Основные парадигмы философского анализа культуры

Специфика философии культуры по отношению к другим дисциплинам, изучающим культуру, заключается в том, что она постигает наиболее общие основы существования и функционирования культуры, ее отношение к важнейшим феноменам человеческого существования, а также методологию ее исследования в науке. Философия обсуждает вопросы определения культуры и ее отношения с другими понятиями, описывающими общественную жизнь, вопросы истории и будущего культуры, соотношения разных ее форм и компонентов, соотношения культур и их диалога, основных методологий и методов описания культуры и пр. По отношению к другим наукам, которые, исследуя культуру, опираются в основном на эмпирические теории или теории среднего уровня, философия культуры включает в себя теории верхнего уровня, абстрактные концепции о культуре вообще.

Невозможно дать однозначного и исчерпывающего определения культуры. Можно выделить несколько подходов к определению понятия культуры:
1. Культура понимается как искусственная среда обитания человека, как то, что противостоит естественной среде обитания, Природе.
2. В латинском языке слово «культура» означает «возделанное». В этом значении культура - то, что создается искусственно и воспитывается людьми, в отличие от того, что развивается в обществе или отдельном человеке спонтанно, как дикорастущее растение. Именно на основе такого понимания культуры некоторые народы противопоставляли себя другим как бескультурным (диким варварам).
3. В самом общем плане культура определяется как форма духовного опыта общества, отличающая его от других обществ.
4. Можно говорить также о культуре каждого человека, которая делает его индивидуальным по отношению к другим людям.

При анализе культуры возникает ряд проблем:
* Первая проблема заключается в том, что доминирует в культуре: выражение духовного мира общества или отражение материальных условий .существования общества.
* С этим связана вторая проблема: автономна ли культура (есть ли у нее своя собственная внутренняя логика развития) или она зависит от развития техники и материальной жизни общества.
* Третья проблема: является ли каждая культура уникальной и неповторимой или можно выделить некие общие характеристики во всем многообразии культур.
« Четвертая проблема заключается в характере развития культуры: является ли культура замкнутой, интровертированной, или, напротив, открытой, экстравертированной.
* Пятая проблема пытается определить соотношение традиций и новаций в культуре: ориентирована ли она на производство нового (развитие) или на воспроизводство старого содержания (консервация).

Важнейшими подходами к определению культуры в философии являются материалистическая (деятельностная), игровая, психологическая (аксеологическая) и семиотическая концепции культуры. Материалистический (деятельностный) подход к культуре, разработан в марксистской и постмарксистской традициях. В нем культура определяется как система норм, ценностей и программ материальной и духовной деятельности'. При этом конкретная деятельность определяет развитие представлений о ней, то есть практическая жизнь определяет культуру. В игровой концепции, разработанной Й. Хейзингой, культура предстает как набор иг р, посредством которых человек организует свой духовный мир. Мораль, религия, право и др. сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются как игры, осущетвляющие-ся по своим особым правилам. Психологическая концепция рассматривает культуру как индивидуальную форму духовной жизни конкретного человека (В. Дильтей) или общества (О. Шпенглер), выражающуюся в выработке ценностей. Специфической разновидностью психологизма явился психоанализ 3. Фрейда, в котором считалось, что культура предполагает разделение психики человека на сознание и бессознательное. Культура осуществляет вытеснение естественных желаний, не согласующихся с нормами, а также замещает вытесненные бессознательные желания человека социально приемлемыми формами (религия, наука, искусство, литература и др.). Культурный человек избегает прямого удовлетворения своих желаний, что зачастую является причиной неврозов и психических расстройств, которые и лечит психоанализ. Психологической концепцией культуры является и герменевтика. В ней утверждается, что культура создается отдельными личностями с особым психическим опытом (например, гениями). И для того, чтобы понять любое явление культуры, нужно понять его автора, почувствовать его психическое состояние в момент, когда он творил. И, наконец, семиотическая концепция, разработанная в структурализме (К. Леви-Стросс, Р. Барт и др.), определяет культуру как определенный язык, знаковую структуру, посредством которой представители конкретного общества описывают себя и мир.

В постклассической философии формируются информационная и диалогическая концепции культуры. Культура в информационной концепции, разработанной в постструктурализме (Ж. Делез, Ж. Деррида, У. Эко и др.) - переплетение информационных сетей, передающих сообщения о самих сетях, об их пользователях и о событиях, в которые вовлечены эти пользователи. При этом в культуре доминирует не автор и не адресат, а информационный посредник, медиум (прежде всего масс-медиа). В диалогической же концепции (М.М. Бахтин, Ю. Кристева, B.C. Библер и др.) утверждается, что культура реализуется в диалоге с другими культурами и подразумевает постоянную коммуникацию между людьми, занимающими разные культурные позиции. По сути, эти концепции описывают, прежде всего, реалии постмодернистской культуры и разрабатываются одновременно с ее формированием.

К сложностям, связанным с разнообразием значений понятия культуры, прибавляется сложность, связанная с определением структурных компонентов культуры. Исследователи называют основными ее элементами идеалы, ценности и нормы; программы деятельности, познания и общения; знаковые, символические и образные системы. При этом в разных концепциях ударение ставится на разные элементы культуры. Различным образом рассматривается и структура самой культуры. Так, некоторые концепции утверждают, что культура складывается из разных субкультур (культур локальных групп), таких как профессиональная, этническая и возрастная. В качестве особенно острой проблемы выступает взаимоотношение субкультур с официальной, традиционной культурой. Так приобрел большое значение анализ противостояния доминирующей мужской культуры и вытесняемой женской, причиной чего послужило распространение в XX в. идей эмансипации. Некоторые из субкультур - контркультуры - активно противопоставляют себя официальной или традиционной культуре, дискредитируя ее. В ряде концепций рассматривается также противостояние элитарных (свойственные узкой группе) и массовых культур, что представляется особенно важным в свете формирования современного массового общества.

Важными формами культуры предстают искусство, религия, мораль, право и т.д. В развитой культуре каждая из этих форм имеет самостоятельное значение, хотя в некоторых культурах одна из форм доминировала над остальными. Исторически первая форма культуры - миф, в нем синтезированы все остальные формы Определяющим в мифе являются повествования, посредством которых наглядно объясняются события окружающего мира и общества. Религия - форма культуры, в которой доминирует вера в связь с сверхъестественными силами, с Богом или богами и предполагается воздаяние за выполнение религиозных предписаний и ритуалов в виде счастья в этом мире или воскресения в потустороннем. Религиозная идеология выражается в системе догматов которые обосновываются теологией, религиозная психология - в вере и мистических переживаниях. Искусство - форма культуры, в которой определяющим является эстетическое, чувственное постижение себя и мира посредством образов и символов. Мораль также предстает формой культуры, совокупностью вырабатываемых конкретным обществом идеалов и ценностей, регулирующих поведение его представителей. Обычно мораль перерастает в право, систему общеобязательных и зафиксированных в законодательных документах норм, установленных и поддерживаемых государством. На основе права и морали возникает политика как совокупность программ поведения и коммуникации в государственной и общест венной жизни. Важное значение также имеет наука - форма культуры, концентрирующая в себе идеалы, нормы и программы познания. Все эти формы культуры глубоко взаимосвязаны и сохраняют свое значение в современном обществе.

Основными функциями культуры являются познавательная, деятельностная и коммуникативная. Сущность познавательной функции культуры заключается в регуляции и организации самосознания и восприятия мира человеком или обществом. Организация самосознания человека и общества - важнейшее условие их существования. Фактически, культура обеспечивает духовную целостность существования общества, и утрата культуры зачастую создает основу для исчезновения конкретных обществ или народов. Это связано с тем, что культура играет роль архива информации о прошлом и будущем общества, о том, каким образом должен представлять себя каждый его конкретный представитель. Деятельностная функция культуры заключается в нормировании и программировании поведения человека или социальных групп в обществе. Человеческая деятельность связана с утверждением смысла, причем чаще всего подразумевающего осмысленные действия других людей. Культура содержит в себе как форму утверждения этого смысла до или в процессе действия, так и механизм последующей ее рационализации. Наконец, коммуникативная функция культуры состоит в ценностной регламентации и формальной организации процесса общения в обществе и между различными обществами. Это становится особенно важно на современном этапе развития, связанном с формированием единого социокультурного пространства на фоне диалога разных культур.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Темы: