Психоаналитические концепции культуры Юнга

Крупным представителем психоаналитического направления в культурологической мысли конца XIX в. по праву считается Карл Густав Юнг (1875-1961).

Приступая к рассмотрению юнговской теории культуры, прежде всего необходимо сказать, что у Юнга образ культуры более иррационализирован, чем у Фрейда. В аналитической психологии базисом культуры выступают архетипы родового бессознательного.

Родовая память, передаваемая из поколения в поколение, не только определяет своеобразие культуры как таковой, но и является ее предпосылкой в горизонте человеческой истории. Культура Юнгом рассматривается как нечто объективное, возникающее в процессе человеческой практики.

Базовым элементом культуры, с точки зрения Юнга, являются мифы, в которых наиболее явственно проявляются архетипы коллективного бессознательного. Отсюда проистекает то внимание, которое Юнг уделял рассмотрению проблем мифологического сознания.

В своих работах создатель аналитической психологии много места отводит вопросам типологии культуры. Он предлагает свое собственное решение этой важнейшей проблемы. Исходной точкой для Юнга является понимание наличия в человеческом сообществе двух основных психологических типов - интровертивного и экстравертивного, которые являются носителями ценностей различных культур.

Западноевропейская культура, считает Юнг, по своим базовым установкам может быть классифицирована как культура экстравертивная, культура же Востока - как интровертивная.

Непонимание этого обстоятельства, считает Юнг, оборачивается огромными просчетами, осложняет контакты между народами, рождает неоправданные ожидания на взаимопонимание в тех случаях, когда взаимопонимания в принципе быть не может или оно труднодостижимо. Юнг выступает против того, чтобы ценности культуры «фаустовской цивилизации» навязывались другим народам, ибо у них другой менталитет, другой национальный характер, другая историческая судьба.

Юнг весьма критично относится к культуре «фаустовской цивилизации». Создатель аналитической психологии подчеркивает, что она явно не является высшим типом, что в ней отсутствует ярко выраженное духовное начало, которое отличает культуру Востока.

Особое внимание Юнг обращает на негативные последствия рационализации общественной жизни, которая не позволяет решать коренные проблемы человеческого бытия. Западноевропейский человек, с его точки зрения, постоянно пребывает, образно говоря, в дымке самоокуривания, и это не позволяет ему самокритично взглянуть на себя и на ту культуру, которую он создал. Юнг подчеркивает, что на интуитивном уровне последствия тотальной рационализации ощущаются практически каждым мыслящим членом западного общества, который пытается выйти из ситуации, погружаясь в мир мистики и религии. Он обращает внимание на тот факт, что теория Эйнштейна и квантовая механика появились именно в условиях «фаустовской цивилизации», как и высокоразвитое промышленное производство, машинная техника и средства массовой коммуникации. Юнг подчеркивает, что все это пришло на Восток в результате экономической и политической экспансии Запада, который с давних пор организовывал свою жизнь на принципиально иных началах, чем другие страны. Но установка Запада на тотальную рационализацию принесла не только сладкие, но и горькие плоды. Человек западного общества все более ощущает себя «одномерным» (Г. Маркузе) существом, которое не может и не желает жить по законам техники, где рациональное начало проявляется наиболее явственно. Юнг пишет: «... идолы и ценности нашего сознательного мира должны быть развенчаны», ибо это единственное средство удержать западный мир на пороге гибели. Поиск новых идеалов и ценностей, с его точки зрения, представляет самую важную задачу сегодняшнего дня.

Составной частью культурологической теории Юнга является его концепция культурного диалога. Последний, по его мнению, суть реальность. Более того, во взаимодействии Запада и Востока есть огромный смысл, прежде всего для Запада, который от обмена культурными ценностями получает больше, чем Восток.

Вообще, с точки зрения Юнга, именно на Востоке необходимо искать истоки современной западноевропейской культуры. Подтверждение справедливости своего тезиса он находит в азиатском происхождении христианства, в том облике Рима периода заката, где нравы и обычаи были вполне азиатскими, как азиатским был и сонм римских богов. Юнг считает, что современный европейский человек плохо представляет себе влияние Востока на Запад. К тому же он не осознает, что это влияние явно нарастает со временем и недалек тот день, когда восточная составляющая будет преобладающей в западноевропейской культуре.

С точки зрения Юнга, это отнюдь не будет трагедией для западноевропейской культуры, ибо последняя заблудилась на дорогах истории. Сейчас идет поиск новых альтернатив.

Пока этот поиск новых ценностей, считает Юнг, ощутимых результатов не дал. «Культурным героем нашего времени» является шофер с его пониженным интеллектом и ярко выраженной страстью к обогащению. Но он убежден, что неизбежно наступит время торжества новой духовной культуры. Создатель аналитической психологии не раскрывает тот смысл, который он вкладывает в это понятие, но из контекста его рассуждений можно сделать вывод о том, что речь идет о культуре, синтезирующей высшие достижения Востока и Запада и способствующей обретению человеком самого себя. Вместе с тем у Юнга звучат и пессимистические нотки. Будучи человеком науки, стремящимся к объективной и непредвзятой оценке, он высказывает большие сомнения в том, что проблема перехода к новой духовной культуре будет решена в ближайшее время. Причину невозможности решения данной задачи сейчас он видит прежде всего в усиливающейся экспансии американской культуры, разрушающей традиционные ценности западноевропейской культуры которая постепенно утрачивает свой созидательный потенциал.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.