Привычки и поведение

В жизни человека привычки играют очень важную роль: полезные - благоприятную, вредные - неблагоприятную. От того, как полезные из их числа соотносятся с вредными, во многом зависит счастье и благополучие индивида.

Как отмечал К.Д. Ушинский, «воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое знание, строит его прочно. Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу».

В жизни каждого из нас многое определяется именно характером наших привычек: направленность личности, характер и наклонности вкусовые предпочтения, манера держаться и т.п. .
Как уже и говорилось, поведение складывается из действии, а действие - из отдельных движений, имеющих определенную последовательность (сочетание) и направленных на какой-лиоо объект всегда с целью овладения им.

Управление движением предполагает произвольные его начало и окончание, изменения темпа, величины затрачиваемого усилия Само же движение осуществляется благодаря автоматическому механизму, данному природой в виде определенного строения и свойств двигательного аппарата. В результате многократного повторения отдельных движения для их осуществления уже не требуется специального контроля, и они осуществляются автоматически, т.е без участия сознания. Эти автоматизированные системы предметно направленных действий получили название навыков.

Благодаря приобретению навыков индивид становится способным выполнять все более сложные действия, решать все более сложные двигательные задачи, на все более высоком уровне осуществлять взаимодействие с объектами окружающего. При этом контроль за «течением» действий постепенно заменяется их планированием. Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться ни работать, ни обслуживать себя в быту. Объясняется это тем что навык разгружает сознание от необходимости контроля над каждым отдельным движением или простым действием и позволяет оперировать все более сложными и совершенными их комплексами.

Процесс выработки навыков происходит ежедневно, непрерывно и в значительной степени самостоятельно.

У любого взрослого индивида много двигательных навыков, и все они приобретены в процессе индивидуального развития - путем отбора нужных, целесообразнных движений из общего количества возможных для человека, а также последующего их совершенствования и закрепления

Развитие системы движений тесно связано с развитием психики. Образы элементов окружающего мира, их сопоставление и взаимосвязи являются основой мышления. Формируясь в мозге, они становая элементами мысли. Перенос внимания индивида от одного образа к другому, от самих образов к связям между ними составляет сущность элементарного движения мысли, а оно есть элементарное умственное действие. Автоматизация этого процесса означает выработку мыслительных навыков.

Умение - это навык или совокупность навыков, четко соотнесенные решением какой-либо двигательной задачи, чаще произведением изменений в объектах окружающего мира. Если для выработки навыка обязательно повторение действий, то для проявления умения это не всегда необходимо: умение порою возникает ситуационно, при появлении какой-либо существенной цели, благодаря сочетанию навыков, которыми уже располагает индивид. Умение — это еще и способность индивида сочетать навыки, подчиняя определенное количество эффективных действий (навыков) решению какой-либо масштабной задачи.

Привычки формируются так же, как и навыки, путем повторения тех или иных движений и действий, но представляют собой особое явление психики и поведения. Привычка - это действие, которое становится для индивида как бы обязательным, причем не с точки зрения его обязанностей перед кем-либо, а как бы его обязанностью перед самим собой. Подобно тому как живое существо, у которого выработался условный рефлекс, не может не совершить соответствующего действия при наличии соответствующих условий, так и привычка: индивид не может не произвести того или иного действия, когда наступает определенная ситуация (совокупность условий или единичный значимый фактор).

Если индивид не выполнил привычного действия, он ощущает определенное беспокойство и психологический дискомфорт.

Понятие привычки подразумевает не только способность индивида произвести определенное действие, но и потребность сделать это. А формирование привычки означает не столько возникновение нового навыка, сколько появление побуждения к постоянному осуществлению соответствующей последовательности движений или действий.

Наблюдения показывают, что привычка может сложиться раньше, чем полностью сформировался навык, и тогда совершенствование навыка затрудняется: если выработка навыка - довольно гибкий процесс, то привычка формируется по типу фиксации, затвердения определенной последовательности движений; и главное ее свойство (наряду с обязательностью) - консерватизм: привычки способны «отстаивать» в психике самих себя и именно благодаря этому превращаться во «вторую натуру» индивида. А навыки могут совершенствоваться сколь угодно долго, пока они не стали устойчивой привычкой.

