключительно интрапсихическим, т. е. эти механизмы целиком происходят внутри субъекта. Примером может служить общеизвестный психологический механизм «интери-оризации» в трактовке Л. С. Выготского (Выготский Л. С., 1983).
Процессы изменений у человека происходят в соответствии с законами общих теорий изменений (И. Пригожина, В. Арнольда, Э. Лоренца и др.), положениями психологических теорий возрастных изменений, в частности теории Л. С. Выготского, психологической концепции изменений К. Левина. Ими задаются общие концептуальные рамки работы психологических механизмов изменений.
Концепция изменений в теории Курта Левина предполагает фазовую (цикличную, т. е. повторяющуюся) природу процесса психологических изменений в психотерапии, состоящую из трех фаз: «размораживание», «изменение/движение» и «повторное замораживание».
Таким образом, в терминах процесса психотерапии эти три фазы цикла изменений включают в себя:
фаза 1. Временное «изменение-сдвиг» («размораживание» по К. Левину — нарушение стабильности системы) — временное, непродолжительное, неустойчивое. Сдвиг обязательно предшествует устойчивому изменению, он расшатывает привычную картину мира и ощущения себя в нем субъектом. Фундаментальная основа изменения-сдвига — эмоциональная, т. е. изменение эмоционального состояния, сильное переживание, эмоция, чувство. Иначе говоря, уже само переживание кризисной или экстремальной ситуации является предпосылкой развития устойчивых расстройств как антипсихотерапевтического изменения. Именно на этом основан принцип безотлагательности психологической помощи, который позволит избежать негативных последствий и даже способствует личностному росту субъекта;
фаза 2. Устойчивое «изменение-переструктурирование» — системное новообразование в структуре личности, стабильное и структурированное. Основа изменения-переструктурирования — смена смыслов, значений или появление новых. То есть человек именно в этой фазе психотерапии приходит к субъективному ощущению управления ходом собственной жизни и восстанавливает упорядоченную и непротиворечивую картину мира и себя в нем. В данной фазе обязательно происходит изменение эмоциональной оценки-отношения к миру, событиям и к самому себе;
фаза 3. Стабильное «изменение-действие» (закрепление и стабилизация новой системы) — новые устойчивые виды поведения, реакций, эмоциональных состояний. Результатом изменения-действия является изменение поведения-реакций, достижение устойчивых эмоциональных состояний, эффективных механизмов саморегуляции и работа копинг-механизмов личности.
Модель К. Левина стала общепринятой при работе с психотерапевтическими группами, а также с организациями, где они рассматриваются как стадии или ступени развития изменений. Иначе говоря, объект «размораживания» и другие представляют собой группу. Тем не менее циклическая динамика процесса психотерапии применима как к изменениям группы, так и к отдельному клиенту, т. е. она универсальна. Индивидуальный цикл изменений участника группы может не совпадать с циклом и фазами развития группы, но происходит по той же схеме. Феномен более быстрых и радикальных изменений у субъектов в группе стимулируется тем, что сама группа одновременно проходит аналогичный процесс. В индивидуальной психотерапии механизмы изменений инициируются труднее, количество циклов изменений больше, они менее выражены, процесс психотерапии развивается по спирали. Это вынуждает психотерапевта постоянно оценивать достигнутые результаты, соотнося их со своими планами и прогнозами.
Различные теоретические конструкты психологических механизмов изменений были выявлены в ходе обширного анализа концепций личностного роста (Фрейд-жер Р., Фэйдимен Д., 2002), для которых задаются модели личностного роста в консультировании и психотерапии в разных теоретических направлениях (табл. 15.1).
Само понятие «психологический механизм» очень широкое и подразумевает наличие в себе совокупности факторов, условий и закономерностей взаимодействия человека с окружающей действительностью, которые обеспечивают функционирование человека в окружающем мире. Разные авторы по-разному интерпретируют это понятие, рассматривая его как структурный или процессуальный аспект явления. В частности, Л. С. Выготский, рассматривая процесс психического развития, отталкивался от вопроса, чем оно вызвано, и определил в качестве его механизма систему отношений между индивидом и средой (Выготский Л. С., 1983).
Ряд определений понятия «психологический механизм» сходится в одном — оно отражает процесс личностного развития и не противоречит пониманию целей психологической помощи. Л. И. Анцыферова определяет «психологические механизмы» как «закрепившиеся в психологической организации личности функциональные способы ее преобразования, в результате чего появляются различные новообразования, повышается или понижается уровень организованности личностной системы, меняется режим ее функционирования» (Анцыферова Л. И., 1981, с. 8).
