Неоязыческое направление новых религиозных движений

В настоящее время под неоязычеством понимаются новые культы, в основе которых - верования язычников дохристианского периода.

Причем, по мнению исследователей этого движения, в неоязычестве имеет место более или менее произвольная реконструкция древних славянских верований, т.к. древние языческие традиции были прерваны в народе много веков назад.

В. Прибыловский полагает, что внутри неоязыческого движения выделяются два противоположных полюса: один - это фольк-лорно-игровое, слабо политизированное язычество, другой - политизированное национал-патриотическое язычество.

Последователи неоязычества при реконструкции языческих верований часто используют этнографические источники, а также копируют обрядность, сохранившуюся у различных славянских народностей. Часть неоязыческих движений опирается на версии «пан-славянства». Согласно им, в доисторические времена на евразийском континенте существовала громадная общность, ставшая основой развития индоевропейских цивилизаций. Отмечается при этом, что славяне являются ее генетическими потомками, а ее верования сохранились в индуизме и буддизме, принесенными якобы ариями в виде Вед в Индию.

Остатки верований этой древней славянской цивилизации адепты данного направления обнаруживают и в так называемых «славянских Ведах» или «Велесовой книге». Данная книга была обнаружена в 1919 году белэмигрантом, подполковником А. Изен-беком и представляла собой россыпь дощечек с написанными на них письменами. Во время войны они пропали, сохранились только несколько фотографий и перевод со старославянского. В связи с этим многие исследователи считают «Велесову книгу» фальсификацией. Тем не менее она оказала влияние на формирование русского неоязычества как разновидности патриотической идеологии.

Национал-патриотическое неоязычество отрицательно и даже враждебно относится к христианству, которое, по мнению его адептов, уничтожало коренные верования древних славян. В связи с этим последователи современного неоязычества часто предпринимают хулиганские и преступные действия в отношении христианских церквей, поэтому их часто путают с сатанистами. Так, в Королевом Стане Минского района в 2001 г. двумя молодыми последователями неоязычества была сожжена православная церковь и убит человек.

В данном направлении неоязычества пропагандируется славянский национализм, национальная и расовая неприязнь, в связи с чем их представителей часто не отличают от скинхедов.

Культовая практика неоязычников эклектична и представляет собой совмещение сохранившихся народных обрядов и вновь созданных ритуалов, направленных на почитание древних языческих богов, предков и сил природы.

В неоязыческих движениях часто обнаруживается политизация, выражающаяся в критике правящих политических движений' властных структур и основных религий, в провоцировании межнациональных и расовых конфликтов и в идеях формирования государственного устройства на основе тех принципов, которые якобы были присущи древним славянам.

Эклектизм неоязычества обусловил формирование множества различных его направлений, часто оппозиционных по отношению друг к другу.

Помимо национал-патриотического направления неоязычества имеются и его версии. Например, языческие религии на основе почитания природы (например, движения П.К. Иванова, А. Апианщева, «Анастасия», «Щербовское братство» в Гомельской области). Направлением неоязычества как религии можно считать широко распространенные практики «колдовства» и «народного целительства».

Социальные проекты будущего «славянского мира» национал-патриотического направления неоязычества представляют собой произвольную реконструкцию древней религии и структуры общества славян. Однако при откровенной ориентации данных идеологий на языческие верования древних славян в моделях «идеального» общества не обнаруживается участие религиозных структур в общественном устройстве, оно является чисто светским с исключением инородцев.

Необходимо отметить, что в национал-язычестве распространены идеи экстремизма. Анализ публикаций отдельных источников этого направления позволяет выделить следующие экстремистские идеи: а) в качестве причин проблем славянских народов и государств называются евреи и другие «цветные» народы, якобы создавшие порочные системы управления, религию и культуру; б) выдвигаются идеи борьбы против них; в) выдвигаются идеи борьбы за новый социальный строй, представляющий собой жесткую властную структуру с выделением круга «русской элиты».

Наиболее утопические модели социального устройства имеются в природно-ориентированных версиях неоязычества, в основе которых лежит почитание природы. Согласно этим моделям, человек должен жить не в цивилизованных, а в природных условиях. В природе он может получать все необходимое для жизни и духовного совершенствования. В вероучениях данного направления практически отсутствуют представления о структуре общества, поскольку пропагандируется идея проживания человека в поселениях типа хуторов (родовых поместий) в природном окружении. Основными ценностями человека, согласно данной модели, должно быть сохранение здоровья и целостности окружающей природы. В связи с концепцией «золотого миллиарда» вызывают также тревогу идеи апологетов этого направления о существовании славян только в лесах без цивилизационных достижений или даже за Полярным кругом.

Темы: