Религия всегда вызывала личный интерес у К.Г. Юнга, и постепенно она нашла свое значимое место в его теории и практике. Он был приверженцем всеобъемлющего познания этого человеческого опыта.
В своей известной работе «Психология и религия» (1938) он писал: «Так как религия, без сомнения, является одним из самых ранних и наиболее универсальных видов деятельности человеческого ума, то очевидно, что любого рода психология, затрагивающая вопрос о психологической структуре человеческой личности, неизбежно сталкивается, по крайней мере, с тем фактом, что религия является не только социологическим или историческим феноменом, но имеет личностную значимость для огромного числа индивидов» (с. 7).
Среди таких индивидов были и пациенты Юнга, в чьих мечтах, фантазиях и рисунках проявлялись мощные символы жизни, в которых было удивительное сходство с религиозными представлениями.
К.Г. Юнг на ранних этапах был солидарен с представлениями Фрейда о религии, в частности;о значимости отца в судьбе человека. Так, в своей работе «Значение отца в судьбе отдельного человека» (1949) К.Г. Юнг писал, что судьба ребенка формируется властью родителей. Но когда он подрастет, начинается борьба между детскими отношениями и активизацией его сознания. При этом родительские влияния, начиная с самого раннего детского периода, репрессируются (вытесняются) и погружаются в бессознательное, но не устраняются, а невидимыми нитями направляют созревания ума. Как и всё, что ушло в бессознательное, инфантильный опыт по-прежнему через посредство предостерегающего чувства направляет человека.
Эти корни первой религиозной сублимации. На месте отца с констелляций его достоинств и недостатков появляется, с одной стороны, совершенное возвышенное божество, а с другой стороны, по мнению К.Г. Юнга, - дьявол.