Причины возникновения малых групп

Человек по своей природе «общественное животное», поэтому совершенно естественно его стремление к объединению с другими людьми. Совместное существование людей обеспечивает каждому человеку ощущение безопасности, к которому он инстинктивно стремится. Группа физически сильнее одиночки, что также объясняет тенденцию к объединению людей. Последнее обстоятельство было особенно важно на ранней стадии развития человечества. Отсутствие технических достижений в прошлом компенсировалось наличием коллективных физических и умственных усилий.

Сегодня ситуация принципиально другая и можно наблюдать обратный процесс ухода человека из групп. Он не выдерживает психической нагрузки и приходит к осознанию необходимости социальной изоляции. Данный исход объясняется объективным ускорением времени, информационной и технической перенасыщенностью в быту и на работе. Все это приводит к увеличению количества межличностных конфликтов в малых группах, например в семье, производственной бригаде, в отделе. Человек ищет возможности самоизоляции и осуществляет это стремление разными способами. Например, все больше людей работают дома в одиночку за компьютером. Участились случаи перемещения людей из больших промышленных городов в глубинку. Люди уезжают в слабодоступные для цивилизации места: в тайгу, в горы, на необитаемые острова. Массовое распространение дачного строительства также один из способов самоизоляции индивидов от других людей.

Вне зависимости от современной тенденции к некоторой индивидуальной изоляции все же большинство идут в группы, существуют в них и не мыслят себя вне некоторого сообщества. В этой связи, важно рассмотреть основные факторы и причины «собирания» людей в группы.

Многообразие причин, приводящих к формированию групп, можно условно поделить на объективные и субъективные. Основная идея объективных причин следующая: возникновение малой группы следует искать вне индивидов, ее образующих. Отсюда причина образования малых групп в экономических и социальных процессах, происходящих в обществе. Так, развитие частного бизнеса в современной России привело к возникновению невиданных в советское время малых групп. Изменение общественно-экономических отношений в стране вызвало появление новых для отечественной экономики структур, таких как отделы маркетинга, рекламы, управления персоналом, связей с общественностью. Возникла широкая сеть предприятий малого бизнеса в сфере торговли, производства продуктов питания, оказания образовательных, туристических и консалтинговых услуг.

Еще одна причина образования малых - это рыночная конъюнктура. Социальные или экономические выгоды группы более очевидны в условиях конкуренции, что в итоге побуждает людей объединяться. А рыночные условия и конкуренция активно заставляют создавать группы в сфере обслуживания.

Еще одна нетривиальная причина объединения людей в группы - это безработица. Она вынуждает людей создавать группы подчас непрестижные в обществе, например отряды наемников в горячих точках страны и мира.

Веской объективной причиной создания малых групп является политика государственных органов, направленная на стимулирование по созданию групп. Государству удобно обращаться к группе, а не к конкретному человеку; официальным структурам удобно отслеживать результативность деятельности группы, а не конкретного человека; удобно финансирование групп; нагрузка на группу выше, чем на одного конкретного человека и т. д.

Наряду с объективными причинами существуют психологические, или субъективные, причины возникновения малых групп. Основная идея образования малых групп с точки зрения субъективных причин - это стремление индивидов к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. Люди образуют группы, чтобы общаться. В процессе общения индивид удовлетворяет массу других потребностей, в частности в психологическом поглаживании, в социальном статусе, в самооценке, в личностном и профессиональном самовыражении.

Автор иерархии потребностей - А. Маслоу - особую значимость отводил неформальным группам, объединяющимся на основе общих интересов. Люди создают такие группы для удовлетворения широкого спектра своих личных потребностей. Напомним, что иерархия потребностей в концепции автора «работает» следующим образом. В первую очередь удовлетворяются физиологические потребности, затем - в безопасности, в эмоциональном общении, в признании со стороны других и самовыражении. Особую значимость А. Маслоу уделял потребности в самовыражении (в другом прочтении «самореализации»). Удовлетворение потребности в самореализации считается наивысшей потребностью личности. Конечно, она наиболее успешно происходит в группе (Маслоу, 2003).

