Психологические идеи Древнего Рима

В Древнем Риме продолжалось развитие знаний о психике человека. Наиболее важной проблемой для древнеримских мыслителей являлась проблема души, которая активно разрабатывалась в трудах многих мыслителей. Наибольший вклад в развитие психологического знания внесли Цицерон Л. Кар, К. Гален.

Цицерон (106-43 гг. до н.э.), древнеримский философ, политик, оратор, автор трудов «Республика», «Закон», «Оратор», «О природе богов». Воззрения Цицерона на сущность души включали в себя идею о том, что разумная душа оживляет тело, являющееся для неё вместилищем. Цицерон полагал, что человек отличается от животного разумной душой. Благом для человека является деятельность, направленная на усовершенствование души и тела. Качествами идеального человека, по Цицерону, являются: знание, мудрость, мужество и справедливость. Цицероном была высказана идея о том, что всегда есть возможность для утешения и лечения души.

Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), древнеримский философ и поэт, великий просветитель античности. Биографические сведения о Лукреции Каре немногочисленны. Сохранился его главный философский труд «О природе вещей», из которого следует, что Лукреций Кар разделял взгляды Демокрита и с помощью атомистического принципа стремился дать объяснение всем явлениям окружающей действительности. Лукреций Кар считал, что душа материальна и является прижизненным спутником человека, и что говорить о потусторонней жизни души бессмысленно. Душа - это подвижная субстанция, состоящая из воздуха и огня. Душа неоднородна и имеет две стороны: «аниму» и «анимус». Анима рассеяна по всему телу человека и отвечает за растительные функции организма. Анимус (Дух), локализуется в области груди, являясь более совершенной частью души, которая наделяет человека чувствительностью и разумом.

Лукреций Кар полагал, что причиной возникновения всех вещей в природе являются так называемые первичные тельца, которые распадаются после своей гибели. Первичные тельца неделимы, крепки и отличаются друг от друга конфигурацией и весом. Жизнь на земле возникла в результате случайного сочетания первичных телец.

Лукреций Кар, будучи противником религиозных (мифологических) объяснений возникновения жизни, полагал, что источником религии является страх, а в основе прогресса человечества лежат потребности, опыт и разум.

Лукрецием Каром была высказана идея о том, что человек воспринимает предметы окружающего мира с помощью так называемых «специй», микроскопических образов, истекающих от предметов и попадающих в органы зрения. По мнению Лукреция Кара, источником заблуждения человека являются его суждения.

Клавдий Гален (130-200 гг. до н.э.), древнеримский мыслитель и врач, автор первого целостного описания анатомии человека. Гален долгое время был врачом у гладиаторов; занимаясь вскрытием трупов, он детально изучил основные физиологические системы организма человека, представив данную информацию в фундаментальном труде «О частях человеческого тела».

По мнению Галена, органами души человека являются мозг, сердце и печень. Локализующаяся в мозге часть души отвечает за разум человека, благодаря психической пневме, под которой подразумевается очищающаяся на пути в мозг кровь. Находящаяся в сердце часть души отвечает за проявление эмоций и аффектов. Локализующаяся в печени часть души отвечает за проявление потребностей и влечений.

Клавдий Гален сделал попытку описания строения нервной системы человека, предположив, что она является основой человеческой души. Гален считал, что нервные волокна по своему составу идентичны головному мозгу и представляют собой своего рода жгуты, по которым движется психическая пневма. Галеном была разработана типология нервов и выделены два типа нервов: мягкие и твёрдые. Мягкие обеспечивают перемещение психической пневмы к органам чувств, а по твёрдым нервам психическая пневма перемещается к мышцам. Гален считал, что каждому органу чувств соответствует определённый вид пневмы, сообразный типу раздражителя, воздействующего на тот или иной орган чувств (у глаза пневма зрительная, у уха - звуковая и т.д.).

Занимаясь разработкой проблемы аффектов, Гален высказал предположение о том, что аффекты необходимо рассматривать в контексте изменения состояния крови. Придавая большое значение роли крови в организации жизнедеятельности организма, Гален сделал вывод о том, что темперамент человека зависит от преобладания венозной или артериальной крови. В первом случае люди медлительны, пассивны и заторможены, во втором люди энергичны и активны.

Ключевые слова: История, Античность
Источник: Константинов В.В., История психологии
Материалы по теме
Социальные учения Античности
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Психологические идеи древней Греции
Константинов В.В., История психологии
Психологические идеи арабского востока
Константинов В.В., История психологии
Направления в искусстве 19 века
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
История возникновения рекламы
Катернюк А.В., Рекламные технологии
Скептицизм в Древнем Риме
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
«Левиафан» Т. Гоббса
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Основные концепции философии истории
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Оставить комментарий