Таким образом, понятие привычки означает:
- обязательность действия (в той или иной ситуации);
- приоритет данного действия перед другими (в этой ситуации);
- четкую определенность того или иного действия (в той или иной ситуации).

Характерно различие между навыком и привычкой: хотя и первое, и второе вырабатывается путем повторения определенных движений (действий), навыки у индивида находятся как бы в резерве, образуя его двигательный потенциал. Привычка же активно напоминает о себе, как только возникает соответствующая ситуация, а порою и внеситуационно. Привычка, в отличие от навыка, обладает побудительной силой, и это не всегда ведет к хорошему.

Для превращения действия в привычку важна регулярность его осуществления, включение в качестве постоянного элемента в систему действий индивида. Само по себе действие редко может стать привычным, если оно осуществляется вне системы действий, в которую оно включается в качестве элемента. Или же если в основе его осуществления не лежит какая-либо потребность, изначально заложенная природой. Например, легко формируются привычки, связанные с приемом пищи: сама потребность в пище побуждает человека к постоянному осуществлению необходимой системы действий. И поэтому в данном случае привычка принимать пищу определенным образом есть способ реализации изначально существующего побуждения. Иными словами, привычка принимать пищу определенным образом становится вторичной потребностью, базирующейся на потребности первичной - в пище.

Итак, привычка - это последовательность связанных между собой условно-рефлекторных движений, образующих определенное действие, активирующаяся тоже условно-рефлекторно в определенной ситуации и служащая решению той или иной стандартной задачи.

Привычкой может- быть также последовательность элементарных действий, которые образуют более сложное действие, способное решать более сложную, но тоже стандартную задачу, - это более сложная привычка. Привычка вырабатывается всегда на определенную ситуацию.

Поскольку условный рефлекс проще, чем привычка, о нем говорят, что он «вырабатывается», тогда как привычка «формируется» или «складывается» (из нескольких частей).

И в случае условного рефлекса, и в случае привычки важна повторность сочетания некоторых факторов: условный рефлекс как важнейшая основа поведения и жизнеобеспечения не может и не должен вырабатываться на случайные, незначимые факторы, природа как бы себя проверяет. Повторение сочетания означает (для самой природы!) его неслучайность, а следовательно, и возможную жизненную важность. Но, поскольку привычка - это сочетание нескольких условных рефлексов, она вырабатывается дольше, чем обычный условный рефлекс. Кроме того, условный рефлекс вырабатывается на какой-либо один безусловно значимый фактор, привычка же вырабатывается в ответ на ситуацию плюс некое побуждение к действию, которое при формировании привычек ребенка задается ему взрослыми. Если у условного рефлекса подкрепителем является жизненная польза, непосредственно заложенная в безусловном подкрепителе - инстинкте, то у привычки эта польза может быть опосредованной ситуацией, поведением окружающих, их одобрением или неодобрением.

Привычки могут быть ситуационными (чаще) и внеситуационными (реже). Ситуационные привычки находят себе место при определенных условиях, проявляют себя в определенных ситуациях, но при этом и они могут стать отражением и выражением индивидуальных черт человека, формируя неотъемлемые его особенности. Именно сочетанием привычных действий определяется такое свойство индивида, как его манеры: манера говорить, манера держаться, манера общаться, характер походки.

Говоря об осознанности или неосознанности условных рефлексов и привычек, нужно иметь в виду, что индивид не контролирует их выработку, если на это окружающие специально не обращают его внимания. О наличии или отсутствии у него того или иного условного рефлекса или привычки он может узнать или со слов окружающих, видящих его со стороны, или по результатам своих действий. Если они его удовлетворяют, индивид продолжает использовать их неосознанно; если же они его не удовлетворяют, то, выясняя причины этого неудовлетворения, он постепенно доходит и до анализа особенностей своего поведения. А такое выяснение причин неудачи родственно объективации, но осуществляется не по ходу дела, а по его завершении. В то же время овладение навыком чаще происходит под контролем сознания, и индивид способен отследить этапы этого освоения.

Манера - это сочетание привычек, формирующих поведенческий облик индивида.

Еще один аспект привычек - предпочтения, они зависит как от индивидуальных особенностей организма, так и от доступности тех или иных предметов.

Итак, привычка - это явление условно-рефлекторного характера, но более сложное, поскольку она объединяет в себе некоторое число условно-рефлекторных действий (движений) и активируется тоже условно-рефлекторно. Привычка обладает и главнейшими свойствами условного рефлекса: обязательностью (или повышенной вероятностью) того или иного действия в той или иной ситуации, предпочтением (выбором) именно данного действия (или движения) из всего того их числа которым располагает индивид, сигнальным характером начала действия - именно в ответ на некий пусковой фактор в окружающей среде.

Привычка обладает свойствами доминанты и условного рефлекса. Но, в отличие от развитой внеситуационной доминанты, привычка - это ситуационная доминанта; привычка привязана к ситуации и только постепенно (и далеко не все привычки) обретает свойство внеситуационности.

Привычка - это и своего рода установка психики на определенное действие: стоит этой обстановке возникнуть, как действие совершается. Иными словами, привычка, как и установка, обладает способностью выжидать подходящего момента. Но развитая установка подчиняет себе множество ситуаций, подобно тому как привычка подчиняет себе множество условных рефлексов: здесь прослеживается аналогия. Обладающий привычкой индивид как бы нацелен на определенное действие и обязательно совершит его, как только представится возможность. Но, как правило, привычка не подчиняет себе различные ситуации, как это делает установка, а подчиняется их течению и смене.

Существенное отличие привычек от установок и доминант — внешнее проявление (привычек): они изначально демонстративны, тогда как установки и доминанты индивида остаются скрытыми не только для окружающих, но и для него самого.

Наличие привычек порождает уверенность индивида в его по-веденииТскольку он даже неосознанно «знает», что нужно делать в той или иной ситуации, без мучительных (порою) раздумий. Привычка уже выработавшись, несет в себе опыт субъективно удачной для индивида деятельности: не будь этого, она бы не закрепилась. Следовательно привычка - это форма накопления индивидом жизненного опыта.

Совокупность привычек формирует двигательный стереотип индивида - постоянное и устойчивое сочетание действий, которое занимает существенное место в структу ре его активности.

Привычки разгружают внимание и сознание индивида, позволяя ему направлять их на более существенные, менее элементарные, более значимые объекты, процессы, явления окружающего.

Совокупность и качество привычек определяет культурный облик индивида и степень его цивилизованности. Особенно это относится к привычкам самообслуживания и характеру его предпочтений в той или иной сфере окружающего.

Сочетание привычек может образовывать «поведенческие модули». К примеру, поведенческий модуль «выйти из дому» включает в себя: погасить свет, проверить окна, запереть дверь. Индивид обычно делает это автоматически. Но, если у него возникает какая-либо тревога, он начинает раскладывать этот модуль на отдельные действия и проверяет каждое из них по отдельности, да еще и не один раз. Тревожность проявляется именно в этом родственном объективации действии — проверить все составные части поведенческого модуля.

Привычка тесно связана с ритуалом - особой сверхценной последовательностью действий, осуществляемых в той или иной ситуации.

Выполнение привычных действий позволяет индивиду постоянно получать удовлетворение от достигнутого: небольшое, но надежное, ведь прочая деятельность не всегда его приносит, а это вызывает психическое напряжение.

Привычки позволяют находить смысл в доступном и повседневном и облегчают проблему поиска «смысла жизни»: в привычных действиях смысл заложен автоматически. И хотя это не столь уж возвышенный смысл, зато смысл жизненный и надежный. Ведь привычка-это механизм придания значимости ранее индифферентным, ничем не побуждаемым действиям, способ канализации жизненной активности индивида.

В ходе развития ребенка привычки формируются раньше, чем такие психические новообразования, как уровень притязаний, завышенность которого нередко несет индивиду множество неприятностей. Привычка - это наша постоянная связь с детством, с периодом, когда она была сформирована. Она проносится индивидом через всю его жизнь, служа одним из существенных механизмов преемственности поколений.

Привычка - надежный способ адаптации индивида к условиям существования: она облегчает жизнь, снижая уровень нагрузки как физической (вследствие «отработанности» действий), так и психической ввиду отсутствия необходимости осуществлять для каждого действия процессы мотивации, целеполагания и смыслообразования.