Необходимость лидерства для группы

Лидеры востребованы в ситуации решения сложных вопросов выживания, связанные с дефицитом ресурсов. Поэтому лидер в первую очередь решает вопросы перераспределения ограниченных ресурсов в области финансов и территориального размещения членов группы. Он призван отлеживать вклады каждого человека в жизнедеятельность группы и определять размеры индивидуального вознаграждения. Особо стоит выделить явление «вклады», представляющее собой одновременно усилия человека и их результативность. С другой стороны, там, где ресурсов хватает всем или прописаны легитимные способы их получения, - лидеры не нужны.

Лидер - это колоссальная ответственность. Человек, согласившийся с лидерскими полномочиями, берет на себя ответственность за действия группы и каждого ее члена. Лидер является инициатором идей, создает перспективные планы развития группы, а также он последний, кто от них отказывается.

Влияние лидера на групповые процессы не носит абсолютного характера. Существует ряд положений, когда лидеры в группе не нужны. Вот явления групповой динамики, когда можно обойтись без лидеров:

  • когда в группе независимые, хорошо обученные и высококвалифицированные специалисты. Такая ситуация встречается в университетах и научных центрах;
  •  в случае постоянных, рутинных заданий или негибких организаций. Типичным примером ненужности лидера является конвейер, где происходит сборка машин и оборудования и где каждый знает свой узкий участок работы;
  • когда нет вопросов определения размеров заработных плат, построения карьеры и распределения обязанностей. Такое встречается в группе по интересам, куда люди приходят, чтобы разбавить одиночество и провести время.

Лидеры не нужны в группе, где много самостоятельных людей, мотивированных изнутри. Лидеры не нужны для тех, кто демонстрирует самостоятельность и ответственность. Такие люди мотивированы изнутри, т. е. способны определять цели и планомерно их достигать. «Лидер для себя» способен отвечать за собственную жизнь. Нет надобности в контролерах, так как человек сам контролирует процесс достижения цели.

Лидер и руководитель

Важно разделить понятия «лидер» и «руководитель». Эти понятия в данном разделе будут встречаться как противоположные. Итак, принципиальное различие двух явлений заключается в том, что руководитель назначается сверху, например вышестоящей организацией. Тогда как лидер выделяется из членов группы. Это человек, которому актив группы доверяет защиту групповых и индивидуальных интересов. Такого человека принято считать эмоциональным лидером. В основе выбора человека привлекательность для группы многих его черт как внутренних, психологических, так и внешних, физических.

Руководитель назначается директивным порядком, т. е. сверху. Иногда это человек, удобный по ряду характеристик. Например, в основе выбора руководителя группы личные отношения с вышестоящим руководителем. Однако чаще всего руководителем назначают человека, отвечающего ряду формальных характеристик, например имеет необходимые для деятельности психологические качества. Можно привести следующий обобщенный психологический портрет руководителя: исполнительный, ответственный, дисциплинированный, лояльный и работоспособный.

В руководстве есть ряд принципиальных недостатков, которые объективируются в сложностях управления группой. Основная сложность управления группой человеком-руководителем, назначенным сверху, в протестном поведении членов группы, нежелании следовать его решениям. В этой ситуации со стороны группы возможно игнорирование указаний, уклонение от заданий, открытое сопротивление. Основная причина сопротивления возникает по причине назначения, не совпадающего с ожиданиями членов группы. Главной ошибкой руководителя в этом случае является директивный стиль управления: наказать, приказать, заставить, жестко проконтролировать и т. д. В этом случае управление группой руководителем держится на страхе ее членов, а интерес появляется только в день выдачи аванса и заработной платы. Руководителю нужно постараться, чтобы стать эмоциональным лидером.

Важно отметить, что в настоящем разделе феномены «лидерство» и «руководство» разводятся по характеристикам, изложенным выше. Также попытки разведения этих феноменов присутствуют ниже. Однако, часто феномены «лидерства» и «руководства» представлены как синонимичные. Во многом это продиктовано отсутствием истинного лидерства в профессиональной деятельности современных организаций и доминированием руководства.

Временный характер лидерства

Время правления лидера определяется несколькими факторами, один из них - справедливость. Если перераспределение ресурсов склоняется в сторону одних членов группы в ущерб другим, то лидер находится на грани «выживания», т. е. переизбрания. Такой лидер долго не правит.

