Общим критерием избирательности в общении выступают потребности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другими людьми. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижении и признании, структурировании времени (М.Е. Литвак):
- потребность в стимуляции удовлетворяются, когда общения инициирует активность человека, его стремление к действиям, поднимает эмоциональный тонус.
- Потребность в событиях приносит удовлетворение от получения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.
- Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, когда человек встречает знакомых людей. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны других людей, тем самым подтверждается его самоидентификация.
- Потребности в достижениях и признании связаны с позитивным переживанием чувства собственного достоинства человека и самоуважением.
- Потребности в структурировании времени удовлетворяются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедеятельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.
Полноценность общения определяется качеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе, а так же зависит от отношения участников взаимодействия друг к другу. При этом позитивными факторами являются, принадлежность к одному социальному слою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.
Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека.
Общительность – это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.
Коммуникабельность – способность, склонность к коммуникации, установлению контактов и связей. Коммуникация – понятие близкое к понятию общение, но расширенное. Это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам:
- адресант – субъект коммуникации.
- адресат – кому направлено сообщение.
- сообщение – передаваемое содержание.
- код – средства передачи информации.
- канал связи.
- результат – то, что достигнуто в итоге коммуникации.
Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются:
- оптико-кинестетические средства – жесты, мимика, пантомимика.
- паралингвистические средства – качества голоса, его диапазон, тональность.
- экстралингвистические средства – паузы, плач, смех, темп речи, и пр.
- пространственно-временные – взаиморасположения партнеров, временные задержки начала общения и др.
Повышенный интерес к происходящему в окружающем мире проявляет экстравертированный тип личности. Как правило, экстраверты быстро вступают в контакты с другими людьми, занимают ведущую позицию в общении, а так же с легкостью переключаются на общение от др. занятий.
Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, если в ней проявляется отношение, которое порождает ориентировку на положительные качества в другом человеке. Однако для того, чтобы грамотно общаться, человек должен иметь в своем интеллекте, а так же в своих эмоциональных и волевых сферах целый ряд характеристик.
К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдательность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.
Условием успеха во взаимоотношениях является соответствующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Регуляция волевой сферы человека проявляется в его уравновешенности, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.