Принципы экологической этики

Нон-антропоцентризм и антропоцентризм — базовые ценностные установки экологического мышления. Они включают в себя метанормативные условия принятия решений и действий, но не определяют непосредственно характер и состав этих действий. Поэтому необходимы дальнейшие шаги по раскрытию специального содержания экологической этики.

В 1979 г. американские ученые Томас Бичем и Джеймс Чилдресс в одной из первых книг по биоэтике (понимавшейся еще в широком смысле — буквально как этика жизни), сформулировали четыре принципа, рассматриваемых большинством современных специалистов по биоэтике как основополагающие в медицинской практике и научных исследованиях, посвященных человеку. Это принципы: непричинения вреда, благодеяния, справедливости, автономии (пациента). В современных дискуссиях об экологической этике высказывается мнение, что этих принципов достаточно и для контроля за отношением человека к природе, более того, эти принципы применимы к любой профессии. С этим трудно не согласиться. В самом деле главная и минимальная нравственная обязанность человека по отношению к другому — не причинять вреда. Не причиняя вреда, содействовать благу другого. Содействуя благу, соблюдая справедливость и признавая автономию другого.

В нормативно-этической литературе эти принципы так или иначе дополняются другими, например принципами общего блага, человеческого достоинства (и уважения к нему), свободы совести, сотрудничества, ненасилия, толерантности и т.д., которые (при определенной содержательной модификации) рассматриваются как достаточные для контроля за отношением человека к природе.

Вместе с тем в качестве этико-экологических формулируются принципы, собственно этическое содержание которых может показаться неясным в сопоставлении с названными принципами. Таковы, например, принципы соблюдения экологической целостности, справедливости в удовлетворении интересов различных групп, разумности потребления, сдержанности в использовании ресурсов, регулирования роста населения, сохранения мира, умеренности в развитии и, наконец, любви к природе и дружественного отношения к ней. Неясность такого набора принципов кроется в самом составе, когда рядом с понятными положениями об экологической целостности и сдержанности в использовании ресурсов оказываются принципы, содержательно не очевидные и нуждающиеся в политическом и операциональном уточнении (в частности, принцип разумности потребления или принцип регулирования роста населения), или крайне абстрактные принципы (принцип любви к природе и дружественного отношения к ней). В этом наборе также не учитывается качественное различие природных объектов, на которые воздействует человек, и соответствующих экологических проблем, возникающих по поводу отношения к экосистемам, видам, особям или использования природных ресурсов, регулирования производственных выбросов, утилизации отходов и т.д.

Интерес в плане оформления нормативного содержания экологической этики представляет политический документ ЮНЕСКО «Экологическая этика», где говорится о двух типах принципов — общих, или установочных, принципах и практических принципах. К первой группе относятся следующие принципы:

  • а) уважение ко всем формам жизни,
  • б)    биоразнообразие,
  • в) поддержание устойчивости биосферы,
  • г) экологическая справедливость,
  • д) принцип предосторожности,
  • е) природные ресурсы — общее достояние;

ко второй:

  • а) права будущих поколений,
  • б) разделенная ответственность,
  • в) «презумпция опасности»,
  • г) сокращение и конвергенция.

Принцип уважения ко всем формам жизни утверждает ценность жизни самой по себе, моральное значение каждого живого существа безотносительно к интересам человека. Поэтому «любая форма жизни должна уважаться независимо от ее полезности для человека... каждый организм, человеческий или нет, имеющий способность ощущения или нет, безопасный для человека или опасный, является благом сам по себе»1.

Принцип биоразнообразия утверждает ценность биоразнообразия и необходимость его сохранения как одного из проявлений богатства природы. Признание ценности биоразнообразия не должно иметь те же практические последствия, что и принцип уважения к любой форме жизни. Из уважения к биоразнообразию не вытекает, что каждая индивидуальная жизнь должна безусловно уважаться и, наоборот, признание приоритета индивидуального существования может быть рискованным для разнообразия.

Данные принципы нуждаются в разъяснении и критической интерпретации. Безусловность бережного отношения к видам не распространяется однозначно на отдельных представителей этих видов. При универсальности требования уважения видов особи, опасные для человека и человеческих сообществ, должны жестко контролироваться. Некоторые формы жизни являются опасными и даже смертельно опасными для человека. Однако как опасности бывают различными по степени возможного негативного воздействия на человека, так и средства их ограничивающего контроля должны быть соответствующими (пропорциональными) и их применение само должно быть предметом не только технологического, но и этического регулирования.

Что касается принципа поддержания устойчивости биосферы, то сохранение биосферы, возможно, более важно, чем сохранение любой индивидуальной жизни, вида или экосистемы, за исключением, вероятно, людей. В условиях все усиливающихся изменений климата, ставящих под сомнение существование цивилизации в ее нынешнем виде и в современных планетарных границах, принцип устойчивости биосферы становится одним из основополагающих. Его приоритетность все шире признается в деятельности ООН и в международной политике, хотя и не получает полноценного воплощения в политике государств и корпораций.

Принцип экологической справедливости утверждает равное право всех людей на экологическую безопасность, при этом каждому вменяется ответственность за ее сохранение. Как показывает опыт, ухудшение экологической обстановки и экологические бедствия обычно имеют более тяжелые последствия для наименее защищенных в социальноэкономическом отношении групп населения — как на национальном уровне, так и международном.

Согласно принципу предосторожности, при разработке политики, особенно политики, имеющей прямые или косвенные гуманитарные и экологические последствия, в первую очередь надо принимать во внимание наиболее опасный из возможных вариантов развития событий. Когда активность человека может вести к морально неприемлемому ущербу, пусть даже его возможность научно не доказана, необходимы целенаправленные усилия по уменьшению или предотвращению последствий такой активности. Под морально неприемлемым ущербом понимается ущерб людям или окружающей среде, при котором существует угроза жизни или здоровью людей, когда возможны последствия, необратимые для окружающей среды (а деятельность человека все более и более ведет к необратимым последствиям, причем в глобальном масштабе) или ущемляющие права будущих поколений, когда предпринимаемые действия нарушают фундаментальные права тех, кто оказывается жертвой их негативных последствий, и т.д.

Принцип общего достояния природных ресурсов выражает представление о планете Земля как целостности. Люди несут равную ответственность за природные ресурсы и окружающую среду, поскольку истощение природных ресурсов будет иметь свои последствия для всех людей, как ныне живущих, так и будущих поколений. Общность ресурсов — это этическая категория, а не правовая. Закрепить представление об общности ресурсов юридическим образом не представляется возможным, так как соответствующий международный закон потребовал бы международного согласия на всякую разработку природных ресурсов.

Согласно принципу прав будущих поколений, ныне живущие люди должны проявлять заботу о будущих поколениях, причем речь может идти о будущем и людей, и других живых существ. Правда, сегодня неизвестны возможные потребности будущих поколений, но с определенностью можно сказать, что в любом случае они будут заинтересованы в благоприятной окружающей среде, стабилизации населения планеты, совершенствовании планирования, обеспечении людей продовольствием и пресной водой. Принцип ответственности перед будущими поколениями может также вытекать из принципа экологической справедливости.

Принцип разделенной ответственности утверждает, что, поскольку природные ресурсы — всеобщее достояние, ответственность за охрану окружающей среды должны разделить между собой все, она не должна быть делегирована какой-либо отдельной организации или группе.

Принцип презумпции опасности вытекает из принципа уважения к жизни и принципа предосторожности и выражается в практическом требовании: те, кто предпринимает действия, имеющие последствия для окружающей среды, должны нести бремя доказательства их безопасности.

Принцип сокращения и конвергенции следует из принципов экологической справедливости и всеобщего достояния природных ресурсов и касается выбрасываемых в атмосферу газов, накопление которых в атмосфере усиливает парниковый эффект. Согласно данному принципу, необходимо введение ограничений на объемы выбрасываемых газов.

Эти принципы в теоретико-нормативных целях подлежат дальнейшему критическому осмыслению, проработке и проверке на эмпирическом материале.

Ключевые слова: Экология, Этика
Источник: Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и магистратура).
Материалы по теме
Экология и этика
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Деловая этика и деловая культура
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Этика Эпикура
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Этика деловых отношений. Этикет в деловой карьере
Смирнов Г.Н., Этика бизнеса, деловых и общественных отношений
Национально-культурные ценности в деловой этике
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Этика стоицизма
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Профессиональная этика бухгалтера
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Особенности российской деловой этики
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Оставить комментарий