Позитивные стороны конфликта

Каждый конфликт может играть как положительную, так и отрицательную роль. Двойственность природы конфликта заключается в особенностях его влияния на жизнь и деятельность противоборствующих сторон. Кроме того, на разных этапах своего развития один и тот же конфликт может принимать как конструктивную, так и деструктивную окраску.

С точки зрения конфликтующих сторон в конфликте можно выделить следующие позитивные моменты  .
1. Конфликт может полностью или частично нейтрализовать организационные противоречия, вызванные недостатками организации деятельности, неудовлетворительным менеджментом, несоответствием квалификации работника выполняемым обязанностям. Результат – разрешение приблизительно 65 % таких противоречий.
2. Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт. Способы противоборства показывают ценностные ориентации участников конфликта, их истинные мотивы, демонстрируют степень их психологической стойкости и стрессоустойчивости. Конфликт помогает проявиться как отрицательным, так и положительным чертам человека. Около 10–15 % конфликтов после своего окончания улучшают отношения между противниками.
3. Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической напряженности у противоборствующих сторон. Действия оппонентов, которые часто сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, могут снизить интенсивность последующих отрицательных эмоций. Так, например, возникает феномен катарсиса, что означает освобождение накопившейся отрицательной энергии, оказывавшей сильное давление на человека.
4. Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой социальный статус.
5. Результатом конфликта может стать повышение индивидуальной эффективности сотрудника. Например, у менеджеров итогом конфликта в 28 % случаев становится повышение качества деятельности, а снижение наблюдается в 17 % случаев. У рядовых работников, наоборот, в итоге конфликта качество их работы чаще ухудшается, поскольку им не удается добиться целей, достижение которых они преследовали в конфликте.
6. Конфликт может способствовать повышению авторитета одной из сторон, если в ходе конфликта ею преследовались цели, которые оценивались как справедливые коллегами по работе. Такое случается в 4 раза чаще, чем в том случае, если сторона отстаивает цели, которые считаются сомнительными.
7. Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.

При оценке каждого конфликта следует учитывать то влияние, которое он оказывает на макро– и микросреду. Помимо оппонентов, вовлеченных в конфликт, он оказывает непосредственное влияние на всю группу. Степень конфликта прямо пропорциональна силе отношений оппонента и группы, социальному статусу противоборствующих сторон, интенсивности их конфликтного противодействия. В этом случае выделяют следующие позитивные аспекты конфликта:

  1. служит инструментом, стимулирующим социальную деятельность малой группы или сообщества (инновационный конфликт);
  2. показывает актуальность некоторых неразрешенных проблем;
  3. способствует выявлению сложившегося общественного мнения;
  4. может послужить формированию новых (причем более благоприятных) условий функционирования организации;
  5. иногда становится важным фактором сплочения социальной группы (и даже целой нации).
Темы: Конфликт
Источник: Шаш Н.Н., Бизнес-план предприятия
Материалы по теме
Основные стратегии управления конфликтами
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Типы конфликтов
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Основные виды классификации конфликтов
Анцупов А.Я., Конфликтология
Конфликт как социально-психологическое явление, способ социального взаимодействия
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Ролевые конфликты
Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия
Социальные функции конфликта
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Способы разрешения ролевых конфликтов
Фролов С.С., Основы социологии
Конфликты в коллективе и их регулирование
Машков В.Н. - Психология управления
Оставить комментарий