Политические идеи Томас Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ-материалист и политический мыслитель. Родился в семье сельского священника. После окончания Оксфордского университета (1608) знакомство и общение с философом-материалистом Ф. Бэконом, дружеские отношения с Галилеем, Гассенди, Декартом, а также сама обстановка революционной Англии XVII в. определили его мировоззрение и формирование собственной философской системы.

В 1651 г., разорвав отношения с роялистами, Гоббс делает попытку идеологически обосновать диктатуру Кромвеля. Апология сильной абсолютной власти изложена им в самом крупном и важнейшем произведении «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

В первой части трактовались общефилософские вопросы, включая вопросы толкования человеческой природы. Задача политики, считает Гоббс, заключается в познании государства и подобна устройству часов, необходимо начать его с изучения его отдельных колес и пружин, его составных частей. Вначале он рассматривает государство в состоянии разложения, исследуя природу отдельного человека с целью узнать, способны или не способны люди к образованию государства и как они должны слаживаться, удовлетворяя желание соединиться в общество.

Чтобы водворить порядок и удовлетворить основные требования человека, необходимо с помощью человеческой изобретательности создать всемогущее искусственное животное, великого Левиафана, именуемого государством. Государство — это механическое соединение отдельных людей, сумма которых представляет гигантскую силу.

Государство — не извечная категория, ему предшествует естественное состояние людей, жизнь которых подчинена естественным законам, вытекающим из природы самих людей. Первым основанием естественного права, согласующимся со здравым смыслом, является необходимость, чтобы каждый сохранил свою жизнь насколько может. Согласно закону природы, в борьбе за самосохранение человек предусматривает необходимость искать мир, а для сохранения мира сталкивается с необходимостью ограничить свои притязания.

Из охранения мира, на основе общественного договора, Гоббс выводит всю систему юридических и нравственных законов. Чтобы законы получили силу в обществе, должна утвердиться власть, устанавливающая порядок, сдерживающая необузданные страсти отдельных людей, покушающихся на мир и общественную безопасность. В результате общественного договора возникает государство.

По определению Гоббса, «государство есть единое лицо, которого воля, вследствие договора многих людей, является волей всех и может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты».

Это лицо — верховная власть, остальные — подданные.

Верховная власть, которой подданные передали полностью свои права, должна быть безусловной и неограниченной, независимо от формы правления. Глава государства по отношению к народу не связан ничем, он не может быть неправым. Однако подданные, получая от верховной власти все свои права, по отношению к ней лишены всяких прав. Например, гражданам не принадлежит право собственности, поскольку право собственности установлено не естественным законом, по которому у людей все общее, а законом гражданским, поэтому подданные получают свое право от государства и сохраняют его, пока государство этого хочет. «Кто имеет господина, тот не имеет собственности, все здесь принадлежит государству».

Государственная власть суверенна, нераздельна, не подлежит контролю, стоит выше всех законов, ею установленных. Установленная волей граждан, она не может быть устранена по их произволу. Обязанности граждан по отношению к абсолютной власти сохраняются до тех пор, пока она в состоянии защитить граждан. Свергнутой власти они не обязаны подчиняться, а должны починяться той, которая в действительности управляет страной, устанавливая государственный порядок.

Гоббс как выразитель авторитарного политического строя наделил суверена неограниченными полномочиями: в нем он видел сосредоточие всех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной). По этой причине он был противником разделения властей между королем, палатой лордов, палатой общин, считая это одной из причин гибели, распада государства. Суверен обладал правом объявления войны и заключения мира, правом выбора советников, министров, правом запрещать вредные учения, в том числе проповеди против ограничения верховной власти.

Во имя единства и неограниченности верховной власти Гоббс отвергает смешанные формы правления, не подозревая, что суверенитет может принадлежать не одному лицу, а совокупности нескольких. Верховная власть может быть троякой: монархической, аристократической и демократической. У Гоббса при его симпатиях к монархическому абсолютизму важнее был государственный абсолютизм вообще. Он защищает верховную власть прежде всего как средство защиты гражданского порядка, указывая на плюсы и минусы той или иной формы правления, в которых та или иная власть себя проявляет. По сравнению с аристократией и демократией монархия — лучший образ правления, а аристократия считается тем лучшей, чем более приближается к монархии.

Стоя за монархию, он не отвергал правомерности демократии, считая народное правление наименее достигающим истинной цели — охранения спокойствия в государстве. В демократии Гоббс усматривает одни слабости: во-первых, в ней столько правителей, сколько демагогов, и все они добиваются власти и богатства, здесь властное большинство малосведуще в делах — решения их большей частью неправильны; во-вторых, исключается ведение государственных тайных дел; в-третьих, бесконечная борьба партий как источник смуты (предлагал распустить их); в-четвертых, в условиях демократии «законы перемещаются из одной стороны в другую, как бы плавая по волнам».

Проповедь государственного абсолютизма и абсолютизма верховной власти была направлена против клерикализма. Он понимал, что все беды, причины гражданских войн исходили из борьбы между духовной и светской властью. Выход из этого состояния он видел в подчинении духовной власти авторитету светской. Тезис о подчинении существующей духовной власти светской был выгоден Кромвелю, который использовал его в своих требованиях безусловного господства светской власти.

В годы Реставрации Стюартов (1660-1685) Гоббс пережил весьма трудные времена. Он обвинялся в распространении ереси и вынужден был защищаться в небольших специальных работах. В 1688 г., т. е. через девять лет после его смерти, Оксфордский университет внес труды Гоббса «О гражданине» и «Левиафан» в число злонамеренных сочинений, нацеленных против «священных особ монархов, их правительств и государств и подрывающих устои всякого человеческого общества». Эти сочинения вместе с другими крамольными сочинениями были сожжены.

Ключевые слова: Новое время, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Условия развития политической мысли в Новое время и эпоху индустриализма
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Гуго Гроция
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Бенедикта Спинозы
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Джона Мильтона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Джона Локка
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Причины возникновения и задачи политического консультирования
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Понятие политической рекламы
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Классификация политических партий
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий