Особенности общения в современном мире

  1. Преобладание массового и опосредованного общения. Хотя несколько веков назад существовало непосредственное общение.
  2. Увеличение количества вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах, где сам образ жизни определяет неизбежность контактов совершенно незнакомых людей с друг другом. Поездка на работу на общественном транспорте, покупки товаров в магазине, просмотр спектаклей. Особенностями этих контактов является то, что они многочисленны и поверхностны. Качества нет.
  3. Противоречие между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда может установить контакт даже с теми субъектами, которые находятся вдали от него; с другой - совершенствование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения. Существует такой феномен как одиночество в толпе.
  4. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим миром. Квазиобщение - мнимое общение, воображаемое, кажущееся.

Многие СМИ создают иллюзию общения. Если индивид систематически смотрит какую-либо передачу, у него создается иллюзия знакомства с ведущими, ощущение, что он их хорошо знает, хотя на самом деле он всего лишь имеет некоторое устойчивое представление о телевизионном образе ведущих.

Вполне вероятно, что поверхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли квазиообщения, а также преобладание массового и опосредованного общения снижает его качество повсеместно.

Качество общения определяется:

  1. уровнем, на котором происходит взаимодействие;
  2. количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми;
  3. возможностями саморазвития.

Общение может происходить на разных уровнях.

Уровни определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

  • 1 уровень. Самый примитивный - фатический (от лат. fatuus - глупый). Предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит характер автоматизма и ограниченности. Примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что в них нет глубокого смысла. Стандартизация общения. Этот уровень определяется этикетными нормами социального слоя, представителем которого являются субъекты взаимодействия. Субъект не получает никакой новой информации.
  • 2 уровень. Информационный. На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Этот уровень носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. Информационный уровень не связан только с содержанием разговора. Это может быть также информация паралингвистического, контекстного плана. В любом случае данный уровень способствует активному включению человека в процессе коммуникации.
  • 3 уровень. Личностный - характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях и при определенных условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущения счастья. Это ситуации духовного подъема и развития личности, поэтому уровень называют духовным. Личностный уровень является высоко нравственным: он снимает всякие ограничения при взаимодействии именно потому, что они становятся совершенно лишними.
Ключевые слова: Общение
Источник: Жуйкова И.В., Социальная психология
Материалы по теме
Выбор партнера по общению: причины и факторы, обусловливающие его
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Руденский Е.В., Социальная психология
Сознание, общение, речь
...
Смущение в общении, его сущность
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Потребность в общении
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Стратегии взаимодействия в общении
Панфилова А.П., Теория и практика общения
Характеристики педагогического общения
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Возрастные особенности общения
Слотина Т.В., Психология общения
Комментарии
Аватар пользователя Гость
Гость

Вот мой доклад, сам делал. изи 5. берите крч

Доклад на тему "Особенности общения в современном мире"Современный мир дал нам интернет, сотовую связь, телевиденье и многое другое, что довольно сильно поспособствовало возниковению некоторых особенностей общения в наше время. Об этих особенностях я сейчас и расскажу. И так. Первая особенность - это то, что технические средства (интернет, сотовая связь) заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи. Люди стали чаще общаться с помощью интернета или телефона, чем в живую. Следующая особенность - это, так сказать, "Одиночество в толпе", когда человек остро ощущает свое одиночество не смотря на то, что проводит значительное время среди других людей, например, на работе или при иных условиях. К появлению этого чувства могут привести разные причины. Но чаще всего оно развивается под влиянием пристрастия к компьютеру и связанным с ним технологиям. И еще одна особенность общения в современном мире - это увеличение доли мнимого общения. Иллюзии общения. Например, многие СМИ создают иллюзию общения. Когда человек смотрит новости, то у него создается ощущение того, что он хорошо знает телеведущего, хотя на самом деле он всего лишь имеет некоторое устойчивое представление о телевизионном образе этого ведущего. Он не знает его "настоящего". Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что количество общения в современном мире увеличилось, а качество этого самого общения - уменьшилось.

Аватар пользователя Ксения Шалагина
Ксения Шалагина

Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения.Со многими людьми мы общаемся на примитивном языке. Наши повседневные контакты с такими людьми пользы не несут.С каждым днем примитивного общения, увеличивается доля квазиообщения, а также преобладание массового и опосредованного языка снижает его качество повсеместно.

Оставить комментарий