Элементы, структура и функции художественного образа

Коль скоро мы рассматриваем художественный образ как динамическую целостность и описываем его как систему, мы должны определить элементы и связывающие их в целое связи — структуру.

Нередко в качестве элементов художественного образа рассматривают, например, цвет и свет в живописи, пластику в скульптуре, линию и пятно в графике. Но это характеристики формы. Так же как предмет изображения, сюжет, тема, идея — характеристики содержания. То есть надсуммарные качества целостного художественного образа как системы. Поскольку художественный образ есть сверхсложная система, его элементами должны быть признаны подсистемы — целостные художественные образы. Они присутствуют во всех видах искусства, поскольку имеют надвидовой характер.

Состав этих элементов с наибольшей полнотой и очевидностью представлен на высшем уровне обобщения — в художественном образе мира. Это вершина иерархии художественного образа, в основе которой — конкретное произведение искусства, а первый уровень обобщение — жанр.

Исходя из общепринятых принципов классификации, назовем эти первоэлементы родовыми художественными образами. Их всего пять.

Это образы:

  • человека — от имперсонального до индивидуального (портретного);
  • общества — социальной среды бытования человека, от семьи до человечества в целом;
  • культуры (цивилизации) — в широком смысле слова как «защитной» среды и механизма материальной и духовной адаптации человека к условиям изменяющегося мира, всего того, что именуется второй, или рукотворной, природой, включая искусство, науку и технику;
  • природы — нерукотворной среды, в которую входят живая и «неживая» (одухотворенная и неодухотворенная) ее составляющие — животный и растительный мир, земной и космический;
  • духовного мира — той внеположенной человеку духовной реальности, которую человечество в разное время считало и именовало Богом, Абсолютом, Духовным космосом, Духом, Всемирным разумом, духовной реальностью, тонким миром, ноосферой. А еще коллективным подсознанием и сверхсознанием.

Каждый из художественных первоэлементов может присутствовать в произведении в явном или скрытом виде как доминирующий или в сочетании с другими. Может ложиться в основу разных жанров и жанровых систем, поочередно занимая в них центральное место. В стремлении к полноте воплощения становится важнейшим определяющим фактором — движителем художественного процесса.

Так, в портрете Петра I в круге, приписываемом кисти И. Н. Никитина (ил. 11), образ портретируемого не просто занимает центральное место, на нем все и сосредоточено. Все остальные составляющие художественного образа мира растворены в этом, центральном.

А вот в картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (ил. 9) образ того же Петра I — это личность самодержца (человек) во взаимоотношении не просто с другими личностями — с тем же рыжим стрельцом (ил. 13) в поединке их взглядов, но и с современным ему обществом России в разнообразии его слоев, уровней, групп (социум). Петровская Россия представлена как совокупность человеческих судеб. В противостоянии власти и народа. При этом позиция художника выражена ясно и недвусмысленно. Не случайно группа Петра I расположена так, что за ее спиной мощные стены и башни Кремля, стены — олицетворение силы государства. За спиной готовящихся к смерти стрельцов и их близких — только Бог, и усеченные рамой купола собора Покрова на Рву словно бы первые принимают на себя удар топора (цивилизация). Разворачивающейся на наших глазах трагедии вторит туманное утро с его приглушенными красками, городской пейзаж (природа).

Так художник использует весь спектр образных первоэлементов, чтобы передать сложный, многослойный, глубокий смысл. Образ человека в диапазоне от разгневанного царя до плачущего ребенка. Социум — от того же царя и его правящей верхушки, новой армии — преображенцев до казнимых стрельцов и вопящей от ужаса и горя стрелецкой женки. При этом каждый общественный слой дан в разнообразии характеров и судеб.

Стены Кремля и собор Василия Блаженного, множество костюмов, оружие — все не просто «привязывает» образ картины к определенной эпохе, но исполнено смысла.

Не менее, чем яркость, многоплановость каждого из образов, значима структура, которая их связывает. Ни одна фигура, ни одна деталь не может изменить своего места.

Представьте себе, что группа стрельцов изображена Суриковым на фоне крепостной кремлевской стены, а группа царя и его сторонников — на фоне собора! Смысл образа изменился бы на противоположный.

Открыто и явно или скрыто, потаенно, опосредованно взаимодействуют между собою образы Бога, человека и природы, социума и цивилизации в произведениях всех видов и жанров искусства. Об этих взаимодействиях будет говорить каждый из авторов глав, посвященных отдельным видам искусства.

Художественный образ как системная целостность выполняет определенные функции.

В жизни человечества искусство выполняет широкий спектр функций. Важнейшая, доминантная — это функция искусства как особого способа познания мира и самопознания человека — наряду с наукой и практикой. Но искусство в определенной мере изменяет мир и воспитывает человека, это тоже одна из доминантных функций. При этом художественный образ обладает способностью уподобляющего воздействия на сферу неосознаваемого психического, может гармонизировать или дисгармонизировать состояние человека. Немалую роль играет функция мемориальная: искусство сохраняет живую память о прошлом человека и человечества.

Функции художественного образа — важнейшее, определяющее весь его строй качество. Функциональная полноценность произведения обеспечивается (вспомните будильник) полнотой набора элементов художественного образа и их структурой, его содержанием и формой. Процесс развития художественного образа протекает согласно предметнофункциональному детерминанту. Иными словами, в самом замысле художника, вне зависимости от того, осознает он это или нет, уже заложено представление о содержании (предмете изображения) и о том, каково предназначение будущего творения. Развитие художественного образа как преобразование предмета изображения направляется именно этой, смутно осознаваемой или вовсе неосознаваемой целью.

А поскольку в этой работе достаточно велика доля неосознаваемого психического, в динамике восприятия образа, «оторвавшегося» от автора и зажившего собственной жизнью, функции порой резко меняются, потому что восприемник видит произведение не только сквозь призму личного опыта, но и сквозь пласты времени, отделяющие его от эпохи автора.

По своим функциям различаются не только отдельные произведения, например, героический портрет и шарж на ту же персону, но и жанры (парадный и камерный портреты, социально-бытовая и социально-историческая картины, плакат и ведута), и виды искусства (живопись и скульптура). По-своему понимали предназначение искусства мастера-иконописцы и художники-романтики, символисты и реалисты России и Франции XIX в.

Думайте, познавайте, анализируйте, но не забывайте: картина — не шарада. Художественный образ не исчерпывается ни анализом содержания и формы, ни перечнем и характеристикой подсистемных элементов и их структуры, потому что все-таки возникновение образа — великая тайна художественного творчества. Как и его восприятие — тайна художественного сотворчества. Сотворчества, которое начинается в тот момент, когда первый зритель подходит к новой картине. Когда мастер снимает покрывало со скульптуры. Когда раздвигается занавес на премьере спектакля. Когда под сводами зала филармонии звучат первые ноты новой симфонии. Или когда в зале кинотеатра гаснет свет и на экране появляются первые кадры нового кинофильма.

Ключевые слова: Художественный образ
Источник: Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие / Под ред. Н. А. Яковлевой. — 3-е изд., стер.— СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018.
Материалы по теме
Художественный образ как система
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие...
Художественный образ как динамическая целостность. Творческий акт (процесс)
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие...
Художественное произведение как артефакт
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие...
Образ-восприятие и процесс художественного сотворчества
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие...
Формы и содержание художественного образа как динамической системы
Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: Учебное пособие...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий