Особенности эмпирического и теоретического мышления

Различение двух типов понятийного мышления происходило и в истории психологического знания. Для анализа выделялась, с одной стороны, мыслительная деятельность, направленная на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта, с другой - деятельность, раскрывающая сущность объектов, внутренние законы их развития. Первый тип мыслительной деятельности получил название рассудочной, или эмпирической, второй - разумной, или теоретической.

Эмпирическое и теоретическое мышление имеют в своей основе особый, характерный для каждого из них, тип абстрагирования и обобщения. При эмпирическом обобщении "последовательно рассматриваются отдельные качества различных предметов и определяется, в чем эти предметы отличаются друг от друга" (Дидактика. М., 1959. С.73). Посредством сравнения этих качеств устанавливаются формально одинаковые, внешне сходные общие признаки, среди которых выделяются существенные признаки, выступающие как общие, которые отчленяются от других, несущественных, признаков, абстрагируются и фиксируются словом-понятием. Итогом произведенного таким образом обобщения выступает эмпирическое знание, которое "отражает лишь внешние свойства предметов и явлений... полностью опирается на наглядные представления" (ДавыдовВ.В. Виды обобщения в обучении... С.323.). Мышление, осуществляющееся с помощью таких обобщений и абстракций, приводит к образованию эмпирических понятий. Способ их образования "предполагает возможность оперирования непосредственно ощутимыми признаками изучаемых предметов" (Кедров Б.М. Обобщение как логическая операция // Вопросы философии. 1965. №12. С.49).

На основе эмпирического мышления не выделяются существенные особенности самого предмета, внутренняя связь его сторон, не обеспечивается поиск и фиксация исходных отношений, определяющих сущность предметов. Они берутся такими, какими даны человеку в его чувственном отражении по своим внешним сходствам и различиям. Область мыслительных процессов такого мышления ограничена сравнением конкретно-чувственных данных с целью выделения формально общих признаков и составления классификации; опознанием конкретно-чувственных объектов с целью включения их в тот или иной класс. Эмпирическое мышление есть путь перехода мысли человека от частного к общему, от конкретных предметов к общему абстрактному значению слова, обозначающему класс некоторых сходных предметов. Оперируя понятиями, оно не вникает в их содержание и природу.

Такое мышление придает определенность суждениям человека, упорядочивает круг воспринимаемых им предметов и явлений, однако не обеспечивает ему ориентацию в проблемах теоретического характера, пронизывающих все формы духовной деятельности людей, определяемой теоретическим сознанием. Задача такой деятельности состоит в открытии исходных отношений, лежащих в основе происхождения и развития предметов и явлений.

При содержательном (или теоретическом) обобщении производится анализ некоторой целостной системы объектов окружающего мира "с целью открытия... генетически исходного, существенного, всеобщего отношения как основы ее внутреннего единства" (ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 127). Сначала путем абстрагирования вычленяется исходное отношение системы объектов, которое выступает в виде особенного для нее, определяется его специфика. Затем в процессе установления закономерных связей этого отношения с единичными явлениями данной системы объектов производится обобщение, в процессе которого обнаруживается всеобщий характер выявленного исходного отношения "как основы внутреннего единства целостной системы" (ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 127).

На основе содержательного обобщения формируются понятия. Содержание таких теоретических понятий отражает процесс развития связи всеобщего и единичного, сущности и явления, а форма представляет собой "способ выведения единичного из всеобщего, как способ восхождения от абстрактного к конкретному" (ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 128).

Особенность теоретического мышления состоит в том, что оно не останавливается на внешнем сходстве или различии предметов и явлений объективной действительности, а исследует их собственную природу, рассматривает их изменения и связи как моменты широкого взаимодействия. Содержание такого мышления составляют объективно взаимосвязанные явления, представляющие собой целостную систему.

Теоретическое мышление осуществляется на основе анализа, главная задача которого "заключается в выделении внутри некоторой системы вещей такой ее генетической основы, из которой возникают все частные проявления системы. Цель анализа - это отыскание... исходной «клеточки» данной системы" (Давыдов В.В. Периодизация психического развития // Возрастная и педагогическая психология. М., 1975. С. 45) и последующее выведение ее частных проявлений из этого общего основания. Главная цель теоретического мышления "состоит в объяснении происхождения рассматриваемой системы, т.е. в доказательстве того, почему и как ее частные свойства и особенности возникли на основе исходной «клетки»" (ДавыдовВ.В. Периодизация психического развития // Возрастная и педагогическая психология. М., 1975. С. 45). В процессе такого мышления теоретическое понятие сводит воедино не различные несовпадающие вещи, а объективные связи всеобщего и единичного.

В ходе теоретического мышления на основе тщательного анализа опытных и экспериментальных данных человек приходит к идее внутренних источников происхождения и изменения изучаемых явлений о взаимосвязи причин и следствий в этом процессе. Это мышление первоначально отвлекается от частных, внешних особенностей изучаемого предмета, выделяя и рассматривая в нем лишь главные, ведущие внутренние отношения и связи. Только после того, когда изучены существенные стороны предмета и образованы о них понятия, человек переходит к выведению и, тем самым, пониманию различных частных и внешних проявлений этого предмета.

Целый ряд психологических исследований по возрастной и педагогической психологии, выполненных под руководством В.В. Давыдова, посвящен рассмотрению и анализу особенностей теоретического мышления. В результате таких исследований установлено, что теоретическое мышление имеет ряд характерных компонентов. Основными среди них являются рефлексия, анализ и планирование.

Рефлексия состоит в обращении субъекта к основаниям собственных действий и рассмотрении их с точки зрения соответствия внутренним условиям задачи, особенностям ее структуры. "Рефлексия необходима при познании опосредствованного, внутреннего и существенного бытия объектов... Ее функции проявляются при анализе человеком средств собственного познания и в отношении к его целям и условиям" (Зак А.З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста: Автореф. Дис. .. .канд. психол. наук. М., 1976.). Рефлексии выступают конституирующей чертой теоретического мышления, которое "только и начинается там, где сознание не просто выражает и пересказывает стихийно навязанные ему представления о вещах, а старается целенаправленно и критически проанализировать как вещи, так и представления о них" (Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса. М., 1960. С.159).

Теоретический анализ состоит в выявлении принципа или всеобщего способа решения предложенной задачи (в психологии задача понимается как "цель, заданная в определенных условиях" - А.Н. Леонтьев), который затем как бы "с места" переносится на целый класс подобных задач. При таком анализе "выделяется и фиксируется исходное отношение изучаемого предмета, главной целью такого анализа является поиск отношения, составляющего «клеточку» предмета как некоторой системы" (Носатов В.Т. Психологические особенности анализа как основы теоретического обобщения: Автореф. Дис. . канд. пси-хол. наук. М., 1976.). Теоретический анализ необходим для выяснения внутренних свойств предметов и явлений. Благодаря такому анализу осуществляется переход от непосредственно данного к опосредствованному, от случайного к необходимому, от явления к сущности.

Планирование обеспечивает выполнение действий во внутреннем плане, "в уме" (ПономаревЯ.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967. 264с.), разработку "проектов" предполагаемых умственных действий, рассмотрение их достоинств и недостатков, выбор наиболее рациональных способов действий. Планирующая функция мышления характеризуется не самими операциональными и техническими возможностями оперирования образами объектов, а выступает как способность подчинить операции и цели действия поставленной задаче, т.е. как умение планировать решение задачи, различать в нем способ и результат, соотносить между собой промежуточные и конечные цели и результаты.

Реализация этих взаимосвязанных компонентов теоретического мышления возможна лишь на основе содержательных или теоретических обобщений и абстракции.

Ключевые слова: Мышление
Источник: Константинов В.В., Основы общей психологии
Материалы по теме
Классификация нарушений мышления
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Виды мышления
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Развитие мышления в филогенезе и онтогенезе
Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова...
Как мы думаем?
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Основные этапы процесса мышления
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Психология мышления
Цветкова Л.С., Мозг и интеллект
Дивергентное мышление
Богоявленская Д.Б., Психология одаренности
Мотивация мыслительной деятельности
...
Оставить комментарий