Ношение малыша на руках как «любовь в ручном эквиваленте»

Потребность в любви и ласке, проявляемая в виде потребности быть на руках у мамы (прикасаться к ней), очень важна детям до года, особенно тем, кто находится на искусственном вскармливании. Здесь «срабатывает» действие физического компонента ласки: ребенок наслаждается теплом тела матери. По этой причине теперь в родильных домах сделали совместным пребывание матери и ребенка, хотя нередко бабушки, воспитанные в свое время в других традициях, не понимают этого, обвиняя медперсонал в том, что заботу о малыше они свалили на плечи неокрепших после родов мам. Но та польза (психологическое и физиологическое тепло), которую приносит малышу общение с мамой в первые дни жизни, перечеркивает все трудности мамы. О том, какова польза, пишет А. Втулова.

«Во-первых, дети до трех месяцев не умеют самостоятельно поддерживать температуру своего тела. Их необходимо согревать. Согревать человеческим теплом. Новорожденный, завернутый в несколько одеял, все равно остывает.

Во-вторых, если мама не просто носит малыша, как хрустальную вазочку, а умеет делать с ним на руках домашние дела, то маленький регулярно включает мышечный корсет (мышцы туловища). И по богатству стимулов участие ребенка в маминой деятельности нельзя сравнить с нахождением в кроватке. Здесь нужно повторить, что для полноценного развития малыша необходимо не просто носить и развлекать его — это очень скудно, а совмещать ношение ребенка и дела по дому. В результате “ручные” малыши своевременно и хорошо держат голову, хорошо группируются, а впоследствии прекрасно владеют своим телом.

В-третьих, находясь на маминых руках, новорожденный лежит под грудью и сосет ее значительно чаще, чем малыш, лежащий в кроватке. Это обеспечивает хороший набор ребенком веса и достаточное количество молока у матери на протяжении всего периода кормления грудью. Вместе с тем для хорошего пищеварения малышу необходимо, чтобы его животик всегда был теплый. Малыши, которых мамы все время греют собой, не страдают коликами, вздутиями, ведут себя спокойно и хорошо усваивают молочко.

В-четвертых, спокойный сон у новорожденного может быть только на маминых руках. А спокойный сон является необходимым условием для развития. Малыш много спит, причем 80% сна новорожденного — это так называемый быстрый сон, при котором мозг интенсивно развивается.

В-пятых, малыш “знает”, что он беспомощен, поэтому самым безопасным местом считает мамины руки. Только там он по-настоящему спокоен».

Сейчас даже разрешено класть новорожденного в течение дня себе на грудь, хотя раньше это не поощрялось, так как боялись, что мама может уснуть с малышом на руках.

Недоношенных детей вообще рекомендуют чаще носить на руках и класть на живот — замечено, что у них снижается частота сердечных сокращений и они дышат глубже, когда лежат на матери. Больной малыш быстрее идет на поправку, если он долгое время пребывает у мамы на руках.

Следует отметить и то, что для позвоночника малыша и формирования мышечного корсета правильное ношение на руках гораздо полезнее лежания в кроватке или коляске. Позвоночнику, как и всему организму в целом, необходима физическая нагрузка, и ношение ребенка на руках в первый год его жизни является необходимой составляющей этой нагрузки.

Ношение на руках малышей полезно и в более позднем их возрасте. Оно способствует не только физическому здоровью малыша, его спокойствию, но также и интеллектуальному и эмоциональному развитию. Это происходит благодаря постоянному (а не время от времени) общению с мамой — ее улыбкам, взглядам умиления, удивления, радости, озабоченности. Так, по данным Эйнсворт (Ainsworth, 1967), дети африканских народов Уганды, в первые два года опережают европейских сверстников по интеллектуальному и эмоциональному развитию. И все потому, что африканки носят детей на себе, долго кормят грудью и достаточно рано вместе с детьми включаются в общую жизнь.

Еще недавно врачи советовали: «Не приучайте к рукам! Будет капризным! Ничего вам не даст потом делать!» А вот исследования последних лет показали, что дети, которые знают только свою кроватку и манеж, хуже развиваются, позднее начинают говорить, чаще болеют. Найдено и объяснение этому: грудного ребенка успокаивает самый звук материнского сердца. Ученые провели такой опыт: записали на магнитофонную ленту сердцебиение нескольких женщин и включили эту запись рядом с плачущим ребенком. Непостижимым образом кроха отличал биение материнского сердца среди других и успокаивался, переставал плакать.

Однако невозможно же носить все время малыша на руках! Да и не нужно. Вот он увлекся игрушками: гремит погремушкой, стучит ложкой, катает мячик... Вы можете заняться домашними делами. Но не дожидайтесь, пока игра наскучит ему, пока ложки и мячики полетят на пол и начнется рев. Важно уловить момент и именно тогда взять ребенка на руки, походить с ним по комнате, показать, что делается за окном... Хорошо у мамы на ручках, спокойно! Настроение стало лучше, силы восстановились, теперь можно еще немного поиграть самому. Ребенок должен чувствовать, что он защищен материнской любовью от всех напастей, что мама всегда поймет, поможет, спасет. Это важно для него уже на первом году жизни.

Доброва Д., детский врач-педиатр // По материалам Интернета

Имеются доводы в пользу ношения малышей на руках и с точки зрения мамы. Во-первых, процесс восстановления матери идет быстрее, когда она общается с малышом круглосуточно, нежели несколько раз в день, приходя в часы кормления. Во-вторых, как пишет А. Втулова, «организм мамы, ребенок которой живет на руках, постепенно привыкает к растущему весу ребенка и нарабатывает ловкость в ношении, поэтому она носит ребенка без ущерба для своего здоровья. Маме, которая старается не приучать ребенка к рукам, все равно приходится несколько раз в день брать его на руки, чтобы покормить и перепеленать. При этом ее физическая подготовка не будет поспевать за увеличивающимся весом и велика вероятность повредить спину при очередном поднятии ребенка. Кроме того, мама, которая долго кормит грудью и носит малыша, очень быстро восстанавливает фигуру и физическую форму». В-третьих, «мама, носящая малыша, чувствует себя гораздо спокойнее, чем та, которая постоянно бегает к кроватке. Поскольку малыш все время при маме, она имеет возможность быстрее заметить его нужды и помочь малышу до того, как он расплачется. А раз он спокоен, то и мама спокойна». В-четвертых, «мама, умеющая носить малыша, делает домашние дела вместе с ним. А во время его сна она может либо отдохнуть с ребенком в обнимку, либо заняться собой».

Однако для этого матери должны научиться правильно носить ребенка на руках. Важно держать его таким образом, чтобы ему было удобно (иначе он будет ворочаться, плакать или даже неправильно развиваться), а у мамы не уставали руки и спина. Если носить правильно, то нагрузка ничуть не больше, чем во время беременности, а в первые месяцы — и меньше, ведь внутренние процессы постепенно входят в норму.

Принципы и способы правильного ношения такие:

  • поддерживать корпус ребенка в области грудной клетки;
  • ни в коем случае не держать одной рукой голову, а другой туловище малыша — так можно повредить шейные позвонки;
  • не носить ребенка спиной к себе: во-первых, чтобы он не испугался, потому что не видит мамы, а во-вторых, чтобы постоянно греть его животик для предупреждения колик;
  • использовать разные позы для ношения на руках. Смена поз помогает маме по-разному распределять нагрузку и совмещать ношение на руках с бытовыми делами;
  • равномерно чередовать ношение то на одной, то на другой руке.

Есть и еще одно обстоятельство, связанное с ношением малышей на руках. Постоянное присутствие мамы в зоне досягаемости влияет на формирование у ребенка базового доверия к миру, которое, согласно теории Эриксона, формируется в течение первого года жизни и, будучи несформированным, никогда уже не может быть восполненным. Человек со сформированным базовым доверием к миру многих негативных условий жизни просто не замечает, а с несформированным — попадает под их воздействие. Отсутствие базового доверия к миру является причиной для развития всевозможных комплексов и трудностей личного характера, набор которых зависит уже от дальнейших условий жизни.

«Отсидев» свое на руках, дети постепенно «сходят с рук» к девяти месяцам.

Ключевые слова: Ласка, Дети
Источник: Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Материалы по теме
Специфика переживания травматических ситуаций в детском возрасте
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Нарушения школьной адаптации как междисциплинарная проблема
Н. Г Аусканова, И. А. Коробейников: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У...
Дневной энурез неорганической природы у детей
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Игровая и учебная деятельность у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Основные принципы психологического исследования детей
Баранова Э.А., Введение в детскую психологию
Ночной энурез у детей
Раттер М., Помощь трудным детям
Особенности психики и поведения в раннем возрасте
Богачкина Н.А., Психология - конспект лекций
Методы детской психологии
Урунтаева Г.А., Детская психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий