Политические идеи Гуго Гроция

Гуго Де Гроот Гроций (1583-1645) — голландский политический мыслитель, государственный деятель и дипломат. Родился в семье бургомистра из Дельфта. Получил блестящее образование и воспитание. С детства был на редкость одаренным, очень рано стал доктором права и принял активное участие в дипломатической де ятельности и политической жизни своего отечества. В 1598 г. стал членом голландского посольства к французскому королю Генриху IV. В 1601 г. был назначен официальным историографом Голландских Соединенных Штатов. В 1604 г. участвовал в урегулировании спора между Голландской Ост-Индской компанией и Португалией. В ходе политико-религиозной борьбы в Голландии в 1618 г. был арестован и в 1619 г. приговорен к пожизненному заключению. В 1621 г. бежал во Францию, где основательно начал заниматься разработкой теории международного права.

Гроций стремился свести в единую систему нормы и ценности, признанные европейскими странами. Этому посвящены его главные труды — трактаты «О праве войны и мира», «О свободе морали» и др. Гроций считается одним из виднейших представителей теории естественного права, которая лежит в основе права и морали. По его мнению, среди принципов, распространенных в естественном состоянии человечества, одним из важнейших является стремление к объединению. В силу этого путем общественного договора возникает гражданское общество. Развивая эту мысль, Гроций считает, что если одно государство возникает путем договора, так же может возникнуть и международное сообщество народов, управляемое на основе международного права.

Вопросам теории международного права Гроций уделял особое внимание. Широкое распространение получили его идеи о справедливых и несправедливых войнах, о правомерности нейтралитета, необходимости мирного разрешения международных споров. Гроций был противник войн, но, будучи реалистом, воспринимал их как печальную данность. В своем главном труде «О праве войны и мира» он рассматривал вопросы обращения с военнопленными, положение гражданского населения в зоне военных действий и т. д.

Гроций был сторонником полной веротерпимости, резко выступал против религиозного фанатизма и религиозных войн, считая религию частным делом любого человека. Именно за эти взгляды ему пришлось поплатиться тюремным заключением на своей протестантской родине, а затем многолетней эмиграцией и смертью на чужбине. В католических же странах его книги были запрещены и торжественно сжигались на кострах.

Гроций во многом предвосхитил свое время. В XX в. идеи великого голландца легли в основу Женевских и Гаагских конвенций о военных преступниках, многих документов и решений ООН.

Ключевые слова: Политика, Новое время
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Условия развития политической мысли в Новое время и эпоху индустриализма
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Бенедикта Спинозы
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Томас Гоббса
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Джона Мильтона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Джона Локка
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Концепция национального интереса
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Содержание и причины появления политики
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Ибн Хальдун и его политические идеи
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий