далеко не всё в современной культурологии «расфасовано» по школам и направлениям. Казалось бы что связывает нидерландского историка и теоретика культуры Йохана Хейзингу (1872-1945 ) и итальянского семиотика Умберто Эко (1932-2016)? Между тем их объединяют не только полная внутренняя свобода, тяготение к тематике Средневековья, но и схожая архитектоника построения работ, инкрустированных парадоксами интерпретации, привлекающих свободным полетом мысли и подвижной гранью между интуитивной эссеистикой и серьезной аналитикой. Кроме того, обоих сближают критический анализ современной культуры, постмодернистские рецепции, отход от канонического мышления в пользу импровизации и многомыслия, а также, конечно, предрасположенность к игре и игровому началу: приверженность к загадкам, веселым проделкам со смысловыми нюансами, шутливым толкованиям и интерпретациям и даже эскападам вокруг самых серьезных вещей и академических тем вроде культурных традиций. Задорно-раскованные отклики на разные трудно поддающиеся пониманию явления и впечатления — это своего рода интермеццо — комическая миниатюра, служащая для разрядки сложных вопросов, запутанных дефиниций, неподъемных проблем.
Опережая последующие постмодернистские подходы к осмыслению истории и культуры, Хейзинга не сковывает себя методологией, и мировоззренческий коктейль мышления не мешает ему создавать развернутые и убедительные картины эпохи, независимо от того, лежит ли в основе его презентации игра как отдельно выделенный объект или целая культурноисторическая эпоха в момент ее заката.
Игре в развитии мировой культуры Й. Хейзинга придает особое значение. Игровое направление в исследовании культуры не новость. Игра как важнейший феномен человеческого бытия и исток культуры получила осмысление в работах И. Канта и Ф. Шиллера. Трактовка Й. Хейзинги отличается тем, что игра в культуре — заданная величина, существующая прежде самой культуры, сопровождающая и пронизывающая ее всюду и везде (работа «Человек играющий», 1938).
Игровая основа, по его мнению, налагает на развитие культуры существенное своеобразие. Механизмы культуры могут действовать так же, как механизмы игры с ее выигрышами и проигрышами, полосами удачи и невезения, счастливым случаем и фатальным поражением, при котором потеря ставки может стоить жизни. Подобно тому как игра усложняется, обретает статус суперигры, состязательность, меняет состояния, переходит из одного измерения в другое, превращаясь как бы в игру внутри игры, культура тоже вдруг приобретает остроту, напряжение, обрастает правилами, ритуалами, «добрыми» и «недобрыми» знаками. И точно так же, как игра, культура одновременно и конечна, и бесконечна. В игре как в капле воды Хейзинга сумел отразить всё многообразие мира культуры — от поэзии и музыки до политики и спорта. Это отчасти перекликается с тем, как позднее представляет культуру Ж. Бодрийяр. Она напоминает ему одни и те же пьесы, разыгранные по разным сценариям и поставленные разными режиссерами.
Ученый-универсал, теоретик культуры, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, литературный критик, писатель и публицист Умберто Эко — автор десятков научных работ и эссе.
«Образно говоря, — сказал он в одном из интервью, — я одновременно стою на двух уровнях: одной ногой — в области высокой культуры, другой — в низкой. Я пытался найти такой подход, — который позволил бы охватить оба эти аспекта нашей культурной жизни. Для меня таким подходом стала семиотика».
В 1964 г. У. Эко публикует работу «Апокалиптические и интегрированные», посвященную проблемам массовой культуры.
Он заинтересованно изучает этот феномен, отмечая, что большинство современных интеллектуалов или занимают в подходах к ней беспомощно-выжидательную позицию пассивных наблюдателей, или брезгливо отворачиваются от нее как бы по праву элиты, своего рода аристократов духа. В результате, считает ученый, массовой культурой, являющейся неотъемлемой частью жизни сегодняшнего общества, необоснованно пренебрегают как важным объектом исследования.
Компьютеризация неизмеримо раздвигает возможности работы с потоком информации, кардинально меняет ее качество и наполнение (объемность), преобразует сам способ общения. В связи с этим, как фиксирует У. Эко, происходит раскол между носителями и потребителями культур старого (условно говоря, книжной культуры) и нового (визуальный ряд на мониторе) типа. Чем это грозит, во что выльется, какими последствиями обернется, ускорит или замедлит фронтальное наступление массовой культуры? — такими и подобными вопросами задается ученый. По его мнению, происходящая сейчас смена одной модели культуры другой и одного способа коммуникации другим ведет за собой явление, сравнимое с разделением культур во времена Средневековья, когда печатная книга стала альтернативой визуальной образности и наглядности, сконцентрированной в культовой архитектуре. Новые информационные технологии привели к чему-то подобному: линейный вид письменной коммуникации (в книге и классическом компьютере) пополнился гипертекстом.
Преимущества даже только иконической коммуникации перед повествовательной очевидны: одномоментная и многослойная передача информации гораздо удобнее, насыщеннее, а стало быть, перспективнее, чем построенная на развернутом вербальном объяснении. Однако есть опасность, что вытеснение повествовательного дискурса повлечет за собой утрату важных глубинных смыслов и кодов культуры, пока не подлежащих иконографическому воплощению. Эко не отрицал, но и не преувеличивал те риски, которым подвергается культура, все больше и глубже внедряясь с помощью новейших технологий в виртуальный мир, но не скрывал своего личного сожаления, переходящего в ностальгию по печатному тексту.
«Конечно, — признается он, — можно прочитать “Войну и мир” и в электронной версии, но если ты читал ее 10 лет назад, а сейчас хочешь перечитать заново, то на бумажной книге ты увидишь знаки прошедших лет, сделанные тобой пометки. Перечитывая ее в электронной версии, ты как будто читаешь ее в первый раз. По отношению к бумажной книге возникает некая привязанность».
Исследователь различных форм культуры, Эко не спешил присоединяться к тем витиям, которые провозглашают конец истории и кризисные состояния литературы, искусства, общественной мысли. Его оптимизм был неисчерпаем.
Каким бы маститым ученым и виртуозом мысли ни был У. Эко, студенчество будет особо благодарно ему за очень полезную книгу под говорящим названием «Как написать дипломную работу». В ней есть советы, как выбрать тему, какими руководствоваться материалами, что собой представляют источники для написания научной работы, чем дипломная работа может пригодиться после университета. Рекомендации Эко изложены без дидактики и с добрым юмором, о чем красноречиво свидетельствует название параграфа «Как не дать научному руководителю сесть вам на шею?»