Долго не правит лидер, при руководстве которого члены группы не чувствуют защищенности. Лидер призван защищать каждого от других членов группы, а также от внешнего влияния. Также лидер защищает интересы человека, которые могут простираться на другие группы и территории. Таким образом, от лидера исходит помощь в удовлетворении индивидуальных интересов, лежащих вне территориальности группы. В этом смысле лидер является выразителем интересов каждого члена группы.

Долго не правит лидер, неспособный разрешать внутригрупповые и межгрупповые конфликты.

В первую очередь лидер решает спорные вопросы, возникающие внутри группы. Основным их источником является перераспределение ресурсов между членами группы. Таким образом, внутригрупповые конфликты - это конфликты индивидуальных интересов и потребностей, которые лидер должен понять и учитывать при работе с группой.

Во вторую очередь лидер решает межгрупповые конфликты. Он посредник, выступающий на стороне своей группы. Эффективный лидер не только разрешает конфликты, но и предупреждает их. Он прогнозирует конфликт и использует адекватные средства его преодоления. Таким образом, эффективность лидера и его временный характер правления напрямую зависит от способности увидеть, а еще лучше предупредить надвигающийся конфликт.

Долго не правит лидер, при котором в группе создалось негативное эмоциональное настроение. Для эффективной работы важна психологическая обстановка под названием «напряженная оптимистичность». Это активность с ясным видением цели и с объективной оценкой возможности ее достижения. Во многом такая обстановка является продуктом настроения самого лидера, его уверенности в успехе дела. Лидерство сворачивается достаточно быстро, если группа переживает пессимизм вследствие того, что лидер не видит перспектив, практикует агрессию и тревожность.

Лидерство и власть

Власть - это возможность контролировать групповые ресурсы. Лидер, которому группа доверяет осуществлять контроль над принадлежащими ей ресурсами, осуществляет власть. В первую очередь речь идет о финансовых ресурсах, а также людских, материальных, информационных и т. д. Соответственно тот, кто контролирует ресурсы, выполняет властные функции.

В отличие от лидера руководителю власть достается от вышестоящего руководства, которое поручает человеку осуществлять контроль над ресурсами группы.

Американский исследователь психолог Д. Макклелланд стал автором концепции «потребность во власти». Власть как потребность начали изучать давно, но заслугой Макклелланда стало специфическое понимание этого явления. Он выделил две формы власти, одна из которых приводит к эффективности деятельности группы. В частности, эффективен лидер, который пользуется властью для достижения групповых целей. Неэффективен лидер, преследующий узколичностные цели. Часто такую форму власти называют «власть ради власти» (Макклелланд, 2007).

Власть - это форма контроля над людьми. Контроль над людьми реализуется в разных формах. Самая распространенная форма контроля - это оценка вкладов человека в групповые процессы. Сегодня оценка вкладов осуществляется в денежной форме, например в заработной плате, премии, разного рода надбавках. Оценка вкладов со знаком «плюс» осуществляется в повышении сумм денежных выплат, а со знаком «минус» - в снижении этих сумм. Однако оценка вкладов может иметь и другой характер, например, крайними формами контроля (или оценки) являются унижение, оскорбление, угрозы, психологическая травля, исключение из группы и т. д.

Признаком наличия потребности во власти является получение человеком удовольствия от процесса контроля над людьми. Потребность во власти имеется, когда человеку нравится наказывать, увещевать, оскорблять, принижать достоинства партнеров по группе.

Если в прошлом контроль над человеком осуществлялся посредством физического наказания, то сегодня он осуществляется посредством финансов. Поэтому в настоящее время идут во власть, чтобы распоряжаться финансами. Наказание и поощрение члена группы осуществляется с помощью денег.

Можно с определенной уверенностью сказать, что сегодня власть для человека привлекательна возможностью перераспределять финансовые потоки в свою сторону. Таким правом преимущественно пользуется руководитель, тогда как лидер, обладающий эмоциональным ресурсом, старается учитывать интересы всех членов группы.

Власть и социальный статус являются сегодня близкими понятиями. Высокий социальный статус больше у того, кто контролирует большие финансовые ресурсы. Социальный статус федерального чиновника выше социального статуса регионального во многом потому, что первый обладает большими ресурсами для контроля. По этой же причине социальный статус ректора вуза выше социального статуса декана факультета. Таким образом, социальный статус ассоциируется с властью, где чем выше статус, тем большие ресурсы человек контролирует.

Существует большая прослойка людей, готовых на многое для повышения своего социального статуса. Однако не все люди стремятся к лидерству и, соответственно, повышению своего социального статуса. Этнограф Маргарит Мид описывает народ арапешей (Новая Гвинея), которые не спешат занимать лидирующие позиции и чувствуют себя несчастными, если их «наградили», т. е. выбрали лидером (Мид, 1988).

Римский император Диоклетиан в 305 году нашей эры отрёкся от власти и удалился на родину выращивать сад. Время его правления некоторые историки называли «золотым веком»: при нём прекратились войны, бунты, восстания, а власть императора достигла абсолютизма, став монархией. Когда спустя несколько лет к нему обратились с просьбой вернуться императором, он ответил, что выращивать сад интереснее, чем «править миром» (подробно о преимуществах высокого социального статуса в главе «Роль, ролевое поведение...»).

Управление группой

Главная функция лидера - это управление. В рамках управления осуществляется контроль над людьми. Во многом управление и контроль синонимичны, но если контроль - это оценка вклада или результата, то управление более широкое понятие, включающее в себя помимо контроля над людьми и финансами, выработку стратегических целей, способствующих развитию группы. Отсюда, главное в управлении группой - это все же определение перспектив ее развития. Второстепенным в управлении является контроль над людьми и финансовыми потоками.

С точки зрения А. И. Берга, управление - это целенаправленный перевод любой системы в новое, нужное состояние. Грамотное, или оптимальное, управление - это перевод системы в новое состояние при наименьших затратах времени, труда, веществ и энергии (Берг, 1964). Управленец может не знать профессию и вообще ничего не понимать в области деятельности, которой занята группа. Управляющая функция лидера реализуется в способности подобрать исполнительную команду, актив, который реализует перспективные планы лидера по развитию группы. Управленец одновременно умеет формулировать цели, создавать социальные структуры, способные их достигать, а также умеет контролировать членов группы при реализации достижения перспективных целей. В этом власть отличается от управления. Функции власти только в контроле над людьми и финансовыми потоками. Власть не способна сформулировать цель, вести за собой, она способна только контролировать ресурсы.

Итак, лидер группы, выполняющий управленческие функции, создает систему, определяющую конкурентоспособность группы перед другими. В понятие «система» входит большое количество составляющих, таких как формулирование цели и контроль за ее достижением, распределение обязанностей, контроль над их исполнением, выбор непосредственных помощников и руководителей структурных подразделений. Создание системы предполагает создание вертикальных и горизонтальных связей между структурами группы (организации), способствующих эффективности деятельности.

Предполагается, что человек, способный на создание эффективной системы функционирования группы, становится лидером, а способный только на контроль сотрудников организации -остается руководителем. Группа должна решить, какой лидер ей нужен: выполняющий контролирующие функции или управленческие.

Существует заблуждение, что лидерство человека зависит только от должности, которая дает формальное право реализовывать власть. Однако можно быть лидером без должности. В данном случае речь идет об управлении поведением других людей при отсутствии формального права на управление. Лидер по призванию начинает управление с организации отношений, уважения к достоинствам людей, его окружающих. Важно организовать помощь по развитию способностей людей, которые они хотели у себя развить. В последующем лидер по призванию формулирует цели, которые интересны его окружению.

Итак, управление возможно при отсутствии финансовых и материальных ресурсов. В этом случае оно осуществляется посредством эмоциональных ресурсов, которые для многих являются притягательными. Лидер, умеющий регулировать эмоции членов группы, добивается подчас большего, нежели имеющий финансовые и другие ресурсы.

На практике мало людей, которым не нужен внешний лидер, так как большинство согласны быть ведомыми.

Ключевые слова: Группа, Лидерство
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Особенности поведения человека в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Групповая сплоченность
Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний
Функции политического лидерства
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Мотивы объединения молодежи в неформальные малые группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Механизмы восприятия в межгрупповом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Половые различия в стремлении к лидерству, доминантности, независимости
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Ролевая структура детского коллектива
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Формирование групп и команд
Столяренко Л.Д. - психология управления (Высшее образование)
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий