Природа конфликта

Слова «конфликт» происходит от латинского conflictus первоначально понимаемого как столкновение. Это слово в довольно близком, но не тождественном значении применяется в социальной психологии. Во многих случаях под конфликтом понимают одну из форм человеческого взаимодействия, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.

Как известно, основными формами взаимодействия людей в совместной деятельности являются кооперация, соревнование (конкуренция), приспособление и конфликт. Кооперация — это сотрудничество в самом широком значении этого слова. Данная форма характеризуется общей целью и потребностями в принадлежности к группе. Общая цель порождает у людей теплые чувства друг к другу и взаимное тяготение, а потребности — взаимную симпатию. Соревнование вызывает повышенную активность людей, что при определенных условиях ведет к росту производительности труда. В своем особом проявлении, в конкуренции, эта форма толкает людей к единоличному обладанию общей целью. Приспособление как форма взаимодействия побуждает людей к терпению по отношению к другим людям и социальным группам, к примирению с иными взглядами и точками зрения.

Конфликт — это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых различных формах.

Конфликт возникает часто в ситуациях, когда в процессе достижения цели сталкиваются интересы различных людей или социальных групп. Дело заключается в том, что в стремлении добиться поставленной цели каждый индивид осознанно или неосознанно формирует в глубинах своей психики положительный исход своей деятельности. И когда кто-то или что-то препятствует осуществлению данного намерения, порождается явление фрустрации, вызывающее какую-то форму конфликтного состояния.

Обычно под фрустрацией понимают один из видов психической дезорганизации личности, вызванной субъективным восприятием препятствия на пути к цели. Такие препятствия различаются по силе, но они всегда социальны по своей природе. Есть препятствия преодолимые. Столкнувшись с ними, личность применяет тактику обхода и достигает цели своих устремлений. Фрустрации здесь не возникает. Если же личность встречается с непреодолимыми препятствиями, картина меняется. Бывает, что ситуация здесь позволяет найти новую цель деятельности, тогда также дело обходится без фрустрации. Явление фрустрации порождается в том случае, когда блокируются все возможные пути к достижению цели. Например, работник долго и упорно дожидался назначения на новую должность. Он был уверен, и окружающие укрепляли в нем эту уверенность, что других претендентов нет. Но вот когда появилась реальная вакансия, на должность вдруг назначили другого. Претендент реагирует на событие фрустрацией, которая может проявиться в реакциях агрессии, регрессии и ухода в себя.

Агрессия характеризуется вспышкой эмоций, которые могут обратиться завистью, злобой, враждой. Внешне эти эмоции нередко выступают в виде оскорбления или решительных, часто неконтролируемых действия. На предприятиях и в учреждениях агрессия выливается в разнос существующих порядков, уклонения от работы, прогулы. Имеет место даже порча оборудования и уничтожение ценностей, а также специально подстраиваемые акции по устранению неугодных лиц. Во всех этих случаях проявляются элементарные и весьма изощренные акты агрессии. Последние в основном идут со стороны лиц, занимающих высокие социальные позиции, или со стороны интеллектуалов.

Отказ или «уход» являются не менее распространенными формами фрустрации. Реакции этих форм, хотя они и не выпячиваются в поведении людей, заключают в себе довольно значительную разрушительную силу. Отказ от противоборства совершается не вдруг. Он постепенно зреет в сознании человека, подтачивая его силы и лишая его способности противостоять своим оппонентам. При этом чем выше будет социальный статус человека и чем грубее по отношению к нему будут реакции «укрощения», тем пагубнее скажется этот вид фрустрации на «укрощаемом».

Итак, психологической подоплекой конфликта выступает фрустрация, проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности на социальное препятствие к достижению цели. Но есть и другой, не менее значимый подтекст конфликта, в частности покушение на чувство собственного достоинства личности, человеческого «Я». Этот подтекст проявляется в системе межличностного общения, в производственной обстановке, при проведении массовых мероприятий. Обычно это разносы начальства, различного рода колкости юмористов, проработка людей на коллективных мероприятиях. Опрос и наблюдения показывают, что нередко здесь выступает бестактная критика. Для иллюстрации приведет отрывок из письма читателя газеты «Московская правда»:

«... К критике персональной, высказанной, что называется, в лицо, — пишет в редакцию научный работник В.Залетнов, — каждый из нас относится по-своему. Но что бы там ни было, мы привыкли считать критику оружием мощным, полезным, жизненно необходимым. Я тоже так считал, пока критика не коснулась меня лично. Было это на институтском партсобрании. Не буду сейчас говорить, насколько справедливо критиковал меня в докладе секретарь партбюро. Думаю, у всякого на это возникает вполне естественная реакция — оправдаться, не согласиться с оценками. Особенно, если критикуют тебя впервые. Но я не об этом. Хочу сказать, что от критики ни пользы, ни исцеления я не получил. Целую неделю после того собрания ходил сам не свой. Мне казалось, что сотрудники, здороваясь со мной, смотрят на меня как на человека конченного. Я ожидал, что меня вот-вот вызовет начальство и скажет: «Ты плохо работаешь, Залетнов. Пиши заявление...» Домашние меня перестали узнавать. Я раздражался по мелочам, кричал, ночами долго не мог заснуть. И работать я стал гораздо хуже. В конце концов уволился по собственному желанию. И вот думаю теперь, наблюдая за газетными критическими баталиями, за общей направленностью нынешних собраний и пленумов, где ломают копья, норовя друг друга больше уколоть, — сколько же наносится душевных травм! Когда же мы научимся бережнее относиться к себе и к другим!..»

Как справедливо подмечает читатель, критика жизненно полезна и необходима. Причиной конфликта она становится лишь потому, что теряет свои основные черты: заботу об общем деле и гласность. Критика при отсутствии гласности воспринимается людьми без всякого энтузиазма, она порождает у них реакции защиты, а потому обычно ведет к стрессам. Здесь, как в любых ситуациях фрустрации, критикуемый видит «виновника зла», против которого начинает вести психологическую, нередко и физическую, борьбу.

Темы: Конфликт
Источник: Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Материалы по теме
Этническое взаимодействие и этнические конфликты
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Инновационные конфликты
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Управление политическим конфликтом
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Причины конфликтов в организации
Леонов Н.И., Психология делового общения
Конфликтная сущность человека
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Эволюция научных воззрений на конфликт
Анцупов А.Я., Конфликтология
Сущность, содержание, основные причины групповых конфликтов
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Причины конфликтов с подростком в семье
Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с...
Оставить комментарий