Немножко скучной теории: поговорим о художественном образе как системе. Рассматривая произведение как данность, мы можем представить художественный образ как систему. Принесем очередную жертву богу межей и дорожных знаков Термину и определим комплекс необходимых понятий, смысл каждого из них в пределах нашего текста.
Напомним: система — это способ описания целостности, но часто, говоря о системе, мы имеем в виду самое эту целостность.
Всякая система (целостность) состоит из элементов и структуры.
Необходимое число элементов должно быть полным — достаточным. Желательно, чтобы это число не было также избыточным.
Структура — это связи между элементами, которые должны обеспечить целостность системы, проявление ее надсуммарных качеств и ее функционирование. Функционирование системы в применении к художественному образу означает его соответствие замыслу художника и способность к дальнейшему развитию. Пример простейшей системы — часы-будильник, о которых мы говорили во введении: если высыпать на стол все нужные детали, это еще не будильник. Если в комплекте не хватает даже одной шестеренки, он работать не будет. Если детали соединить неправильно, неверно структурировать — будет тот же эффект.
Состоящая из необходимого и достаточного числа элементов правильно структурированная система представляет собой целостность, которая обладает надсуммарными качествами и способностью к функционированию (будильник показывает время и звонит в положенный час).
Системы бывают самые разные, но углубляться в этот вопрос мы не станем. Отметим одно важнейшее обстоятельство. В отличие от простой механической (будильника) многие целостности, особенно естественные и органические, являют собой сверхсистемы — системы систем, которые в свою очередь состоят из элементов, соединенных сложнейшими связями (структурой).
Пример всем знакомый — организм человека, в котором можно вычленить опорно-двигательную, кровеносную, нервную и прочие системы, каждая из которых, в свою очередь, являет собой систему органов; каждый орган — это система особых клеток и т. д. Для описания такой сверхсложной целостности понадобится построить множество моделей.
Необходимо также оговорить смысл, который мы вкладываем в понятие модель в пределах данного учебного исследования, и отличие его по смыслу от понятия макет. Макет — это воспроизведение внешнего вида того или иного предмета. Например, игрушечный паровозик, похожий на настоящий, — это макет парового двигателя. Учебная модель парового двигателя, очень мало похожая на настоящий паровоз, скорее заслуживает определения «модель паровоза», поскольку обладает существенным сходством с ним. Отметим сразу, что модель обычно воплощает не все, а лишь актуальные для исследователя свойства моделируемого объекта, особенно объекта сложного, а потому всегда упрощает представление о нем.
Сложной системой является и произведение искусства как материально-идеальная целостность, которая в анализе может быть условно (мысленно) разделена на материальную основу и идеальный художественный образ. Такие сверхсложные системы, как искусство в целом, требуют для своего описания не одной, а множества моделей.