Первая топика: Бессознательное, Предсознательное и Сознание

Вначале было сформулировано положение о трех основных частях (механизмах) психики и были выделены ее поверхностные «слои» (Сознание) и глубинные отделы (Предсознательное и Бессознательное). Позднее некоторые ученые пытались «привязать» поверхностные слои психики к коре головного мозга, а ее глубинные отделы — к подкорковым анатомическим образованиям, что, естественно, не имеет никакого отношения к психоаналитическим представлениям о психике.

Все, что составляет сознательно воспринимаемые образы и идеи (содержание памяти, мысли, интересы, чувства), было отнесено к поверхностному слою — Сознательному. Несколько «ниже» разместилось Предсознательное, — т.е. содержания психической жизни, обычно не осознаваемые, но способные при определенных условиях и достаточной концентрации внимания достичь области сознания. Все, что не может быть выведено в область сознания самостоятельно, несмотря ни на какие усилия и сосредоточение внимания, относится к наиболее глубокому слою психики — Бессознательному. Обоснование роли Бессознательного в мотивации наших решений, этических, сексуальных и всех прочих предпочтений, поведении и деятельности является одним из главных открытий психоанализа. Образно говоря, анализируя клинический опыт, Фрейд установил, что «мы не являемся хозяевами в своем собственном доме», более того, было обосновано, что большинство психических процессов «сами по себе бессознательны, сознательны лишь некоторые акты и стороны душевной жизни»1.

Бессознательное

В качестве существительного термин «Бессознательное» означает одну из динамических систем, описанных Фрейдом в топографической теории психического аппарата. В топическом значении Бессознательное — это психическая инстанция, состоящая из представлений (содержаний), не допущенных в систему «Предсознание—Сознание» в результате первичного или вторичного вытеснения. В большинстве гипотез, предшествующих созданию второй топики, Фрейд отождествлял Бессознательное с вытесненными (в детские годы) психическими содержаниями. Одновременно Фрейд неоднократно говорил о врожденных, филогенетически присущих индивиду содержаниях как о «ядре Бессознательного» — неких доиндиви-дуальных схемах, которые присутствуют фактически с момента рождения и определяют наиболее примитивные формы поведения людей (впрочем, как и животных).

Определяя Бессознательное как систему, следует выделить такие его особенности, как:

  • подвижность энергетических нагрузок, характерная для свободной энергии;
  • отсутствие отрицания и сомнения;
  • относительное безразличие к реальности и подчинение принципу удовольствия.

Другие важные характеристики Бессознательного как системы сводятся к следующему:

  • содержания Бессознательного являются психическими репрезентациями влечений;
  • эти содержания управляются особыми механизмами первичных процессов, а именно сгущением и смещением;
  • содержания Бессознательного, сильно нагруженные энергией влечений, стремятся вернуться в Сознание и проявиться в поведении (возврат вытесненного); однако они способны найти доступ к системе «Предсознание — Сознание» лишь в результате компромиссов и дериватов (их производных) или с помощью «обходных путей», при этом внутренние позывы и императивы Бессознательного неизбежно искажаются цензурой.

К собственным содержаниям Бессознательного Фрейд относит «репрезентаторы влечений», несколько упрощая — психические трансформации животных инстинктов. Сами же влечения, находясь на границе между психикой и соматикой, остаются вне противопоставления Сознательного и Бессознательного. Бессознательные представления, «поднимаясь» к поверхности психики трансформируются в фантазмы, т.е. в реально-воображаемые сценарии, в которых фиксируется (нередко скрываемое даже от самого себя) влечение. Фрейд полагал, что большая часть психических содержаний и психической активности, отражающих влечения, никогда не была осознанной и (без специального исследования) остается таковой в течение всей жизни человека. Какая-то часть бессознательных содержаний психики может проявляться в замаскированной форме, «прорываясь» в виде ошибочных действий, оговорок, сновидений, бессвязных мыслей, болезненных симптомов. Фрейд писал: «Мы сравниваем систему бессознательного с большой передней, в которой копошатся, подобно отдельным существам, душевные движения. К этой передней примыкает другая комната, более узкая, вроде гостиной, в которой также пребывает и сознание»1.

В качестве прилагательного термин «бессознательное» нередко используется для обозначения совокупности содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания, т.е. попросту неосознаваемых индивидом. К таким содержаниям относятся разнообразные и как бы внезапно возникающие побуждения, смутные или практически неосознаваемые воспоминания и образы памяти, аффекты, фантазии, вытесненные поведенческие сценарии. В Бессознательном любого взрослого человека также широко представлены детские желания. Именно они создают стремление к поиску удовольствий без учета требований реальности и определяют иррациональные мотивации поведения.

Цензура

Почему Бессознательное чаще всего оказывается недоступным для индивида? Потому что на пути влечений встают два «цензурных» барьера, расположенных соответственно между Бессознательным и Предсознатель-ньш, а также между последним и Сознанием. Именно структура психики, обозначенная как «цензура», удерживает в Бессознательном представления, связанные с влечениями, реализация которых запрещена культурой, этическими и нравственными нормами. Этот процесс был назван первичным вытеснением. Цензура и вытеснение защищают нас от всего, что может вызвать страх, тревогу, чувство стыда или муки совести. Фрейд дал следующее метафорическое описание цензуры: «на пороге между обеими комнатами стоит на посту страж, который рассматривает каждое душевное движение в отдельности, подвергает цензуре и не пускает в гостиную, если оно ему не нравится»2. Некоторое «запретное» содержание Бессознательного все же достигает Сознания, но затем вновь возвращается назад, вытесняется. Этот процесс именуется «собственно вытеснением» или просто «вытеснением». Сущность вытеснения заключается в устранении и удержании вне сознания определенных психических содержаний, например вызывающих чувство вины и стыда. Особенно наглядно вытеснение проявляется в том, что мы практически не помним событий первых лет жизни. Точнее, мы не можем оживить самые ранние психические переживания по собственной воле. Все, что впечатляло или ранило нас в раннем детстве, кануло в реку «бессознательного». Одновременно с этим Фрейд отмечал, что для каждого человека огромное значение имеют детские мечты, а ребенок не мечтает о богатстве, виллах, лимузинах и т.д. Он хочет быть бесконечно любимым, принимаемым и понимаемым, и потребность в этом сохраняется на всю оставшуюся жизнь, и если она не удовлетворяется, человек чувствует себя несчастным, даже несмотря на выдающиеся социальные или материальные достижения.

Став взрослыми, мы продолжаем пользоваться вытеснением при каждом удобном случае. Например, нередко мы забываем и «мучительно» пытаемся вспомнить фамилии и имена хорошо знакомых, но в чем-то неприятных для нас людей. Также нередко мы искренне забываем о важных, но неинтересных или неприятных для нас делах. Наконец, мы отрицаем все, от чего может пострадать наше самоуважение.

Более сложным результатом вытеснения являются различные психические, невротические и психосоматические расстройства На примере истерии Фрейд показал, что неосознаваемые стремления и аффекты могут превращаться в телесные симптомы, перемещаясь от своей первоначальной психологической причины в физиологическую сферу (механизм конверсии). Иными словами, нередко симптом (поведенческий или соматический) представляет собой заместитель того, что не осуществилось из-за вытеснения. Фрейд указывает, что симптомы имеют целью или удовлетворение (символическое исполнение) желания, или защиту от него. Таким образом, некоторые из бессознательных содержаний могут достигать Сознания в замаскированном виде, в результате чего обнаруживается симптом, но остается непонятным его истинное значение. В своих работах Фрейд неоднократно подчеркивал, что психоаналитическая терапия представляет собой работу, в ходе которой вытесненные психические содержания возвращаются в Сознание.

Предсознательное

Предсознательное — система психического аппарата, отличная от системы Бессознательного. Предсознательное включает содержания и действия, не входящие в актуальное поле Сознания и поэтому являющиеся бессознательными в «описательном» смысле данного термина. В то же время содержания Предсознательного могут быть доступными осознанию в отличие от содержаний системы Бессознательного. Разграничение между Бессознательным и Предсознательным также имеет важное значение. В топическом значении последнее расположено между Бессознательным и Сознанием; от Бессознательного оно отделено цензурой, не допускающей бессознательное содержание в Предсознание и Сознание, при этом доступ к Сознанию контролируется Предсознательным. В этом смысле можно говорить о единой системе Предсознание—Сознание.

Предсознательное является в психическом аппарате той системой, в которой происходящие из Бессознательного инстинктивные желания проверяются, изменяются и отвергаются или же допускаются к поверхности Сознания. Предсознательное включает самые разные содержания: замаскированные производные инстинктивных желаний, прошлые воспоминания, продукты восприятия, воображения и мышления. Данная подструктура осуществляет ряд важных функций, в том числе: критическую оценку представлений и эмоциональных содержаний; цензуру инстинктивных желаний и их дериватов; создание структурированной системы памяти; тестирование реальности (вместе с Сознанием); контроль действий; работу воображения; образование симптомов и др.

Действие Предсознательного подчинено принципу реальности. Это означает, что в том случае, когда непосредственное удовлетворение бессознательных желаний угрожает самосохранению индивида или его моральным принципам, Предсознательное откладывает их или останавливает их выполнение. Предсознательное работает по законам вторичного процесса, используя законы логики, чувство времени и слова. В то время как энергия влечений находится в Бессознательном в «свободно перемещающемся» состоянии, в Предсознательном она связывается (контролируется) и ослабевает. В результате этого исчезает диктаторский характер желаний и влечений, они тормозятся и сдерживаются, а Предсознательное получает время для поиска путей разрешения конфликта. Предсознательное также классифицирует и изменяет поступающие из Бессознательно представления, тем самым защищая от их натиска Сознательное.

Сознательное

В топической модели психического аппарата Сознательное рассматривается как система, обращенная к «поверхности» (к внешнему миру и себе самому). В ней доминируют вторичный процесс и вербализация (т.е. все мысли и идеи обретают словесную форму), а также формируется направленность внимания (на внешние или внутрипсихические стимулы). Система Сознательного включает также некоторые проникающие из Предсознательного содержания, знания о внешнем мире и телесные ощущения, которые получили определенную степень внимания (при обращении внимания на внутренние переживания). После отступления внимания такие содержания вновь отходят в Предсознательное. Повторим еще раз: Сознательное воспринимает и принимает информацию одновременно и из внешнего, и из внутреннего мира. То, что воспринято, становится сознательным, в этом смысле Сознание в некотором роде уподобляется понятию восприятия (в академической психологии), но дополняется способностью воспринимать, осознавать и анализировать различные чувственные характеристики. Сознательное накапливает впечатления, идеи и воспоминания, которые легко воспроизводятся и активно используются в повседневной жизни и деятельности. Однако Сознание всегда располагает далеко не полной информацией. Значительная часть информации, имеющаяся в психике и накопленная в процессе приобретения жизненного, семейного, сексуального и профессионального опыта, всегда остается в Бессознательном.

Осознание причин и мотиваций собственных психических актов и внутренних конфликтов (их интроспекция) всегда сопряжено с трудностями, даже в процессе их психоаналитического исследования, что обусловливается механизмами сопротивления (бессознательного сопротивления осознанию наиболее травматичных, унизительных или постыдных для личности тем и переживаний). Преодоление сопротивления осуществляется в процессе его активной проработки (особой психотерапевтической техники), и именно проработка обеспечивает в конечном счете доступ психических содержаний в Предсознательное и Сознание. Задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы интрапсихический конфликт был преодолен, а бессознательное стало сознательным. Подчеркнем еще раз, что все предложенные термины имеют сугубо эвристическое значение и обозначают гипотетические системы психики.

Ключевые слова: Фрейд, Бессознательное, Сознание
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Сознательное и подсознательное
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Бессознательное и психика
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Взаимодействие сознания и бессознательного
...
Юмор и бессознательное по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Соотношение сознания и бессознательного
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Сознание и самосознание
Маралов В.Г., Основы самопознания и саморазвития
Проблема сознания в философии, его концепции
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Возникновение неофрейдизма
Добреньков В. И., Психоаналитическая социология Эриха Фромма
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий