Зарождение анимистических верований

Анимизм составляет основу философии не только дикарей, но и цивилизованных народов. И хотя на первый взгляд он представляет как бы сухое и бедное определение минимума религии, однако его практика, необходимая для выживания, является вполне достаточной.

Теория анимизма, по мнению Э.Б. Тайлора, распадается на два главных догмата, составляющих части одного цельного учения.

Первый догмат касается души отдельных существ, способной продолжать существование после смерти или уничтожения тела.

Второй догмат дает представление об остальных духах и могущественных богах.

Анимист признает, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом.

Анимисты думают, что духи общаются с людьми и что поступки последних доставляют им радость или неудовольствие. В связи с этим вера в их существование должна привести, рано или поздно, к действительному их почитанию или желанию умилостивить.

Таким образом, анимизм в его полном развитии включает верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, верования, которые переходят на практике в действительное поклонение.

При этом Э.Б. Тайлор отмечает, что нравственные аспекты, являющиеся весьма важным элементом и самой жизненной ее частью более развитых религий, весьма слабо выражены в анимизме примитивных племен. Это не означает отсутствия у них нравственного чувства или нравственного идеала: и то, и другое есть у них, хотя и не в форме определенных учений, а в виде того традиционного сознания, которое мы называем общественным мнением и которое определяет у нас добро и зло.

Э.Б. Тайлора, как культуролога, интересовал вопрос, почему появились представления о душах и духовных сущностях у примитивных народов. Он выдвигает предположение, что мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять:
- во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти;
- во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях.

Наблюдая эти две группы явлений, древние люди, вероятно, прежде всего, сделали само собой напрашивавшееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. И то, и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе «я». И то, и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак иногда показывается человеку, находясь вдали от него.

Далее оставалось сделать и второй шаг - соединить жизнь и призрак. Если то и другое присуще телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не быть проявлениями одной и той же души? Следовательно, их можно рассматривать как связанные между собой явления. В результате и появляется общеизвестное понятие, которое может быть названо призрачной душой, духом-душой.

---------------
Литература
Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. - М: Изд-во политической литературы, 1989. - 575 с. (Глава 8. Анимизм).
Итс, Р. Шепот Земли и молчание неба / Р. Итс. - М: Политиздат, 1990.-318 с.
Басилов, В.Н. Избранники духов / В.Н. Басилов. - М.: Политиздат, 1984. - 208 с.
Кальвайт, X. Шаманы, целители, знахари / X. Калъвайт. -М.: Совершенство, 1998.-224 с.
Смоляк, А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура) / А.В. Смоляк. - М.: Наука, 1991.-280 с.

Темы: