Недоласканный ребенок

Многочисленные опыты показали, что те животные, которые получают регулярные «дозы» ласк, психологически устойчивее и смелее. Они быстрее развиваются, лучше соображают и реже болеют. Равнодушное отношение делает животное жестоким и трусливым. То же происходит и с людьми. Особенно нужна ласка ребенку. Ему необходимо знать, что мама здесь, рядом, любит его и не бросит. Часто даже дети 2-4 лет, играя со сверстниками, подбегают к родителям, чтобы обнять их, и затем спокойно продолжают игру в песочнице.

Установлена связь удовлетворенности взаимоотношениями [между супругами. — Е. И.] с отношениями их со своими родителями в прошлом. Степень удовлетворенности партнерскими взаимоотношениями отрицательно коррелирует с показателями: частоты отвержения со стороны матери (р = 0,05) и отца (р = = 0,01), с показателями степени удаленности от отца (р = 0,05), степени недостатка внимания матери (р = 0,05), степени любви и искренности взаимоотношений родителей в детстве (р = 0,01). Таким образом, отвержение со стороны родителей в детстве может способствовать переживанию неудовлетворенности в партнерских отношениях либо построению отношений, в которых переживание удовлетворенности затруднено. Переживания, связанные с недостатком внимания матери и отца в детстве, могут также приводить к переживанию неудовлетворенности в партнерских отношениях. Чем более искренними, основанными на любви виделись испытуемым отношения родителей, тем больше удовлетворенности они испытывают в своих партнерских отношениях. Следовательно, любовь и искренность отношений родителей, их удовлетворенность отношениями может восприниматься ребенком как модель, в дальнейшем воспроизводящаяся в собственной семье.

Галимзянова М. В., Москвина Е. А. 2009. С. 28-29

Среди некоторых родителей бытует мнение, что ребенку нельзя слишком демонстрировать свою любовь, иначе он вырастет заласканным и избалованным. Но, воздерживаясь от явных проявлений любви, родители совершают ошибку.

Многочисленные исследования показывают, как губительно влияет на здоровье, рост и психомоторное развитие ребенка недостаток физических контактов, дефицит общения. Если он не получает ласки, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Важно не только любить ребенка, но уметь выразить свою любовь: ласково разговаривать с малышом, проявлять нежность в обращении с ним, быть чувствительными к проявлениям удовольствия и неудовольствия ребенка, быстро откликаться на них и сопереживать, устраняя причину дискомфорта.

Родители, не реагируя на плач ребенка, не беря на руки, не укачивая его перед сном, не разговаривая с ним, сокращают время общения. Не удовлетворяя насущные потребности младенца, о которых он сигнализирует плачем, не проявляя сочувствия, жалости, ласки в момент, когда малышу плохо, они лишаются возможности своевременно выразить ребенку свою любовь и нежность и тем затрудняют формирование у него уверенности в родительской любви, защищенности, в своей «нужности» окружающим.

Даже если таких детей завалить игрушками, это не помогает: недоласканные дети не умеют играть, так как у них нет опыта проявления любви и заботы. Вследствие этого и со сверстниками они не находят общего языка, со злости ломают чужие игрушки, становятся неуправляемыми. Из-за неумения выразить свои чувства они часто прибегают к агрессии.

Это так называемый синдром детдомовских детей, которые не умеют правильно обнять, избегают взрослых. У детдомовских детей, которые с рождения лишены ласки, идет задержка эмоционального развития, им сложно проявлять заботу, они не умеют быть искренними в своих чувствах. Приемным родителям очень часто требуется год-полтора только для того, чтобы малыш насытился лаской и стал домашним ребенком. Для таких случаев у психологов и психотерапевтов есть специальный диагноз: острый недостаток ласки.

Рассказывают, что Фридрих II, правивший Сицилией в XIII в., был убежден, что каждый ребенок рождается со знанием древнейшего человеческого языка. Не будучи специально обучен и не имея иного языкового опыта, ребенок самопроизвольно должен заговорить на этом языке. Дабы это проверить, властитель повелел воспитать нескольких младенцев в обстановке полного молчания, поручив их заботам нянек. Дети были лишены возможности слышать звуки человеческой речи. Что же доказал эксперимент? На каком языке заговорили дети? Хроники указывают: «Усилия были напрасны, все дети умерли. Они не могли жить без ласки, нежного материнского лица и слов любви».

Ф. Зимбардо

Чтобы ребенок вырос здоровым и психически уравновешенным, нужно постоянно удовлетворять его потребность в нежных прикосновениях, считают сексологи и сексопатологи.

Особенно плохо приходится недоношенным детям, помещенным в инкубатор. Они находятся почти в полной изоляции, их эмоциональные и физические контакты сведены к минимуму. В итоге они хуже развиваются. Зато если их ласкать — и чем больше, тем лучше, — результаты получаются совсем иные. Такие малыши меньше плачут, быстрее растут и набирают вес, отличаются большей жизнеспособностью. Недоношенных детей вообще рекомендуют чаще носить на руках и класть на живот — замечено, что у них снижается частота сердечных сокращений и они дышат глубже, когда лежат на матери. Больной малыш быстрее идет на поправку, если он долгое время пребывает у мамы на руках. И это не случайность, это закономерность, подтвержденная связью ласкания с биохимическими процессами в организме ребенка. Так же и влюбленные болеют реже других и мало подвержены простудным заболеваниям в период эпидемий гриппа.

О роли родительского внимания и любви для нормального развития ребенка свидетельствуют многие факты. Так, в начале XX в. смертность детей менее одного года в детских домах достигала 90%. Они погибали от медленного истощения, а между тем правила их питания и гигиены выполнялись безукоризненно. Врачи заинтересовались этим феноменом и высказали предположение, что детям не хватает любви. Работникам детских домов посоветовали ласкать сироток, словно своих собственных малышей. Вскоре смертность упала до 10%.

Во время Второй мировой войны в одном из английских госпиталей, где лежали голодные и умирающие дети, некоторых полюбившихся малышей нянечки привязывали к себе на спину и так с ними работали. Было замечено, что эти дети чаще других выживали, но не потому, что они лучше питались или получали больше лекарств, нет, именно потому, что были в тактильном контакте с нянечками.

Дети в детских домах или в больницах, если им приходится жить там подолгу, начинают отставать в росте и психомоторном развитии, их кожа становится дряблой и бледной. Они не ласкаются, не умеют общаться и нередко избегают контактов с людьми. Если такого ребенка взять на руки, он кажется словно деревянным. Эти малыши постоянно сосут большой палец или раскачиваются из стороны в сторону. И все это из-за дефицита ласки, без которой живое существо не способно к полноценному развитию.

Известный детский врач Б. Спок отмечает, что дети, которым не хватает родительского внимания и ласки, часто страдают повышенным аппетитом (булимией). Испытывая состояние неудовлетворенности, эти дети не могут его конкретизировать и тогда начинают много есть. У девочек изоляция от матери, недостаточная материнская любовь, отсутствие ласки в детстве приводят в последующем к несвойственным в норме женщинам агрессии и черствости, отсутствию материнского инстинкта.

При дефиците ласки ребенок становится нервным и раздражительным, у него случаются серьезные психические срывы. Часто это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и ослабления иммунитета. Такие дети тяжело переносят даже простуду.

Шестимесячный ребенок, вскормленный грудью, обгоняет в своем физическом и психическом развитии ровесника, которому приходилось довольствоваться бутылочкой с соской. Он быстрее растет, меньше болеет, раньше научается ходить и говорить. И это не только результат сбалансированного питания. Кормление грудью, материнскую заботу и ласку ничем заменить нельзя.

Поэтому известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. И это касается не только маленького ребенка, но и более старших детей. Те дети, которым остро не хватает материнской любви и ласки, очень часто становятся раздражительными, начинают капризничать, пытаясь привлечь к себе внимание. Да и замкнутость, упрямство, жестокость формируются у детей, обделенных родительской нежностью, недо-ласканных и недолюбленных.

Ребенок не только должен знать, что его любят, он нуждается в постоянном подтверждении родительской любви — путем задушевных разговоров, в ласках и нежных объятиях.

Неумение родителей, и прежде всего матери, отвечать на потребность ребенка во внимании и ласке, игнорирование таких призывов ребенка приводят к возникновению синдрома неполноценного роста, при котором дети являются истощенными и маленькими, выглядят болезненными. «Такой ребенок нередко подолгу остается вялым и отрешенным, практически неподвижным. Он часто избегает визуального контакта, уставясь в одну точку, отворачиваясь, закрывая лицо и глаза... Но у таких детей не наблюдаются признаки болезней или отклонений, которыми можно было бы объяснить подобное состояние. Кроме того, такие дети демонстрируют и задержки общего развития».

КрайгГ., Бокум Д. 2004. С. 292

Существуют данные о том, что неадекватное отношение матери к ребенку в раннем детстве может стать одной из причин развития шизофрении и других заболеваний.

В настоящее время врачи-психоневрологи все чаще отмечают нервно-психические расстройства у дошкольников и учеников младших классов. Одной из причин этого они считают эмоциональное, душевное одиночество ребенка, дефицит общения с родителями, дефицит ласки. Даже при внешнем благополучии он может чувствовать себя в семье одиноким и несчастным, нелюбимым и ненужным. Задумчивость как уход в себя, в свой внутренний мир, фантазирование — это защитный механизм. Это мечты о родительской любви, которой так не хватает ребенку.

Именно такие дети подросткового возраста зачастую начинают употреблять алкоголь в «теплой дружеской компании». Очень часто дети, которые не получили ласки от матери, становятся агрессивными, неуправляемыми, они не умеют играть, им сложно общаться со сверстниками. Характерно, что первая вспышка жестокости на Западе совпала с тем периодом, когда выросло поколение детей, на которых распространилась мода не кормить ребенка грудью.

Лишенный заботы и ласки ребенок вырабатывает недоверие, подозрительность и боязливость по отношению к социуму и миру в целом, сохраняющиеся при его дальнейшем становлении как личности.

Глас народа

— Я сама прошла через череду типичных ошибок со своим первым ребенком, — говорит специалист Российского федерального центра сексологии и сексопатологии Ирина Леонидовна Ботнева, — выход на работу, няня, хотя я и кормила грудью достаточно долго. Мне все время хотелось ребенка научить самостоятельности и стать более «удобным» для себя — засыпание без укачиваний, никаких просьб «на ручки», умение занять себя, когда я занята. Сейчас я понимаю, что была не права, поскольку те проблемы, с которыми мы столкнулись позже, возникли именно из-за недостатка тактильных ласк, которые мой ребенок не получил в той мере, в какой ему это требовалось. К счастью, это поправимо и никогда не поздно стать ближе своему ребенку — ближе в прямом смысле слова.

Со вторым ребенком все по-другому. Мы с рождения гуляем в слинге, чтобы не разлучаться друг с другом и чтобы «титя» всегда была рядом. Я уже не рвусь на работу, как раньше, не думаю о няне или яслях, меня не тяготит привязанность моего ребенка к моей груди — скорее, это мое превосходство над всеми остальными. За эти годы, пусть даже через, увы, свои собственные ошибки, я поняла главное — карьера, домашние дела, финансовые трудности и прочие «серьезные» проблемы, из-за которых мамы лишают ребенка тепла и ласки, — подождут. Ребенок, в которого мы каждый день выкладываем по кирпичикам личность — свободную, полноценную, одаренную, любящую себя и окружающих, способную на яркие, красивые поступки, ждать не будет. Только здесь и только сейчас.

Ковалева О. // По материалам Интернета

Недоласканная до шести лет девочка будет слушать мать только в период полового созревания, а потом станет совершенно безразличной как к ласковым прикосновениям, так и к выбору партнера. Из литературы известно также, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье. Недоласканность — одна из причин проституции, причем не ради наживы, а ради удовлетворения голода на прикосновения.

В связи с обсуждением вопроса о недоласканности следует обратить особое внимание на следующее. Как отмечает психолог С. Овчинникова, по статистике у 20% всех пациентов, обратившихся на прием к терапевту с жалобами, типичными для какого-то заболевания, при обследовании никакой болезни не выявляется. Такой больной может годами жаловаться на свое состояние, проходить всевозможные методы обследования и лечения и не добиваться никакого результата. Некоторые больные даже подвергаются необоснованным хирургическим операциям.

Называются эти болезни соматизированными расстройствами, которые возникают у людей, имеющих нарушения со стороны эмоций. В отличие от обычного человека, который реагирует на стрессовую ситуацию эмоционально (плачет, впадает в депрессию), у него вместо эмоциональных проявлений развиваются соматические.

Корни этого нарушения лежат в раннем детстве. Например, мать проявляет ласку и заботу, только когда ребенок болеет, — в такой семье ребенок научается получать выгоду от болезни, и подобное поведение может сохраниться и у взрослого.

В Америке часто на бамперы машин приклеивают надпись: «Обнимали ли вы сегодня своих детей?» Но в связи с вышесказанным вопрос надо ставить иначе: «Сколько раз вы сегодня обнимали своих детей и по какому поводу?»

Ключевые слова: Ребенок, Ласка
Источник: Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Материалы по теме
Материнская ласка и факторы, на нее влияющие
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Роль отцовской ласки в воспитании ребенка
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Заласканный ребенок
Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Как рассказать ребенку о сексе
Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет
Проблемы социализации ребенка, связанные с семейным неблагополучием
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Почему ребенок не слушается: основные причины
Чернова Т.Л., Советы детского психолога. Подсказки для родителей
Роль игрушки в развитии ребенка
Урунтаева Г.А., Детская психология
Оставить комментарий