Принципы общения и отношений

Для того чтобы общение было психологически комфортным и не прекращалось вопреки нашему желанию, необходимо соблюдать определённые принципы.

1.    Первый принцип - это принцип справедливости. Это означает, что нужно учитывать не только свои, но и чужие интересы и поступать по справедливости. Справедливость означает также соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т. п. существующим нормам и требованиям.

2.    В общении и отношениях принцип справедливости трансформируется в принцип взаимности, который предполагает равноценность обмена между контактирующими сторонами. Он выражается формулой обмена:

  • где М1 и М2 - материальная составляющая обмена между первым и вторым партнёром;
  • И1 и И2 - информационная составляющая обмена;
  • Э1 и Э2 - эмоциональная составляющая обмена.

Если исключить М и Э, то получим коммуникации - обмен информацией.

Обмен между людьми должен быть равноценным, взаимовыгодным (ты мне - я тебе), хотя бескорыстная помощь нуждающимся, конечно же, не снимается с повестки дня и из практики отношений. Этот же принцип взаимности действует не только в межличностных отношениях, но и в межгосударственных, межорганизационных, между личностью и организацией. Исключение составляют отношения, в которых доминируют чувства, а не разум - дружба, любовь, детско-родительские, родственные отношения, симпатия, действуют мотивы аффилиации, одобрения и т. п.

Принцип взаимности известен и как взаимный (реципрокный) альтруизм. Понятие введено Робертом Триверсом, американским эволюционным биологом и социобиологом (1971). Швейцарские и германские психологи установили, что почти все дети до 3-4 лет ведут себя как абсолютные эгоисты, однако к 7-8 годам они начинают думать и о других. Забота о ближнем у детей обусловлена не столько бескорыстным желанием помочь, сколько эгалитаризмом - стремлением к справедливости при распределении благ.

Многие эволюционные психологи считают, что альтруизм у людей изначально развивался в комплексе с парохиализмом, т. е. враждебностью к чужакам.

Если баланс обмена нарушен, то отношения и общение обычно прекращаются.

3. Принцип социальной ответственности. Бывают ли альтруистические отношения, когда человек оказывает помощь чужим, незнакомым людям, даже если ничего не предлагается взамен и ожидать ничего не приходится? Чистый ли это альтруизм? У помогающего возникает чувство гордости собой, повышается самооценка, и он может сказать себе: Я - хороший! И другие скажут. А это очень важно, это - психологическая выгода; чувство исполненного гражданского долга тоже нельзя сбрасывать со счетов. Мы действуем в этих случаях в соответствии с принципом социальной ответственности, который предписывает нам помогать людям, которые попали в беду или нужду по объективным причинам, заболели, стали жертвами стихийных бедствий, военных действий, социальных потрясений, остались без попечения - сироты, старики, инвалиды и т. п.

В американской социальной психологии есть теория, которая объясняет поведение человека «социальной экономикой», - это теория социального обмена. Она говорит, что мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и социальными товарами - любовью, услугами, информацией, статусом (это расширяет приведённую выше формулу из учебного пособия М. Т. Громковой).

Интересно в этой теории и то, что в ней выявлено: вступая в отношения обмена, мы осознанно или неосознанно нарушаем равноценность, баланс обмена, стремимся использовать стратегию «минимакса» - минимизируем расходы и максимизируем вознаграждение и заслуги. То есть мы действуем эгоистично - побольше взять и поменьше дать. Чтобы предотвратить это, нужно стремиться к балансу - это положительно сказывается на отношениях, они становятся партнёрскими, а не использовательскими. А когда нет односторонних выгод - тогда меньше конфликтов, здоровее климат в коллективе. Но себя нужно постоянно контролировать, сравнивая получаемое и отдаваемое.

4.    Принцип равенства означает, что нужно общаться на равных, без демонстрации превосходства и пренебрежения партнёром, даже если он ещё «не дорос» до вашего уровня. Он наблюдается при демократическом, предусматривающем равноправие участников, стиле.

5.    Принцип ненасилия - не нужно заставлять что-либо сделать или не сделать, согласиться или нет; не пытаться переделать партнёра; не наносить ему вреда. Философ В. Н. Сафьянов в своей докторской диссертации понятие ненасилия в общении рассматривает в аксиологическом (как ценность), в антропологическом (как добродетель, как установка сознания, как мотив) и в процессуальном аспектах (как ненасильственные нормы и правила). Доказывает, что ненасилие как ценность гуманистического общения связано, прежде всего, с признанием неприкосновенности морального достоинства и чести человека, его непреложного права на свободу воли и самобытность.

Источник: 
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
Темы: 
Материалы по теме
Вынужденное общение
Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Внешнее внушение в общении
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Общение и характер человека
Стасенко В.Г., Психология общения
Конфликты в деловом общении
Рамендик Д.М.,. Психология делового общения
Аффилиация в общении: что это такое
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Говорящий и слушающий
Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,...
Механизмы восприятия в межгрупповом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Жесты при общении
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Оставить комментарий