Философия Пьер Тейяр де Шардена

Крупный учёный-естествоиспытатель и одновременно священник-иезуит, создатель доктрины христианского эволюционизма, один из создателей теории ноосферы. С одной стороны, Тейяр де Шарден (1881—1955 гг.) — воспитанник иезуитского колледжа. В 18 лет он стал монахом, вступив в орден Иисуса, и его жизнь практически постоянно проходила под контролем католической церкви. С другой стороны, ещё в колледже он увлёкся естествознанием и после вступления в монашеский орден получил благословение на изучение геологии и палеонтологии. Он был известен в научных кругах как один из открывателей синантропа.

Однако Тейяр де Шарден не забывал о своём религиозном призвании, он стремился использовать свои широкие познания для модернизации христианства. Это привело к конфликтам с руководством ордена, Тейяру де Шардену было запрещено заниматься публичной деятельностью и предписано ограничиться чисто научной работой, хотя он был к этому времени (1925 г. ) уже профессором Католического института в Париже. Поскольку его идея модернизации католического вероучения не соответствовала социальной доктрине католицизма, 

Ватикан запретил публикацию его философских работ, и они были изданы только после смерти автора.

Публикация его работ повлекла за собой широкие дискуссии не только среди католиков, но, по существу, среди философов всех направлений неклассической философии, включая представителей марксизма. Идеи Тейяра де Шардена горячо приветствовали представители модернистского направления в католицизме, более того, многие из них называли его новым Фомой Аквинским и пророком XX века.

Социально-политические события в XIX—XX веках, рост научно-технического прогресса повлекли за собой разрыв между светским и религиозным сознанием и мировоззрением. Сегодня уже церковь, недавно осуждавшая модернизм, признаёт необходимость обновления. Католическая церковь хотела бы получить научно обоснованное, аргументированное толкование своих принципов. Но это должна быть такая модернизация, которая не затрагивает основы католического вероучения и отношения церкви с капиталистическим обществом. В то время Ватикан ещё весьма часто защищал устои капитализма.

Тейяр де Шарден — специфический представитель модернизма. В его доктрине заметное место занимают элементы научного миропонимания и идеи гуманизма, которые не всегда вписываются в неотомистскую доктрину католицизма. По существу, Тейяр де Шарден и его единомышленники оказались в оппозиции к традиционной линии католической церкви. Последовала довольно решительная реакция: конгрегация священной канцелярии потребовала изъять все книги Тейяра де Шардена из библиотек духовных учебных заведений, а в 1962 году его взгляды были публично осуждены. В наше время отношение Ватикана к Тейяру де Шардену изменилось, идёт процесс освоения его духовного наследия.

Не желая противопоставлять себя официальной теологии и философии католицизма, Тейяр де Шарден определяет свою философию как научную феноменологию. Он применяет феноменологический метод для разработки концепции эволюционного развития Вселенной, причём ключ к пониманию эволюции Вселенной видит в эволюции человека. Это позволило ему экстраполировать присущие только человеку качества на природу с целью её одухотворения и оживления, а с другой стороны — послужило аргументом для оправдания применения биологических категорий к истолкованию социальных процессов. Однако феноменологию Тейяр де Шарден понимает по-своему. Если Гуссерль и его последователи основной задачей считают очищение сознания от эмпирических данных, то Тейяр де Шарден видит феноменологическое объяснение действительности в раскрытии того, что человек включён в объективный процесс эволюции мира, что сознание человека является частью этого процесса, что это сознание и выражает, и отражает этот процесс эволюции.

Тейяр де Шарден, как и неотомисты, старается согласовать религиозное миропонимание с выводами современной науки, но его не удовлетворяет система категорий в томизме, в котором дух противопоставляется материи, форма отделена от содержания, сущность от существования. Эта система определяет застывшую картину мира, где нет места развитию, а все изменения, переходы на новую ступень объясняются вмешательством Бога. Тейяр де Шарден, будучи учёным-естество-испытателем, в соответствии с требованиями науки рассматривает мир как развивающуюся систему, поэтому естественно, что в его учении появляются элементы материализма и диалектики. Эта концепция, через которую красной нитью проходит идея эволюции, представляет собой целостное учение. Тейяр де Шарден намеревался вернуть философии методологическую функцию, преодолеть противопоставление философского и научного познания. Однако он абсолютизирует понятийный аппарат биологии и при этом опирается на принципы идеалистической философии.

С одной стороны, Тейяр де Шарден считает человека уникальным явлением, выступающим сознательным продолжателем дела эволюции, но одновременно человек, его мысли, деятельность, участие в эволюции трактуются мыслителем не только как способ единения человека с миром, но и как способ выхода человека за пределы своего «Я» для приобщения к Христу, воплощённому в мире. Доктрина Тейяра де Шардена пронизана верой в человеческий разум и в силы прогресса, она оптимистична и этим отличается от других направлений неклассической философии.

По мнению Тейяра де Шардена, в космогенезе, эволюции космоса можно выделить три этапа: преджизнъ, жизнь, мысль.

На первом этапе происходит эволюция космических элементов и галактик, формируется оболочка Земли, и на её поверхности возникает активный водно-солевой раствор — физико-химическая среда, благоприятная для образования сложных молекул и простейших форм жизни.

На втором этапе на Земле возникает живой покров — биосфера, развиваются все формы живых организмов, от простейших до человека.

Третий этап охватывает становление человека и историческое развитие человечества вплоть до наших дней. В наше время завершается формирование единого человечества, а вместе с ним нового покрова Земли — сферы духа, или ноосферы, через которую возможен выход в сверхжизнь к «точке Омега», или сверхличности, духовному центру универсума. Точка Омега и есть Бог, который даёт направление эволюционному процессу и выступает как конечная цель мирового развития.

Тейяр де Шарден сформулировал идею о развитии сознания и окружающего мира. Всё существующее возникло из единой субстанции — ткани универсума, каждый элемент которой имеет и внешнюю (материальную), и внутреннюю (духовную) стороны. Он исходит из примата мысли и психического в ткани универсума. Эта ткань изначально одухотворена, так как космос, созданный только из материи, не может содержать человека. Интересны размышления французского мыслителя о возникновении человеческого общества. В ходе эволюции человека и появления у него речи происходит прибавление к индивидуальному сознанию других сознаний. Объединение «мыслящих центров» приводит к образованию «коллективного сознания». Так появляются нации, государства, цивилизации, а поскольку они обладают сильными возможностями влияния на психику людей, то благодаря этому появляется единый организм человечества.

До сих пор единое человечество не появилось, так как попытки его формирования базировались на ложных посылках. Нельзя добиться успеха, объединяя людей такими, какими они являются ныне. Надо направить человеческую активность не на обновление лачуг, не на досуг и развлечения, а на изменение наших привычек, на создание духовных сил, необходимых новому миру. Следовательно, духовное обновление Земли — это единственный путь к созданию нового человечества.

Тейяр де Шарден не отдавал предпочтения ни одной из существующих общественно-политических систем, но утверждал, что развитие человечества возможно только на коллективистской основе при использовании достижений науки и техники.

В концепции Тейяра де Шардена ярко выражена мысль о необходимости сочетания науки и веры, и это способствовало популярности его идей, в том числе и в среде научной интеллигенции. Он рассматривал возможность создания единой картины мира на основе синтеза научных знаний. Многим импонирует высказанная Тейяром де Шарденом мысль об ответственности человека за дальнейший прогресс эволюции. Но из его учения при желании можно извлекать и иные выводы — консервативные. В конце 60-х годов после II Ватиканского собора изменилось отношение католической церкви к доктрине Тейяра де Шардена. Начался процесс переработки, освоения и использования его учения для потребностей религии.

Ключевые слова: Религия, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Религиозная философия католицизма. Неотомизм - официальная философия католической церкви
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Этьена Жильсона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Протестантская философия и ее направления
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Карла Барта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX - начала XX веков
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Русская философия В. С. Соловьева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Древней Индии: буддизм
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий