Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология - это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики - её изменение в процессе деятельности, общении, познании (по Г.Д. Марцинковской).

Объект изучения возрастной психологии - развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Задачи возрастной психологии:

  • Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
  • Периодизация психического развития в онтогенезе.
  • Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
  • Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний.
  • Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
  • Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.
  • Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.
  • Возрастная и клиническая диагностика.
  • Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека.
  • Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Связь возрастной психологии с другими науками:

  • медициной;
  • философией;
  • этнографией;
  • искусствоведением;
  • социологией;
  • социальной психологией;
  • общей психологией;
  • дифференциальной психологией;
  • патопсихологией;
  • педагогической психологией и др.

Методы исследования в возрастной психологии и психологии развития:
- Метод наблюдения
- Эксперимент:

  • лабораторный;
  • естественный;
  • констатирующий;
  • формирующий;

- Вспомогательные методы исследований:

  • беседа;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества);
  • проективные.

- Сравнительные методы исследования:

  • близнецовый;
  • сравнение нормы и патологии;
  • кросс-культурный;
  • биографический.

- Социометрические методики.

Схема построения эмпирического исследования:
Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).
Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
Ключевое понятие возрастной психологии - понятие «развитие». Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Созревание - важнейший фактор развития. Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. Разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Различают нормативное психическое развитие и индивидуальное.

Возрастная психология сформировалась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX века. Во II половине XIX века сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки:

  • потребности общества в новой организации системы образования;
  • прогресс идеи развития в эволюционной биологии;
  • разработка объективных методов исследования в психологии.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребёнка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевиднойнеобходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

Исторический анализ понятия «детства» дан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Так, в средневековой Европе взрослые относились к детям, как к младенцам, вплоть до 6-7-летнего возраста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали к взрослым разговорам, шуткам, еде и др. (Г. Крайг). Детство, будучи социально-культурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни и труду (Д.И. Фельдштейн).

В.Т. Кудрявцев выделяет три исторических периода детства (исходя из схемы Д.И. Эльконина):

  1. Квазидетство - на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность (первобытное детство).
  2. Неразвитое детство — мир детства выделен и перед детьми возникает новая социальная задача - интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию моделирования деятельности взрослых (детство в Средние века и Новое время).
  3. Развитое детство — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной структуры.
Ключевые слова: Возраст
Источник: Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Возрастная периодизация психического развития
Урунтаева Г.А., Детская психология
Юность как психологический возраст
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Психология взросления: концепты и феномены
Фиофанова О.А., Психология взросления и воспитательные практики нового поколения
Климакс как возрастной психофизиологический кризис
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Категория возраста
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Возрастное развитие человека
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Возрастные особенности агрессивного поведения
Ильин Е.П., Психология агрессивного поведения
Что такое бальзаковский возраст женщин
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Оставить комментарий