Особенности русской культуры

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяют 4 фактора, определивших особенности русской истории и культуры:

  1. природно-климатический,
  2. геополитический,
  3. конфессиональный (религиозный),
  4. социальной организации.

Влияние на русскую историю природно-климатического фактора. Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического процесса (СМ. Соловьев, В.О. Ключевский, Р. Пайпс и др.).

Последним по времени на этой проблеме остановился Л.В. Милое, который опирался на солидную фактическую базу. По его мнению, в центральной России, составившей историческое ядро Русского государства, при всех колебания в климате цикл сельскохозяйственных работ был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней (середина апреля-середина сентября). Русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовки кормов для скота. Находясь в таких условиях, пользуясь примитивными орудиями труда, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь часто зависела только от плодородия почв и капризов природы. Практически это означало для крестьянина неизбежность труда буквально без сна и отдыха, с использованием всех резервов семьи. Крестьянину на западе Европы такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон там был гораздо длиннее, а это обеспечивало более благоприятный ритм труда.

Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта, господствующий класс создавал жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства, господствующего класса и общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут в конечном итоге и истоки режима крепостного права в России.

Низкая урожайности, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения.

Природно-климатический фактор во много определил особенности национального характера русских. Речь идет, в первую очередь, о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции. Вместе с тем вечный дефицит времени, веками отсутствующая корреляция между качеством земледельческих работ и урожайностью не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе. Экстенсивный характер земледелия, его рискованность сыграли немалую роль в выработке в русском человеке легкости к перемене мест, извечной тяге к беловодью и т. п. и в то же время умножили в нем тягу к традиционализму, укоренению привычек. С другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования.

Влияние на русскую историю геополитического фактора. Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:

  • обширная, слабо заселенная территория;
  • незащищенная естественными преградами граница;
  • оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей и соответственно морской торговли;
  • благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть;
  • промежуточное положение между Европой и Азией.

1. Слабая заселенность земель Восточно-европейской равнины и Сибири, ставших объектом приложения сил русского народа, имела многообразные последствия для его истории:

  • наличие обширных земельных резервов создавало благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации. Данное обстоятельство вынуждало государство усиливать контроль над личностью земледельца, что привело к оформлению крепостного права;
  • из-за слабой заселенности страны русские в процессе колонизации не имели нужды отвоевывать место под солнцем в борьбе с коренными народами Центральной России (финно-уграми) и Сибири: земли хватало на всех.

2. Крайне осложнил историческое бытие русского народа такой фактор, как естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Русские территории не были защищены естественными преградами: горами и морями. Данное обстоятельство использовали соседи России: Польша, Швеция, Германия, Франция, с одной стороны, и кочевники Великой степи, с другой. Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского народа колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат и людских ресурсов. Кроме того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: в результате чрезвычайно возрастала роль государства Более того бедная средствами сельская земледельческая, малонаселенная страна должна была содержать огромное войско для защиты открытых и растянутых на длиннейшем протяжении границ. Бедное государство, но обязанное содержать большое войско, не имея денег в следствии промышленной и торговой неразвитости, раздает военным служилым людям земли. Но земля для владельца не имеет значения без работника. Решение было найдено в прикреплении крестьян, чтобы служилый человек имел на своей земле работника и всегда имел средство быть готовым к выступлению в поход.

3. Следствием оторванности от морей и морской торговли был следующий факт: из-за этого приходилось продукты своего экспорта продавать по низким ценам посредникам, а продукты импорта покупать у тех же посредников по более высоким. Чтобы пробиться к морям государству пришлось вести столетиями напряженные и кровопролитные войны. В следствии этого роль государства и армии в обществе возрастала еще больше.

4. Помимо неблагоприятных были и благоприятные для исторического развития России геополитические факторы. Первый из них - специфика речной сети Восточно-Европейской равнины. Исполинские системы рек, которые переплетаются между собой, составляют по всей стране водную сеть:

  • вдоль которой создаются первые города;
  • на которых идет активная внутренняя торговля;
  • кроме того, самые большие из них текут на восток или юго-восток, а, следовательно, и распространение русской государственности идет в означенную сторону;
  • реки содействовали народному и государственному единству;
  • речные системы определяли вначале и особые системы областей, княжеств.

Таким образом, речная сеть сплачивала Россию и политически, и экономически.

5. Другим благоприятным геополитическим фактором для истории России является то, что через ее территорию проходила значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу. Данное обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании политической стабильности вдоль этой магистрали, т. е. в существовании евразийской империи: вначале такой империей было государство Чингиз-Хана, а затем - Россия.

Роль религиозного фактора в русской истории. Восточное христианство - православие оказало серьезное влияние на менталитет русского народа, оно воспитало его душу. Запад и Россия - страны христианские, но оно попало в них из разных источников: на Запад - через Рим, в Россию - из Византии. По мнению Данилевского, эллинский культурно-исторический тип был типом культурным, преимущественно художественно-культурным, а римский культурно-исторический тип - политическим, следовательно, религия в Греции получает эстетический характер, а в Риме - политический.

Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие оказало, тем не менее, определяющее влияние на русскую политическую традицию. И.Н. Ионов отмечает, что одним из центральных понятий государственной идеологии Византии было понятие таксиса, суть которого заключалась в сближении, соединении земного и небесного порядков. Соединяющая сила - власть императора. Тем самым в православии власть настоящего царя становилась гарантом возможного будущего спасения после смерти.

Если в Европе в протестантской среде вера толкала человека к экономической деятельности (ее успех помогал убедиться в своей избранности, в грядущем индивидуальном спасении), то в России открывался политический путь, причем, с сильной коллективной составляющей. Таким образом, на Западе - экономическая активность, создание гражданского общества как инструмента борьбы за экономический успех, а в России - поиски «настоящего» царя. Следовательно, на Западе высшим критерием оценки деятельности человека, смыслом жизни становится богатство, тогда как в России сближение сущего и должного реализуется в форме коллективного движения к лучшему будущему, в идеях социальной справедливости. Силой, соединяющей сущее и должное являлась харизматическая власть и государство.

Влияние на русскую историю фактора социальной организации. Под воздействием вышеуказанных факторов (природно-климатического, геополитического и религиозного) в России сложилась специфическая социальная организация. Ее основные элементы:

  • первичная хозяйственно-социальная ячейка - корпорация (община, артель, товарищество, колхоз и т. д.), а не частнособственническое образование как на Западе;
  • государство - не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, порой даже демиург гражданского общества;
  • государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна (смута);
  • государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны;
  • государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство, номенклатура и т. д.).

Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность русского общества, внутреннее единство исторического бытия.

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.