В протестантизме отсутствует общепризнанная религиозная философия. Протестантизм как религиозное направление возник как антикатолическое движение периода Реформации. Это одна из христианских конфессий наряду с католицизмом и православием. Оформление протестантизма связано с деятельностью М. Лютера и Ж. Кальвина. Протестантская философия XX века в своей эволюции, несомненно, отправляется от того круга идей, что возник в эпоху Реформации и выражен, прежде всего, в сочинениях М. Лютера и Ж. Кальвина.
М. Лютер — немецкий священник, сформулировавший 95 тезисов против учения католической церкви. Это событие повлекло за собой как политическую, идеологическую, так и в некоторых странах военную борьбу против католицизма. Нужно подчеркнуть, что это была борьба не против религии, а против существующих порядков в высших религиозных институтах, управляющих церковью. Требования реформаторов — приблизить церковь к верующим, гуманизировать её, сделать ближе к людям, сделать общение людей с Богом прямым, без посредников в лице священников. Обряды необходимо упростить и сделать понятными для верующих. Среди светских требований: ограничение власти папы в государственных делах, автономия светской власти и даже освобождение культуры и образования от религии.
В сочинениях Лютера очевиден интерес к динамике истории, что вытекает из его внимательного отношения к Библии и философии Августина. «Град Божий» предстаёт у Лютера сообществом людей, обладающих озарением веры, а не исторически конкретным социальным объединением. Человек полностью, как он считал, подчинён божественному предопределению, и конечное торжество «града Божия» возможно только за рамками мирской истории. Таким образом, оборотной стороной его радикально-эсхатологических воззрений оказывается неприятие культурно-исторической деятельности человека.
Другим лидером протестантского движения был французский теолог Жан Кальвин. Продолжая линию историософских размышлений Лютера, он попытался найти одновременно аргументы в пользу оправдания земной активности человека. Он считал, что путь к спасению человека лежит в добросовестном отношении к своему делу, к профессии. Добросовестная работа — это не только путь к зарабатыванию денег, но служение Богу. Признаком избрания человека для спасения Богом является успех в работе. В соответствии с религиозным учением Богом заранее предопределено, кто должен быть спасён, а кто должен будет погибнуть. Поскольку никто из смертных не знает, к какой группе он принадлежит, пусть каждый надеется на спасение и добросовестно трудится на своём месте. Ж. Кальвин добивался существенного изменения во внутрицерковных порядках: запрета на пышные одежды и религиозные обряды, установления пасторами надзора за населением и воспитанием у верующих аскетизма.
Реформаторское движение и протестантизм сами по себе способствовали ликвидации монополии католической церкви, способствовали новому типу социализации человека, основанному на индивидуализме, на приоритете интересов личности над интересами общества и государства.
Религиозная философия протестантизма существенно отличается от религиозной философии католицизма, во-первых, тем, что она не является официальной философией протестантизма как единой религиозной конфессии. В структуре протестантизма выделяются относительно самостоятельные церкви — лютеранская, кальвинистская, цвинглианская и т. д., а также множество сект. Всего в мире насчитывается около 400 миллионов протестантов. И хотя в последнее время наблюдается тенденция к интеграции внутри протестантизма, всё же назвать его единым направлением сложно. Во-вторых, отличие религиозной философии протестантизма заключается в отказе от исследования проблем онтологии, гносеологии и пр. и сосредоточении преимущественно на социальной и этической проблематике, а также крайний рационализм.
Учение протестантизма основывается на отречении от Рима и полном отречении от католицизма, а также на двух фундаментальных идеях — Sola fide (только вера) и Sola scriptula (только Писание). Для понимания Писания не нужны никакие посредники, т. е. все верующие являются священниками; для спасения нужна только вера во всё, что сказано в Библии, — это убеждение в том, что спасение — только в личной вере, в любви и в добрых делах, которые совершаются не из-за страха вечных мучений, а в стремлении протестантов строить свою жизнь исключительно по слову евангелия, то есть жизни по вере.
В религиозной философии протестантизма центральное, пожалуй, место занимают проблемы этики, хотя сам этот термин практически в протестантской философии не употребляется. Основы протестантской этики были заложены ещё М. Лютером и Ж. Кальвином, среди философов, внесших значительный вклад в разработку этой проблематики, можно выделить К. Барта и П. Тиллиха.