Образ-восприятие и процесс художественного сотворчества

В сущности, художественный образ в артефакте пребывает в состоянии небытия до той поры, пока не станет объектом восприятия и не начнется акт (процесс) художественного сотворчества. Очень важно понять, что процесс сотворчества по своей природе подобен процессу творчества. Однако если работа автора заканчивается созданием некоей объективной художественной ценности — произведения, то в индивидуальном сотворческом акте с произведения все и начинается, а индивидуальный художественный образ-восприятие обусловлен произведением — созданием автора.

Отметим: на первом этапе художественный образ имеет идеально-материальный характер, когда идеальное обретает материальное воплощение, на втором — материальный, будучи закодирован в материале, на третьем — материально-идеальный характер, когда материальное стимулирует и обусловливает идеальное.

Художественный образ-восприятие выполняет свои важнейшие функции: на уровне впечатления воздействует на чувство и разум человека, обогащает его сверхсознание новым, и притом ярким впечатляющим опытом; осознаваемый, дарит ему новое знание о мире; воздействует на подсознание, и притом по прямому каналу — через механизм уподобления. Даже может изменить физическое состояние человека, вызывая определенные реакции на уровне бессознательного (досознания). Так что в процессе сотворческого восприятия, как и в творческом процессе, участвуют сверхсознание, сознание, подсознание и даже досознание человека.

Предмет нашего дальнейшего разговора — чрезвычайно важные особенности непосредственного общения восприемника с произведением искусства: безмолвное восприятие, впечатление и способы его вербализации, а именно словесная формула и вербальный (словесный) аналог невербального образа.

Когда вы встречаетесь с созвучным вашей душе художественным образом, у вас может защемить или быстро и радостно забиться сердце, мурашки пробегают по коже, перехватывает дыхание. Вам никогда не приходилось переживать такие ощущения? Что ж, можно лишь пожалеть об этом и пожелать вам развить свою душу до уровня чуткого ценителя искусства.

Безмолвное созерцание (слушание), впечатление и его вербализация — первые этапы сотворческого восприятия. При этом впечатление, особенно самое первое, — это продукт едва ли не важнейшего момента восприятия — безмолвного контакта, когда и происходит второе рождение художественного образа. Очень важно не помешать этому процессу даже самым деликатным внедрением в него. Несколько мгновений непосредственного безмолвного созерцания визуального образа, погружения в музыку, литературный текст, сценическое произведение — единственный и неповторимый источник дальнейшей жизни художественного образа в душе человека.

Важность, незаменимость и невероятную сложность этого этапа сотворческого процесса легче осознать, если вы поймете, что он симметричен и подобен этапу латентного — скрытого — формирования образа в сфере сверхсознания художника.

Именно в такие мгновения происходит и чудо уподобления или отождествления человека с воспринимаемым художественным образом.

Мы уже говорили об этом удивительном феномене в самом начале, прикасаясь к чуду Владимирской иконы Богоматери Умиление, но вот еще несколько наблюдений.

Проводя занятия в Русском музее со студентами разных факультетов пединститута, с детьми и взрослыми самых разных уровней подготовленности, разговор об иконе я обычно начинала с «Ангела— Златые власы», предварительно настроив зрителей на восприятие образа (о настрое — чуть ниже).

И когда в группе стихали разговоры, глаза устремлялись к небольшой источенной временем доске, с которой сияет тихим светом архангельский лик, одна за другой, вторя движению архангела, мягко чуть вбок клонились головы, широко распахивались карие, голубые, серые глаза, смыкались уста. На знакомых лицах обычных студентов появлялись отблески Образа, словно со дна каждой души поднималось то светлое детское начало, которое верующие называют частицей Духа Божия, данной при рождении каждому, но не каждым сохраненной.

Преображающее уподобление длится, может быть, несколько мгновений, но успевает наложить печать добра и света на сердце человека.

Неоднократно в самых разнообразных аудиториях приходилось убеждаться в том, насколько важно «не заболтать», не испортить грубым вмешательством контакт, в котором рождается собственный, индивидуально неповторимый художественный образ-восприятие.

В момент безмолвного созерцания огромный объем информации, закодированной в плоти художественного образа и не осознанной до конца самим художником, потаенными каналами переходит в духовное пространство личности-восприемника и окрашивается ее собственным светом.

Так в душе и сознании восприемника рождается новый, уникальный художественный образ — образ-восприятие, отличный от того, который создал художник, но не менее ценный. Да, он вторичен по отношению к первому, но у каждого восприемника он свой, ибо каждый человек привносит в создание художника свой опыт, свое состояние, окрашивает его светом своей души.

Нередко, приступая к первой курсовой работе, студенты, если и не говорят вслух, то думают: что я могу сказать нового, если об этой картине, скульптуре, литературном или музыкальном произведении уже написано так много, да еще столь авторитетными людьми? Разве что компиляцию, пересказ чужих мнений... И, ничтоже сумняшеся, перекачивают из Интернета по кусочку из разных чужих текстов.

Не стоит этого делать: другие люди до вас видели эти произведения своими, а не вашими глазами, сквозь призму своего опыта, своей эпохи. Никто еще не воспринимал его так, как вы, и никто его именно так никогда не воспримет. Более того, в другие периоды жизни вы сами увидите его по-иному, не так, как раньше: образ продолжает жить, развиваться, обогащаться в душе читателя, зрителя, слушателя. Поэтому не бойтесь говорить о своем видении, даже если оно вступает в противоречие с устоявшимся — хрестоматийным.

Вслед за этапом безмолвного восприятия естественно наступает момент, когда у человека возникает желание поделиться своим впечатлением, выразить его словом. И этот момент посредник не должен упустить.

Испытанные чувства могут быть столь сильными, что сами выльются в форму единственно нужного слова или формулы из нескольких ключевых слов. Именно они, явившиеся из глубины души в вашем личном переживании, послужат путеводной нитью на занятии с учениками, когда вы будете вместе с ними искать «золотой ключ» к воспринимаемому образу. Это не описание картины, не пересказ пьесы, не анализ музыкального произведения. В краткой реплике, как в формуле, может содержаться не просто мимолетная оценка, а квинтэссенция того душевного отклика, который вызван произведением. Так, ученики пятого класса одной из хабаровских школ с потрясающей точностью выразили главный смысл «Троицы» Андрея Рублева: согласие и светлая печаль.

Рождение словесной формулы в сотворческом восприятии аналогично моменту рождения замысла, той вспышке творческого озарения, о которой говорят художники. После этого осознания замысла и начинается развитие образа.

Следующий этап работы во время непосредственного контакта с произведением — это создание вербального (словесного) аналога невербального образа (эссе) — монолог, в котором вы (или ваши ученики) должны «развернуть» словесную формулу в эмоционально окрашенный текст. Поищите самые точные слова. Это очень трудно, ибо не многим удается найти адекватное словесное выражение для передачи тонких движений души. Но опыт показывает: если вы имеете дело с истинно художественным произведением, первую формулу всегда можно будет позднее развернуть в текст, который сам обретет впечатляющую силу. Художественный «перевод» такого рода — тоже искусство, и владеют им не многие профессионалы. Ученический «перевод» может быть менее впечатляющим, но должен обязательно предшествовать описанию и анализу. А эссе — фиксация первого впечатления, которое и есть основание для анализа.

На этом не заканчивается развитие художественного образа, потому что начинается его осмысление — анализ как поиск ответа на главный вопрос: как, какими средствами художнику удалось создать такой впечатляющий и содержательный образ? А затем углубление результатов анализа в изучении истории создания и исторического бытия художественного произведения и определение его места в художественном процессе.

Ключевые слова: Художественный образ
Источник: Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Яковлевой. — 3-е изд., стер.— СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018.
Материалы по теме
Художественный образ как система
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие...
Художественный образ как динамическая целостность. Творческий акт (процесс)
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие...
Художественное произведение как артефакт
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие...
Формы и содержание художественного образа как динамической системы
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие...
Элементы, структура и функции художественного образа
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий