Соотношение сознания и бессознательного

Все психические явления можно разделить на две группы. Первые осознаются самим человеком. Проявление вторых не отражается в сознании человека – их называют неосознаваемыми процессами, или бессознательным. Бессознательное  – это совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. Здесь нет ни самоконтроля, ни самооценки.

Элементы бессознательного в той или иной степени представлены во многих психических процессах, например бессознательное ощущение равновесия, неосознаваемые образы восприятия, связанные с узнаванием ранее виденного. Бессознательное в личности человека – это те стороны личности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются непроизвольно.

А. Г. Асмолов предложил  объединить разнообразные проявления бессознательного в поведении человека в следующие группы:

  • надиндивидуальные надсознательные явления  – это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения, влияние которых не осознается самим человеком. Эти образцы, усваиваясь через подражание, определяют социально типичные особенности поведения человека;
  • неосознаваемые мотивы поведения  – будучи вытесненными из сознания личности из-за конфликта с социальными запросами общества, скрытые влечения образуют скрытые комплексы, воздействующие на личность и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, оговорках, описках и т. д.). Такие бессознательные мотивы позволяет выявить метод психоанализа З. Фрейда;
  • неосознаваемые резервы органов чувств  – воздействие на поведение таких раздражителей, о которых человек не может дать себе отчета; такие явления были описаны еще И. М. Сеченовым как «шестое чувство»;
  • неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности  (операционные установки и стереотипы) – возникают в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных) и предопределяются прошлым опытом поведения в аналогичных ситуациях.

Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.

Источник: 
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Материалы по теме
Взаимодействие сознания и бессознательного
...
Первая топика: Бессознательное, Предсознательное и Сознание
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Сознательное и подсознательное
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Бессознательное и психика
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Психика и сознание
Максименко С.Д., Общая психология
Методы формирования сознания личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Понятие бессознательного в психофизиологии
...
Дуализм сознания
Дюпрель Карл, Загадочность человеческого существа
Комментарии

Прочитано, неплохая статья.

Оставить комментарий