Причины возникновения малых групп

Человек по своей природе «общественное животное», поэтому совершенно естественно его стремление к объединению с другими людьми. Совместное существование людей обеспечивает каждому человеку ощущение безопасности, к которому он инстинктивно стремится. Группа физически сильнее одиночки, что также объясняет тенденцию к объединению людей. Последнее обстоятельство было особенно важно на ранней стадии развития человечества. Отсутствие технических достижений в прошлом компенсировалось наличием коллективных физических и умственных усилий.

Сегодня ситуация принципиально другая и можно наблюдать обратный процесс ухода человека из групп. Он не выдерживает психической нагрузки и приходит к осознанию необходимости социальной изоляции. Данный исход объясняется объективным ускорением времени, информационной и технической перенасыщенностью в быту и на работе. Все это приводит к увеличению количества межличностных конфликтов в малых группах, например в семье, производственной бригаде, в отделе. Человек ищет возможности самоизоляции и осуществляет это стремление разными способами. Например, все больше людей работают дома в одиночку за компьютером. Участились случаи перемещения людей из больших промышленных городов в глубинку. Люди уезжают в слабодоступные для цивилизации места: в тайгу, в горы, на необитаемые острова. Массовое распространение дачного строительства также один из способов самоизоляции индивидов от других людей.

Вне зависимости от современной тенденции к некоторой индивидуальной изоляции все же большинство идут в группы, существуют в них и не мыслят себя вне некоторого сообщества. В этой связи, важно рассмотреть основные факторы и причины «собирания» людей в группы.

Многообразие причин, приводящих к формированию групп, можно условно поделить на объективные и субъективные. Основная идея объективных причин следующая: возникновение малой группы следует искать вне индивидов, ее образующих. Отсюда причина образования малых групп в экономических и социальных процессах, происходящих в обществе. Так, развитие частного бизнеса в современной России привело к возникновению невиданных в советское время малых групп. Изменение общественно-экономических отношений в стране вызвало появление новых для отечественной экономики структур, таких как отделы маркетинга, рекламы, управления персоналом, связей с общественностью. Возникла широкая сеть предприятий малого бизнеса в сфере торговли, производства продуктов питания, оказания образовательных, туристических и консалтинговых услуг.

Еще одна причина образования малых - это рыночная конъюнктура. Социальные или экономические выгоды группы более очевидны в условиях конкуренции, что в итоге побуждает людей объединяться. А рыночные условия и конкуренция активно заставляют создавать группы в сфере обслуживания.

Еще одна нетривиальная причина объединения людей в группы - это безработица. Она вынуждает людей создавать группы подчас непрестижные в обществе, например отряды наемников в горячих точках страны и мира.

Веской объективной причиной создания малых групп является политика государственных органов, направленная на стимулирование по созданию групп. Государству удобно обращаться к группе, а не к конкретному человеку; официальным структурам удобно отслеживать результативность деятельности группы, а не конкретного человека; удобно финансирование групп; нагрузка на группу выше, чем на одного конкретного человека и т. д.

Наряду с объективными причинами существуют психологические, или субъективные, причины возникновения малых групп. Основная идея образования малых групп с точки зрения субъективных причин - это стремление индивидов к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. Люди образуют группы, чтобы общаться. В процессе общения индивид удовлетворяет массу других потребностей, в частности в психологическом поглаживании, в социальном статусе, в самооценке, в личностном и профессиональном самовыражении.

Автор иерархии потребностей - А. Маслоу - особую значимость отводил неформальным группам, объединяющимся на основе общих интересов. Люди создают такие группы для удовлетворения широкого спектра своих личных потребностей. Напомним, что иерархия потребностей в концепции автора «работает» следующим образом. В первую очередь удовлетворяются физиологические потребности, затем - в безопасности, в эмоциональном общении, в признании со стороны других и самовыражении. Особую значимость А. Маслоу уделял потребности в самовыражении (в другом прочтении «самореализации»). Удовлетворение потребности в самореализации считается наивысшей потребностью личности. Конечно, она наиболее успешно происходит в группе (Маслоу, 2003).

Индивиды выбирают группу, в которой реализуют свои базовые потребности. Так, для удовлетворения физиологических потребностей и в безопасности выбирают профессиональные группы. Также в профессиональных группах вероятнее происходит статусный и личностный рост.

Эмоциональная поддержка особенно важна в сложные периоды жизни индивида, поэтому интенсивно растут группы по интересам, или досуговые: туристические, музыкальные, психотерапевтические. Следовательно, в такие группы идут для удовлетворения эмоциональных потребностей в форме психологического поглаживания, что приводит к росту самомнения и самооценки индивида. Здесь люди чувствуют себя свободнее и раскованнее, что также является притягательным для многих людей.

Потребность в информации также является субъективной причиной прихода человека в группу. Человек в группе получает не только нужную информацию, но и делится ею. Информационная причина стала основой появления многих образовательных групп: ученических классов и студенческих групп.

Потребность в доминировании - еще одна причина прихода человека в группу. Для удовлетворения данной потребности идут в группы влияния, которые можно найти в полиции, спецслужбах, в администрациях разного уровня.

Субъективными причинами создания малых групп можно назвать следующие:

  • заработать себе на жизнь, что в группе сделать легче;
  • обрести безопасность;
  • завоевать признание;
  • самореализоваться (если повезет).

Важно подчеркнуть, что в первую очередь люди идут в группу для получения материальных выгод, позволяющих удовлетворять физиологические потребности. В этом смысле группа выполняет инструментальную функцию: благодаря пребыванию в данной группе индивид получает доступ к интересующим его ресурсам, лежащим за пределами группы, а группа помогает индивиду эти ресурсы получить. Замечено, что группы растут как грибы в сферах, которые позволяют получать высокие денежные доходы. Например, в структурные подразделения Газпрома и Нефтепрома идут чаще, чем в структуры образования и здравоохранения, где денег явно меньше. Также численность групп в сфере нефти и газа намного больше, чем в сфере образования.

Если рассматривать причины образования малых групп в историческом аспекте, то субъективные причины на каждом историческом этапе разные. Например, на ранних этапах становления человечества основной субъективной причиной прихода человека в группу и образования групп является удовлетворение потребностей в безопасности, т. е. в обеспечении коллективной защиты и выживания. В недалеком прошлом, когда человечество вышло на уровень технической цивилизации, стала доминировать потребность в общении, в частности в эмоциональном общении. Сегодня доминирует потребность в информации. Люди идут в группы для получения информации о различных сторонах жизни. Правило «кто информирован, тот вооружен» сегодня актуально как никогда. Соответственно, на современном этапе получение информации является основным регулятором и причиной прихода людей в группы.

Обобщение субъективных причин возникновения малых групп:

  • а)    волюнтаристский подход: создание малой группы на базе большого государственного предприятия под «своего» (или нужного) человека;
  • б)    психологический подход при возникновении малой группы: удовлетворение потребностей, связанных со сферой человеческого общения;
  • в)    материалистский подход: люди образуют группу, чтобы заработать деньги и обрести безопасность;
  • г)    причиной образования группы является стремление человека к самореализации; добиться профессиональных успехов, проявить свои способности;
  • д)    рыночная конъюнктура: престижность группы, экономические (материальные) выгоды, которые они несут;
  • е)    еще одна субъективная причина - безработица - толкает молодых людей в неформальные группы, в отделы наемников в горячих точках.
Ключевые слова: Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Референтные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие малой группы и коллектива
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Перцептивный уровень взаимодействия в малой группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Факторы групповой динамики
Руденский Е.В., Социальная психология
Структура психологии большой социальной группы
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Группомыслие: феномен «огруппления мышления»
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Группы встреч
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Оставить комментарий