Зарождение анимистических верований

Анимизм составляет основу философии не только дикарей, но и цивилизованных народов. И хотя на первый взгляд он представляет как бы сухое и бедное определение минимума религии, однако его практика, необходимая для выживания, является вполне достаточной.

Теория анимизма, по мнению Э.Б. Тайлора, распадается на два главных догмата, составляющих части одного цельного учения.

  • Первый догмат касается души отдельных существ, способной продолжать существование после смерти или уничтожения тела.
  • Второй догмат дает представление об остальных духах и могущественных богах.

Анимист признает, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом.

Анимисты думают, что духи общаются с людьми и что поступки последних доставляют им радость или неудовольствие. В связи с этим вера в их существование должна привести, рано или поздно, к действительному их почитанию или желанию умилостивить.

Таким образом, анимизм в его полном развитии включает верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, верования, которые переходят на практике в действительное поклонение.

При этом Э.Б. Тайлор отмечает, что нравственные аспекты, являющиеся весьма важным элементом и самой жизненной ее частью более развитых религий, весьма слабо выражены в анимизме примитивных племен. Это не означает отсутствия у них нравственного чувства или нравственного идеала: и то, и другое есть у них, хотя и не в форме определенных учений, а в виде того традиционного сознания, которое мы называем общественным мнением и которое определяет у нас добро и зло.

Э.Б. Тайлора, как культуролога, интересовал вопрос, почему появились представления о душах и духовных сущностях у примитивных народов. Он выдвигает предположение, что мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять:

  • во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти;
  • во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях.

Наблюдая эти две группы явлений, древние люди, вероятно, прежде всего, сделали само собой напрашивавшееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. И то, и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе «я». И то, и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак иногда показывается человеку, находясь вдали от него.

Далее оставалось сделать и второй шаг - соединить жизнь и призрак. Если то и другое присуще телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не быть проявлениями одной и той же души? Следовательно, их можно рассматривать как связанные между собой явления. В результате и появляется общеизвестное понятие, которое может быть названо призрачной душой, духом-душой.

---------------
Литература
Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. - М: Изд-во политической литературы, 1989. - 575 с. (Глава 8. Анимизм).
Итс, Р. Шепот Земли и молчание неба / Р. Итс. - М: Политиздат, 1990.-318 с.
Басилов, В.Н. Избранники духов / В.Н. Басилов. - М.: Политиздат, 1984. - 208 с.
Кальвайт, X. Шаманы, целители, знахари / X. Калъвайт. -М.: Совершенство, 1998.-224 с.
Смоляк, А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура) / А.В. Смоляк. - М.: Наука, 1991.-280 с.

Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.