Проксемика и взаимное расположение при общении

Проксемика (от англ. proximity - близость) - направление психологии, изучающее пространственное расположение собеседников в ситуации общения.

Это понятие ввёл американский антрополог Эдвард Холл в 1950-х годах, исследуя личностное пространство человека в его повседневном поведении. Под этим термином понимают дистанцию, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность.

Э. Холл пришёл к новому пониманию взаимоотношений между людьми. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной. До наших дней в его поведении сохранились особенности, продиктованные древними инстинктами, один из которых - территориальный. Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, качества, личные предпочтения и др.). При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт. В 1969 г. Э. Холл издал книгу «Молчаливый язык». Известно, что многие животные, птицы и рыбы устанавливают свою территорию обитания и охраняют её. Но только недавно было обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и территории. Если мы их изучим и поймем их смысл, то мы не только обогатим свое представление о своём собственном поведении и поведении других людей, но и сможем прогнозировать реакцию другого человека в процессе непосредственного общения.

Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на четыре основные зоны.

1.    Интимная зона - от 15 до 45 см. Интимная зона - самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. В эту зону допускаются лишь дети, родители, супруги, возлюбленные, близкие друзья и родственники. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определённые физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове. Неоправданное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

В этой зоне можно выделить подзону радиусом 15 см, в которой неизбежен физический контакт. По сути дела это уже зона прикосновения к другому человеку. Позволяется прикасаться очень немногим. Поэтому её называют сверхинтимной зоной.

2.    Личная зона - от 46 до 120 см. Личная зона - это то расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приёмах и дружеских вечеринках. Она - для повседневной беседы с друзьями и коллегами, и предполагает только визуально-зрительный контакт между партнёрами, поддерживающими разговор. На таком расстоянии люди находятся, когда приходят в гости и к своим соседям.

3.    Социальная зона - от 120 до 360 см. Социальная зона - это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем. От учителя мы останавливались именно в этой зоне, когда выходили к доске. Так же мы встречаем водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе.

4.    Общественная, или публичная, зона - более 360 см. Публичная зона - это то расстояние, которое соблюдается, когда мы обращаемся к большой группе людей - в лекционной аудитории, на митинге. При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию именно на таком удалении друг от друга. Арена в цирке, сцена в театре, кафедра в лекционной аудитории -в каждом случае учитывается необходимость общения с большой аудиторией. Нарушение этой дистанции может вызвать разные последствия. Если артист сходит со сцены к зрителям - это вызывает интерес, а если учитель покидает своё место и приближается к ученику, то это воспринимается как угроза.

Люди стоят ближе к тем, кто им нравится. Расстояние между присутствующими отражает их отношение друг к другу. Изменение расстояния свидетельствует о намерении начать или закончить разговор.

Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, в транспорте и лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписаных правил поведения для европейцев в условиях скученности людей, например, в автобусе или в лифте. Это:

  1. ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;
  2. не рекомендуется смотреть в упор на других;
  3. лицо должно быть совершенно беспристрастным - никакого проявления эмоций не разрешается;
  4. если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение;
  5. чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;
  6. в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.

Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию, а экстраверты - хорошо).

Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимное расположение людей в пространстве. Друзья - через угол стола, участники деловой беседы - рядом, конкуренты - через стол.

Имеет значение и место, занимаемое человеком за столом. Например, по европейским правилам этикета в ресторане или кафе даме или уважаемому человеку предлагают место спиной к стене. Это даёт наибольший психологический комфорт.

Взаимоотношения людей развертываются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается чужим и своим временем, является важным социальным знаком. Уважение к другому человеку проявляется в повышенной точности, пунктуальности поведения. Заставить другого ждать - значит вольно или невольно заявить о своём праве распоряжаться ситуацией. Фактор времени очень значим в том обществе, в котором «время - деньги», поэтому важно не тратить время зря. В этом, в частности, и нужно искать исток пунктуальности у бизнесменов.

Отношение людей друг к другу видно уже по тому, какое место за столом переговоров занимают участники общения. Рассмотрим размещение участников переговоров в условиях рабочего кабинета за стандартным прямоугольным столом при четырех положениях собеседников:

  1. угловое расположение;
  2. позиция делового взаимодействия;
  3. конкурирующе-оборонительная позиция;
  4. независимая позиция.

1.    Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской, непринуждённой беседой (рисунок 6.1). Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и представляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. При таком расположении отсутствует разделение людей плоскостью стола.

2.    Когда два человека работают в соавторстве над какой-нибудь проблемой, они обычно занимают позицию делового взаимодействия (рисунок 6.2). Это одна из самых удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки общих решений.


 
3.    Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества (рисунок 6.3). Такое расположение собеседников способствует тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения. Стол между ними становится своеобразным барьером. Люди занимают за столом такое положение в том случае, если они находятся в отношении соперничества или когда один из них делает выговор другому. Кроме того, если встреча происходит в кабинете, то такое расположение свидетельствует также об отношениях субординации. Следует помнить, что конкури-рующе-оборонительная позиция затрудняет понимание точки зрения собеседников и не создает непринужденной атмосферы. Большего взаимопонимания можно достигнуть в позиции углового расположения и в позиции делового взаимодействия, чем в конкурирующе-оборонительной позиции. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.

Бывают случаи, когда очень трудно или неуместно занимать позицию углового расположения при предъявлении своего материала. Предположим, вам нужно предложить образец, схему или книгу на рассмотрение человеку, сидящему напротив вас за прямоугольным столом. Сначала положите то, что вы хотите предъявить, на центральную линию стола. Если он наклонится вперед, чтобы лучше рассмотреть ваш материал, но не придвинет его на свою сторону, то это означает, что ему ваш материал малоинтересен. Если же он придвинет материал на свою сторону стола, то это означает, что он проявил к нему интерес. Это дает возможность попросить разрешения пройти на его сторону и занять или угловую позицию, или позицию делового сотрудничества. Однако если он отодвинет то, что вы ему принесли, значит, сделка не состоится и нужно как можно быстрее заканчивать разговор.

4. Люди, не желающие взаимодействовать за столом друг с другом, занимают независимую позицию (рисунок 6.4).

Чаще всего такое положение занимают посетители библиотек; отдыхающие на скамейке в парке или посетители ресторанов и кафе. Эта позиция свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Её следует избегать в том случае, когда требуется откровенная беседа или заинтересованные переговоры.


На создание психологического климата существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов.

Так, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, равными по положению. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации, для «воспитания» провинившихся. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются скорее с тем человеком, который сидит за столом рядом с вами, причём человек, который сидит справа от вас, будет более внимателен к вам, чем тот, который сидит слева. Максимальное сопротивление будет оказывать тот человек, который сидит прямо напротив вас.

За прямоугольным столом на встрече людей одинакового социального статуса главенствующим считается то место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери.

Круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринуждённости, и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса. Кроме того, когда приходится вести деловую беседу с двумя собеседниками, один из которых очень разговорчивый, а другой, наоборот, очень молчаливый, желательно расположиться за круглым столом.

Для того чтобы все партнёры принимали в беседе активное участие, следует использовать простой, но очень эффективный приём: когда разговорчивый собеседник задает вопрос, во время ответа посмотрите сначала на него, а потом поверните голову в сторону молчаливого собеседника, затем снова в сторону разговорчивого, а затем опять - в сторону молчаливого. Этот приём позволяет малоразговорчивому собеседнику почувствовать, что он тоже вовлечён в разговор, а вам - завоевать расположение этого человека (это означает, что вы, в случае необходимости, сможете получить поддержку с его стороны).

Квадратный (или прямоугольный) стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых бесед, переговоров, брифингов. Круглый стол чаще всего используется для создания непринуждённой, неофициальной атмосферы и хорош в том случае, когда нужно достичь соглашения.

За журнальным столиком беседа будет носить еще более неформальный, неофициальный характер. Если в ходе беседы хозяин кабинета предлагает гостю чашку чая или кофе, то тем самым настраивает беседу на дружеский тон.

В рабочих кабинетах столы часто ставятся буквой «Т». Чем выше положение руководителя, тем больше размеры этой «буквы». Посетителю предлагают сесть за стол, во главе которого находится хозяин помещения. Сразу проявляется отношение доминирования со стороны хозяина. Если этого хотят избежать, для участников разговора находят равноценные места, например у «подножия» буквы «Т» или за отдельным столом.

Следует не только правильно выбрать форму стола, но и уметь посадить за него вашего собеседника так, чтобы создать максимальный психологический комфорт. Это особенно важно, когда вы приглашаете его на торжественный обед к себе домой или в ресторан. Надо постараться сделать так, чтобы ваш собеседник сидел спиной к стене.

Ключевые слова: Общение
Источник: Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
Материалы по теме
Методы изучения взаимоотношений
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Каналы общения
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Хвастовство как фактор, провоцирующий зависть
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Виды, функции и структура общения
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология
Вербальные и невербальные средства общения
...
Императивные прямые формы воздействий в общении
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Культура педагогического общения
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Слушание в общении
...
Оставить комментарий