Следовательно, психологическим механизмом изменений в психотерапии является особым образом выстроенный внутренний (интрапсихический) процесс, который позволяет преобразовать устойчивые эмоциональные состояния субъекта, его систему отношений к себе и окружающему миру, его поведение и реакции на происходящие события, его систему ценностей и смыслов в сторону повышения уровня психологического благополучия и жизнестойкости личности.
Анализ концептуальных моделей различных психотерапевтических школ и направлений позволил выделить следующие феномены, отвечающие определению психологических механизмов изменений в психотерапии (Беркалиев Т. Н., 2012б).
- Осознавание (в том числе его высшая форма — инсайт) — механизм, описанный З. Фрейдом в рамках психоанализа, — в первую очередь направлен на развитие и укрепление Эго путем перевода из бессознательного в сознание детерминант эмоциональных реакций и отношений субъекта, что позволяет ему воспринимать себя как упорядоченную и доступную пониманию систему в окружающем мире. Этот процесс повышает уровень саморегуляции и улучшает взаимодействие с окружающим.
- Катарсис (или эмоциональное отреагирование) — также пришедший из психоанализа механизм, который путем разрядки эмоционального напряжения позволяет изменить эмоциональное состояние субъекта и способствует улучшению эмоциональной регуляции.
- Научение (в том числе подражание, имитация и т. п.) — общий механизм, изученный в рамках бихевиоризма и включающий в себя большое количество его локальных механизмов, которые основаны на природной способности человека к научению и развитию. Он направлен на модификацию поведения и реакций, способствует совершенствованию управления поведением, а также развивает способности к достижению самоэффективности субъекта в его жизнедеятельности.
- Переоценка значений и смыслов (переформулирование, масштабирование и т. п.), а также их интериоризация — механизмы, изученные в рамках когнитивной и экзистенциальной психологии. В первую очередь они направлены на произвольное построение картины мира и определения своего места в нем таким образом, чтобы ощущать осмысленность своего существования как глобальной задачи человека. Кроме того, они решают задачи упорядочения системы отношений к окружающему миру и самому себе, происходящим событиям. Они помогают также трансформировать и модифицировать систему субъективных ценностей. Традиционно направлены на преодоление экзистенциальных проблем — одиночества, страха смерти и т. д.
- Ощущение присоединения, принадлежности с идентификацией, включенности и общности (в противоположность изоляции) — механизм, выделенный в рамках гуманистической психологии, — позволяет почувствовать себя частью мира и человечества. Достигается путем безусловного принятия, понимания и эмпатии. Дает возможности для развития и самореализации, преодоления страха неопределенности и непредсказуемости жизни. Повышает жизнестойкость, помогает преодолеть потребность в симбиотических отношениях, снижает базовую тревогу. Помогает реализовывать стремление к свободе и устанавливать партнерские отношения с окружающими.
- Эмоциональное заражение — механизм, выделенный в психологии влияния и психиатрии как способность человека воспринимать эмоции других людей, «заражаться» ими. Обеспечивает работу фактора внушения надежды, помогает изменять эмоциональное состояние субъекта, способствует укреплению веры в возможность позитивных изменений, в собственные возможности.
- Экстатическое переживание (пик переживания, трансцендентальное переживание, творческое и т. п.) — механизм, описанный в трансперсональной и экзистенциальной психологии. Дает ощущение полноты и осмысленности жизни, чувство включенности и единения с миром, внутренней гармонии.
Описанные механизмы в процессе психотерапии задействуются у субъекта психологической помощи в сложных сочетаниях, усиливают и подкрепляют друг друга, происходят у человека одновременно и практически никогда не идут по отдельности. Какие-то из них являются в определенный момент ведущими, а остальные дополнительными. Профессиональный специалист должен уметь опознавать их наличие, а также их значение в данный момент и реальный психотерапевтический потенциал.
Психологическая помощь в кризисных и экстремальных ситуациях имеет свои специфические принципы, которые способствуют достижению нужного результата. Такими принципами являются: принцип нормализации, принцип безотлагательности и приближенности к месту событий, принципы партнерства и повышения достоинства личности, учета индивидуальности и поощрения самовыражения. Необходимые в кризисных и экстремальных ситуациях быстрота, точность, эффективность и результативность психологической помощи возможны при четком понимании алгоритма процесса терапии, точном определении текущей фазы, знании сущности психологических механизмов и умении их максимально использовать.