Индивиды выбирают группу, в которой реализуют свои базовые потребности. Так, для удовлетворения физиологических потребностей и в безопасности выбирают профессиональные группы. Также в профессиональных группах вероятнее происходит статусный и личностный рост.

Эмоциональная поддержка особенно важна в сложные периоды жизни индивида, поэтому интенсивно растут группы по интересам, или досуговые: туристические, музыкальные, психотерапевтические. Следовательно, в такие группы идут для удовлетворения эмоциональных потребностей в форме психологического поглаживания, что приводит к росту самомнения и самооценки индивида. Здесь люди чувствуют себя свободнее и раскованнее, что также является притягательным для многих людей.

Потребность в информации также является субъективной причиной прихода человека в группу. Человек в группе получает не только нужную информацию, но и делится ею. Информационная причина стала основой появления многих образовательных групп: ученических классов и студенческих групп.

Потребность в доминировании - еще одна причина прихода человека в группу. Для удовлетворения данной потребности идут в группы влияния, которые можно найти в полиции, спецслужбах, в администрациях разного уровня.

Субъективными причинами создания малых групп можно назвать следующие:

  • заработать себе на жизнь, что в группе сделать легче;
  • обрести безопасность;
  • завоевать признание;
  • самореализоваться (если повезет).

Важно подчеркнуть, что в первую очередь люди идут в группу для получения материальных выгод, позволяющих удовлетворять физиологические потребности. В этом смысле группа выполняет инструментальную функцию: благодаря пребыванию в данной группе индивид получает доступ к интересующим его ресурсам, лежащим за пределами группы, а группа помогает индивиду эти ресурсы получить. Замечено, что группы растут как грибы в сферах, которые позволяют получать высокие денежные доходы. Например, в структурные подразделения Газпрома и Нефтепрома идут чаще, чем в структуры образования и здравоохранения, где денег явно меньше. Также численность групп в сфере нефти и газа намного больше, чем в сфере образования.

Если рассматривать причины образования малых групп в историческом аспекте, то субъективные причины на каждом историческом этапе разные. Например, на ранних этапах становления человечества основной субъективной причиной прихода человека в группу и образования групп является удовлетворение потребностей в безопасности, т. е. в обеспечении коллективной защиты и выживания. В недалеком прошлом, когда человечество вышло на уровень технической цивилизации, стала доминировать потребность в общении, в частности в эмоциональном общении. Сегодня доминирует потребность в информации. Люди идут в группы для получения информации о различных сторонах жизни. Правило «кто информирован, тот вооружен» сегодня актуально как никогда. Соответственно, на современном этапе получение информации является основным регулятором и причиной прихода людей в группы.

Обобщение субъективных причин возникновения малых групп:

  • а)    волюнтаристский подход: создание малой группы на базе большого государственного предприятия под «своего» (или нужного) человека;
  • б)    психологический подход при возникновении малой группы: удовлетворение потребностей, связанных со сферой человеческого общения;
  • в)    материалистский подход: люди образуют группу, чтобы заработать деньги и обрести безопасность;
  • г)    причиной образования группы является стремление человека к самореализации; добиться профессиональных успехов, проявить свои способности;
  • д)    рыночная конъюнктура: престижность группы, экономические (материальные) выгоды, которые они несут;
  • е)    еще одна субъективная причина - безработица - толкает молодых людей в неформальные группы, в отделы наемников в горячих точках.
Ключевые слова: Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Теория реального конфликта
Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный...
Классификация малых групп
Андреева И.В., Социальная психология
Психологические особенности группы
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Групповая совместимость
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Предмет исследования психологии малых групп
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Двухмерная модель развития группы
Модели и методы управления персоналом
Групповая динамика геймеров
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Разновидности социальных групп
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий