Определенные и неопределенные понятия

Одним из существенных аспектов интеллектуально-рече­вой практики является различение определенных и неопре­деленных понятий. Понятие считается определенным в том случае, когда у него ясное содержание и резкий объем. Как мы уже знаем, содержание понятия - это наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает, а объем - это количество охватываемых им объектов. Таким образом, поня­тие имеет ясное содержание в том случае, если можно точно указать набор важных признаков выражаемого им объекта, а также - точно установить границу между теми объектами, ко­торые это понятие охватывает и теми, которые не принадле­жат к его объему. Например, понятие мастер спорта является определенным. Оно имеет ясное содержание, т. к. можно точ­но указать наиболее важный отличительный признак мастера спорта - официально обладать этим спортивным разрядом. Также понятие мастер спорта имеет резкий объем - отно­сительно любого человека можно точно сказать, является он мастером спорта или нет, т. е. попадает или не попадает в объ­ем этого понятия; говоря иначе, возможно провести резкую границу между всеми мастерами спорта и всеми, кто ими не является, точно отделить одних от других.

Понятие является неопределенным тогда, когда оно имеет неясное содержание и нерезкий объем. Если понятие характе­ризуется неясным содержанием, то это значит, что невозможно точно указать наиболее важные отличительные признаки того объекта, который оно выражает; а нерезкий объем понятия свидетельствует о невозможности провести точную границу между теми объектами, которые входят в объем этого понятия и теми, которые не входят в него. Например, понятие хороший спортсмен является неопределенным. Оно имеет неясное со­держание, т. к. невозможно с точностью указать существенные признаки хорошего спортсмена: нельзя однозначно ответить на вопрос - кто это такой, кого следует считать хорошим спор­тсменом? То ли это тот, кто имеет разряд не ниже мастера спор­та, то ли тот, кто установил не менее одного мирового рекорда, то ли - многократный олимпийский чемпион, то ли хороший спортсмен - это тот, кто сам себя таковым считает... Понятно, что и мнения различных людей по поводу того, кого надо отно­сить к хорошим спортсменам, будут значительно различаться: одни будут утверждать одно, другие - другое. Также понятие хороший спортсмен имеет нерезкий объем - относительно лю­бого человека невозможно точно сказать, является он хорошим спортсменом или нет, т.е. попадает или не попадает в объем этого понятия, говоря иначе, нельзя провести резкую границу между множеством хороших спортсменов и всеми, кто ими не является, точно отделить одних от других.

Объем и содержание понятия, как уже говорилось, тесно связаны друг с другом. Только, если в количественном отноше­нии связь между ними обратная (чем больше объем понятия, тем меньше его содержание и наоборот), то в качественном от­ношении эта связь прямая: ясное содержание понятия обуслов­ливает его резкий объем, а неясному содержанию обязательно соответствует нерезкий объем и, разумеется, наоборот.

Роль неопределенных понятий в мышлении

Конечно же, намного удобнее и проще обращаться с опре­деленными понятиями, чем с неопределенными, однако по­следние занимают значительное место и играют важную роль в мышлении и языке. Основные причины появления и суще­ствования неопределенных понятий таковы.

Во-первых, многие объекты, свойства и явления окружаю­щего мира многогранны и сложны. Они, как правило, и выра­жаются в мышлении неопределенными понятиями. Например, понятие любовь, отличаясь в высшей степени неясным содер­жанием и, соответственно, нерезким объемом, — неопределен­ное, потому что обозначает явление настолько сложное, что за всю историю человечества никто так и не смог окончательно и исчерпывающе ответить на вопрос о том, что же такое любовь.

Во-вторых, как верно заметили еще древние греки, все в мире вечно меняется. Многообразие и плавность переходов из одного состояния в другое трудно точно и однозначно вы­разить в виде определенных понятий. Неудивительно, что эти переходы обычно обозначаются неопределенными понятиями. Можем ли мы точно сказать, когда человек является юным, ког­да молодым, когда зрелым, когда он - в возрасте так называемых «средних лет» и, наконец, когда он становится старым? Разуме­ется, понятия юный, молодой, зрелый, старый и многие другие, им подобные, являются неопределенными.

В-третьих, существование неопределенных понятий во многом связано с тем, что люди зачастую по-разному оценива­ют одни и те же объекты, свойства, явления и события. Одному человеку некая книга покажется интересной, другому - скуч­ной. Один и тот же поступок может вызвать у одного восхище­ние, у другого - негодование, третьего оставит равнодушным. Различия в оценках окружающей нас действительности вопло­щаются в неопределенности многих поняний, например: инте­ресный фильм, модная одежда, способный ученик, скучная книга, трудная задача, недостойное поведение, симпатичная девушка, вкусное блюдо и т. д. и т. п.

Необходимо отметить, что три названные причины появле­ния и существования неопределенных понятий не изолирова­ны, а тесно связаны между собой. Они «действуют» всегда со­обща, и, скорее всего, в любом неопределенном понятии можно усмотреть одновременное «участие» этих причин.

Несмотря на неясность содержания и нерезкость объема неопределенных понятий, мы обычно пользуемся ими без осо­бенных затруднений, как правило, интуитивно понимая, о чем идет речь, когда говорят о скучной книге, неинтересном фильме, умном человеке, бессовестной выходке, удобном кресле, высокой зарплате и т. п. Конечно же, если бы в мышлении и языке су­ществовали только определенные понятия, то они (мышление и язык) были бы более точными. В этом случае исчезли бы раз­ночтения, двусмысленность, неясность, и в человеческом об­щении было бы намного меньше трудностей и барьеров в виде взаимного непонимания и разногласий. Однако, большая точ­ность языка и мышления сделала бы их более бедными и менее выразительными.

Вспомним описание Чичикова из «Мертвых душ» Н. В. Го­голя: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной на­ружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя ска­зать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Как видим, описание внешности героя целиком состоит из не­определенных понятий. Но ведь можно было бы составить это описание из определенных понятий, и тогда оно выглядело бы, например, так: «В бричке сидел господин 45 лет, ростом 175 см, в ботинках 41 размера, объем головы - 60 см, груди - 80 см...». Однако в данном случае перед нами было бы не художественное произведение, а что-то вроде милицейского протокола. Как ви­дим, в некоторых областях интеллектуально-речевой практики невозможно обойтись без неопределенных понятий (напри­мер, в художественной литературе, которая без них перестанет быть самою собой). Но и в повседневном общении часто более уместны неопределенные понятия, чем определенные. Скорее всего, мы скажем, характеризуя кого-то, просто высокий чело­век, а не человек ростом 187 см.

Стремясь сделать мышление и язык более точными, пытаясь изгнать из них неопределенные понятия, мы рискуем остаться вообще без мышления и языка. Точно так же, атачивая лезвие ножа, пытаясь достичь его максимальной остроты, можно то­чить его до тех пор, пока от лезвия ничего не останется.

Кроме того, надо сказать, что неопределенные понятия яв­ляются источником неточности и разногласий не сами по себе, а в зависимости от той ситуации, в которой они употребляют­ся. Как мы увидели, в художественной литературе они даже необходимы. К различного рода трудностям неопределенные понятия могут привести, если они употребляются, например, в официальных документах. Неопределенные понятия, попав­шие в тексты законов, могут создать основу для разночтений и неверных решений. Так, например, понятие нарушение обще­ственного порядка является неопределенным и, присутствуя в тексте какого-либо законодательства без поясняющих коммен­тариев, может стать причиной оправдания виновного и наказа­ния невиновного.

Для того, чтобы предотвратить возможные негативные по­следствия употребления неопределенных понятий, в их содер­жание вводятся дополнительные признаки, благодаря чему оно (содержание) становится ясным, а объем понятия - резким. Например, желая преодолеть неопределенность понятия мо­лодая семья, можно ввести в его содержание признак - «супру­гам не более 30 лет». Так же неопределенное понятие опытный специалист возможно превратить в определенное, добавляя к его содержанию признак - «стаж работы в данной области не менее 10 лет». Однако, в этом случае дополнительный при­знак выбирается произвольно: почему бы не считать молодой ту семью, в которой супругам не более 25 лет или же не более 35 лет, точно так же возможно утверждать, что опытный спе­циалист - это тот, кто проработал в данной области не менее 5 лет или же не менее 15 лет, или даже - 20 лет. Таким обра­зом, проясняющий признак для содержания неопределенного понятия всегда относителен, т. к. зависит от договоренности между людьми в каждой конкретной ситуации, в силу чего превратить неопределенное понятие в определенное, по круп­ному счету, невозможно: неопределенное понятие, в конечном итоге, остается неопределенным.

Ключевые слова: Понятие
Источник: Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Материалы по теме
Понятие как форма мышления
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Основание деления понятий в логике
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Как складываются и умножаются понятия?
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Логические приемы образования понятий
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Естественная классификация
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Операционализация понятий. Операционализм
Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко...
Классификация понятий по содержанию
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Модальные понятия
Логика. Теория и практика: учеб, пособие для бакалавров / А. А. Ивин. — 4-е изд., испр. и...
Оставить комментарий