Представления о культуре в психоанализе Фрейда

3. Фрейд является создателем психоаналитической теории культуры. Взгляд Фрейда на культуру - это взгляд врача-психоаналитика, видящего в продуктах культурно-творческой деятельности человека прежде всего результат столкновения, противоборства тех сил, которые коренятся в бессознательном и человеческом разуме.

Наиболее полно фрейдовская концепция культуры изложена в его работе «Неудовлетворенность культурой», которая вышла в свет в 1930 г. Отдельные фрагменты фрейдовской теории культуры получили достаточно глубокую проработку в таких ранних работах, как «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Тотем и табу», «Будущее одной иллюзии», «Психопатология обыденной жизни», «Я и Оно» и др.

Культуру Фрейд трактует как сумму человеческих достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и регулированию взаимоотношений между людьми.

С точки зрения основателя классического психоанализа, все, что способствует обработке земли, защите человека от природы, что приносит ему практическую пользу, имеет самое непосредственное отношение к миру культуры.

Первыми подлинно культурными деяниями, как утверждает Фрейд, было:
а) укрощение огня,
б) постройка жилища,
в) изобретение орудий труда, благодаря которым человек получил возможность резко уменьшить свою зависимость от природы.

Однако, по мысли Фрейда, не только установление подобных взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о существовании культуры в том или ином обществе. «В ряду требований, предъявляемых культурой, - пишет он, - чистоплотность, красота и порядок занимают особое место». Хотя они и не обладают статусом жизненно необходимых и полезность их для некоторых сомнительна, их, по мнению Фрейда, нельзя рассматривать как нечто второстепенное.

К числу конституирующих характеристик культуры Фрейд относит и наличие уважительного отношения к высшим формам психической деятельности, интеллекту, к достижениям науки и искусства. Если в какой-либо стране, отмечал Фрейд, существует пиететное отношение к тем, кто создает художественные полотна и архитектурные ансамбли, кто пишет стихи и драматические произведения, кто занимается исследовательским и преподавательским трудом, то тогда есть весомые основания назвать такую страну культурной.

Особо Фрейд подчеркивает, что в стране с высокой культурой непременно должна быть развита философия и существовать интенсивная религиозная жизнь. Но самой важной чертой подлинно культурного общества Фрейд считает наличие в нем определенного типа отношений между людьми, которые базируются не на признании права сильного, а на признании принципа равноправия и взаимозависимости людей друг от друга.

Отсюда Фрейд делает вывод, имеющий принципиальное значение для понимания его культурологической теории: «первое требование культуры заключается в требовании справедливости».

Справедливость Фрейд понимает как насущную необходимость всех и каждого подчиняться требованиям культуры, обуздывать свои первичные инстинкты, разгул которых превращает социальную жизнь в войну всех против всех.

Из фрейдовского понимания культуры как предохранительного механизма, препятствующего проявлению темных сил первичных влечений и эмоций, логично вытекает и решение вопроса об индивидуальной свободе как критерии существования культуры.

Фрейд ставит под сомнение широко распространенный тезис о том, что каждый шаг на пути культуры есть одновременно и шаг к свободе.

Он предлагает свое собственное решение этой сложной и до сегодняшнего дня не имеющей однозначного толкования проблемы. Фрейд провозглашает тезис: «Индивидуальная свобода не есть достижение культуры». С его точки зрения, максимальной свободой обладал первобытный человек, но для него она не была самоценностью, ибо она им не осознавалась как таковая. Фрейд подчеркивает, что свобода может быть враждебна самим основам культуры, что в истории сплошь и рядом встречаются случаи, когда жажда свободы «неукрощенной личности» оборачивается разрушительными действиями, уничтожением не только отдельных форм культуры, но и ее самой. Фрейд убежден, что человек всегда будет защищать свои притязания на индивидуальную свободу и в этом коренится исток его перманентного конфликта с обществом, который в принципе не уничтожим ни при каких социальных пертурбациях. Вся история, с точки зрения Фрейда, есть не что иное, как поиск разумного компромисса между неискоренимым стремлением человека к безграничному проявлению своих влечений и требованиями культуры. Только тогда, когда этот компромисс достигается, общество превращается в относительно устойчивую систему. Если он отсутствует, то общество сотрясают беспрерывные конфликты и потрясения. Оно в полном смысле становится больным из-за резкого увеличения числа невротиков, которые, испытывая давление моральных и правовых норм, стремятся освободиться из сети социальных связей, ограничивающих проявление их биологических инстинктов, и потому находящихся в состоянии непрекращающейся войны с социальной системой.

Фрейд ставит под сомнение и другую посылку, которую разделяли в его время (да и сегодня разделяют) многие философы, культурологи, психологи и педагоги. По его мнению, путь культурного развития человечества не есть путь к его совершенствованию.

Противоположную точку зрения он считает устоявшимся предрассудком, не имеющим под собой никакого основания, ибо, как он утверждает, вектора движения в историческом пространстве культуры и человека как рода все дальше расходятся друг от друга.

Рассуждая о природе культуры, Фрейд устанавливает аналогию между процессом ее развития и процессом формирования либидо у индивида. На конкретных примерах он показывает, что по мере взросления человека происходит переключение его сексуальной энергии на другие предметы, в результате чего возникают такие свойства характера, как бережливость, чистоплотность, стремление к порядку. Этими же обстоятельствами он объясняет возникновение в ходе культурного развития человечества новых моральных и правовых норм, эстетических принципов, обычаев и традиций. С его точки зрения, здесь действует один и тот же механизм сублимации, который играет огромную роль в производстве культурных ценностей.

Фрейд, подчеркивая то огромное значение, которое имеет сублимация в процессе создания продуктов духовной деятельности человека, определяет ее как «связанную культурой судьбу первичных позывов». Он обращает внимание на то, что неудовлетворенность инстинктивных влечений чревата самыми серьезными последствиями. Именно поэтому искусство, «переключающее» энергию либидо с одних предметов на другие, позволяющее снимать психологическое напряжение путем погружения человека в вымышленный мир образов, красок и звуков, играет такую большую роль в общественном бытии.

Говоря о краеугольных камнях, на которых зиждется психоаналитическая концепция культуры, необходимо остановиться на фрейдовском понимании любви. Он был первым, кто связал идею любви с идеей культуры. Более того, он показал, что любовь является краеугольным камнем культуры, без которого здание культуры рухнет в одночасье. Любовь, в понимании Фрейда, - единственный путь, позволяющий достичь максимального чувственного наслаждения, а следовательно, счастья. Без нее существование человека как социального существа невозможно, как невозможно его существование без воздуха, пищи и воды. Но главная функция любви, с точки зрения создателя классического психоанализа, состоит в том, что она снимает противоречие между культурой и биологической природой человека. Говоря другими словами, она является единственным средством разрешения антиномии культура-натура, если использовать термины культурологической теории.

Культура в психоаналитической концепции не есть нечто неизменное, ставшее, данное раз и навсегда. Она возникает на определенной стадии общественного развития, когда появляются представления о морали, когда регуляция поведения людей начинает осуществляться с помощью законов, когда появляется понятие «табу» и возникает система санкций за его нарушения. Культурная история человечества, по Фрейду, начинается с того момента, когда сыновья главы первобытной орды, изгнанные им за пределы стада, убивают и съедают его, дабы положить конец единоличному обладанию самками. После акта отцеубийства, считает Фрейд, сыновьями овладевает раскаяние и они накладывают запрет на совершение подобных действий. Впоследствии образ отца, которого запрещено убивать, слился с тотемным животным, которое сакрализировалось и которое рассматривалось как воплощение мифических сил, покровительствующих роду. Так возникли тотем и табу, которые являются первоэлементами любой культуры. Элементом культуры является и религия, которая возникает гораздо позже. Возникновение религиозных верований Фрейд связывал с существованием у человека потребности в защите от неуверенности и страха, вызываемых подавленными первичными влечениями. Говоря другими словами, религия суть универсальный невроз навязчивости. Невроз же, с этой точки зрения, может рассматриваться как личная религия каждого индивида.

Таково в самых общих чертах понимание культуры, выработанное классическим психоанализом.

Ключевые слова: Культура, Психоанализ
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Психоаналитическая школа в культурологии
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Психоаналитические концепции культуры Юнга
Монина Н.П., Культурология
Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Психологическая и неофрейдистская концепция культуры
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Влияние язычества на русскую культуру
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура Московской Руси
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Возрожденческие представления о культуре
Монина Н.П., Культурология
Культура управления
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Оставить комментарий