Философия Карла Барта

Карл Барт (1886—1968 гг.) — один из создателей «диалектической теологии», направления протестантской философской мысли. Родился в Базеле в семье пастора. Решив посвятить свою жизнь теологии, изучал её в Берне, Берлине, Тюбингене и Марбурге. В 1908 г. его назначили помощником пастора реформатской церкви г. Женевы, и он проповедовал на том же месте, где 350 лет назад проповедовал Жан Кальвин. Первый крупный труд Барта — «Послание апостола Павла к Римлянам» — связан с идеями С. Кьеркегора и настойчиво подчёркивал несоизмеримость Божественного и человеческого. Во имя такого понимания веры Барт полемизировал с либеральным протестантизмом и католическим религиозным рационализмом. В 1933 году он выступил как вдохновитель христианского сопротивления гитлеровскому режиму (в это время Барт преподавал в Германии), известен также тем, что основал Исповедническую церковь.

Доктринальная система Барта своим центром имеет учение о Боге, который абсолютно непознаваем. Источник веры, по его убеждению, заключён в Боге, который порождает эту веру посредством откровения, и потому обоснование веры надо искать в ней самой. В вере человек встречается с такой действительностью, которую он сам по себе нигде и никогда не искал и тем более не находил (идея заимствована у С. Кьеркегора). Бог отделён от человека бесконечным качественным отличием. Человек не способен сам по себе познать Бога или принять Божественное откровение. В природе нет ничего подобного Богу. Бог не вовлечён в природу и не зависит от неё. Он непознаваем с помощью разума, Его невозможно понять ни через природу, ни через культуру, ни через историю. Он всегда открывает себя лишь сам, а не вследствие наших поисков и обнаружений, наших чувств и мыслей.

К. Барт доказывал, что человек находится во власти хаоса и абсурда и свою человечность может обрести только при встрече с Богом. Поскольку индивид несоизмерим с абсолютом, это накладывает отпечаток и на его знание о Боге. Бог есть личность, радикально противоположная любому конечному человеческому существу. И, тем не менее, люди не склонны принять, по Барту, этот непреложный факт, что ведёт к обожествлению ими природы, цивилизации и, в конечном итоге, себя. Как считает К. Барт, о человеке вообще ничего нельзя сказать вне его связи с Богом. Он обретает свою сущность во встрече с Богом, а не в отношениях с другими людьми. Возможности человека ограничены, и только Бог может наполнить человеческие действия таким содержанием, которым сам человек никогда не обладал. Но поскольку Бог далеко и отделён от мира пропастью, человек должен в своей социальной жизни действовать и сам принимать решения.

Все внутримирские коллизии (природа и цивилизация, материализм и идеализм, капитализм и социализм, империализм и демократия), по Барту, ничто в сравнении с непостижимостью Вечности. И только осознание непреодолимой дистанции между человеком и Богом ведёт к верной линии личностного развития. Вера рассматривается Бартом как сверхъестественный дар, поскольку она исходит непосредственно от Бога, постольку любой тип прагматического или рационального обоснования её выглядит предательством откровения свыше. Она требует повиновения той благодати, которая исходит от Абсолюта. Таким образом, все попытки человека обрести гармонию в его земной жизни являются тщетными. Например, Барт не видит возможности сосуществования гуманистических идеалов и религии, на его взгляд, это радикально противоположные вещи, между которыми нельзя установить согласия.

Интересно, что К. Барт полностью отвергает традиционную кальвинистскую точку зрения, согласно которой Бог определил избранных и неизбранных. Он считает, что это заблуждение, возникшее из-за неверного понимания отношения Бога к миру, которое представлялось статичным. Но воля Бога не может быть неизменным решением, которое его же и ограничивает. Бог волен изменять свои решения, приостанавливать их исполнение, но неизменным остается одно: Бог постоянен в свободно выбранной любви. Все люди избранные, однако не все живут как избранные — образ жизни зависит от их собственного выбора. Нет существенного различия между верующими и неверующими, ибо избраны все. Первые осознали, что избраны, и живут соответственно, а вторые живут так, как будто не избраны, хотя они и избраны Богом во Христе.

Ключевые слова: Религия, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Религиозная философия католицизма. Неотомизм - официальная философия католической церкви
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Этьена Жильсона
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Пьер Тейяр де Шардена
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Протестантская философия и ее направления
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX - начала XX веков
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Русская философия В. С. Соловьева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философия Древней Индии: буддизм
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий