Медиальные отделы лобных долей мозга тесно связаны с образованиями ретикулярной формации (Лурия А.Р., 2008). Поэтому поражение этих областей приводит к снижению тонуса коры и к выраженным нарушениям регулирующих и модулирующих влияний лобной коры на неспецифические образования мозга. Снижение тонуса коры приводит к нарушениям сознания, протекающим на фоне снижения критики и часто напоминающим онейроидные состояния, характерные для поражения лимбической области мозга.
В целом, при повреждении медиальных отделов наблюдаются три основных комплекса симптомов: нарушения сознания, памяти и процессов мышления, связанных с анализом собственного поведения и поступков других людей. Первая группа симптомов проявляется в виде дезориентировки больного во времени, месте, в своём заболевании и в собственной личности. Так, в ориентировке в месте особую роль приобретают случайные признаки. Например, больной полагает, что он находится не в больнице, а на кухне ресторана, поскольку «вокруг много поваров в белой форме». Иногда пациенты называют сразу два географических пункта, отвечая на вопрос о своём местонахождении. Больные не могут назвать год, месяц, число и время года, свой возраст, возраст детей или внуков, длительность заболевания, время нахождения в больнице.
Нарушения памяти при поражении медиальных отделов лобных долей характеризуются тремя отличительными особенностями: модальной неспецифичностью, нарушением отсроченного воспроизведения стимульного материала в условиях интерференции и нарушением избирательности процессов воспроизведения. Непосредственное запоминание относительно сохранно и, по данным нейропсихологических обследований, часто соответствует нижней границе нормы. Однако введение в интервал между заучиванием и воспроизведением интерферирующей задачи приводит к эффекту ретроактивного торможения (Корсакова Н.К., Московичюте Л.И., 2007). При поражении медиальных отделов лобной коры правого полушария у пациента может возникать так называемая амнезия на источник, при которой он способен воспроизвести запоминавшийся ранее материал по подсказке, но не может вспомнить сам факт запоминания. В воспроизведении стимульного материала присутствуют многочисленные контаминации в виде включения стимулов из другого задания. Например, последовательное запоминание двух групп по три слова приводит к ошибочному помещению в воспроизводимую группу «чужих» слов. Также имеют место конфабуляции — бесконтрольно всплывающие побочные ассоциации, имеющие характер фантазирования. Например, пересказывая рассказ «Галка и голуби» пациент постепенно заменяет его изложением хорошо упроченной в опыте сказки «Гуси-лебеди».
При левосторонних поражениях мнестический дефект выглядит менее выраженным благодаря редким контаминациям и конфабуляциям, что может быть связано с общей инактивностью и непродуктивностью деятельности. Наблюдается преимущественный дефицит в запоминании и воспроизведении смыслового материала.
В литературе встречается анализ клинического случая пациента, перенёсшего разрыв аневризмы в левой нижней медиальной области лобной доли, позволяющий выдвинуть предположение о функциональной специфичности нижней и верхней части медиальной лобной области (Osmon D., 1996). Автором исследования на основе анализа других источников было выделено 4 типа нарушений, свойственных больным с поражением медиальных отделов лобной коры:
- антероградная амнезия;
- персеверации при выполнении сложных заданий (например, в тесте сортировки карточек);
- моторные стереотипии;
- парамнезии при воспроизведении стимулов.
Рассматривая случай пациента с разрывом аневризмы, D. Osmon сделал вывод о том, что нижняя и верхняя области медиальной лобной коры могут выступать в качестве оппонентов: с нижней областью (25-е и 32-е поля Бродмана) связаны процессы переключения, а верхняя область (верхняя часть 24-го поля Бродмана и медиальная область 6-го поля) отвечает за поддержание текущего психологического процесса.
В обзоре, посвящённом исследованиям функций медиальных отделов лобной коры, известный английский нейробиолог и нейропсихолог C. Frith подчёркивал их важную роль в социальном поведении, а, точнее, в понимании намерений и поступков других людей (Frith С., Frith U., 1999; Frith C., 2006, 2012, 2015). Автор отмечал, что данная способность присуща в зачаточном состоянии высшим обезьянам, а у человека достигает высочайшего уровня развития. Система распознавания и регуляции социального поведения включает, по его мнению, не только медиальные отделы префронтальной коры, но и заднюю верхнюю височную борозду. Обобщив результаты двух исследований с помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) и одного исследования методом фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии), в которых здоровым добровольцам предлагалось проинтерпретировать характеры героев прочитанных рассказов или персонажей невербальных мультфильмов, C. Frith предложил отдельно рассматривать два типа задач, выполняемых медиальными отделами лобной коры: приписывание тех или иных психических состояний другим людям и анализ собственных психических состояний. В другом исследовании в соавторстве с D. Amodio было показано различное участие задней ростральной области медиальной лобной коры, «включающейся» при мониторинге действий, и передней ростральной области, активирующейся в ответ на задачи, связанные с социальным познанием, включающие самопознание, восприятие чужих психических состояний и ментализацию (интерпретацию чужого поведения). Иные задачи выполняет орбитальная часть медиальной лобной коры, активирующаяся при мониторинге результатов действий (рис. 23).
Таким образом, поражение медиальных отделов коры лобных долей составляет синдром, включающий в себя нарушение как операционных, так и мотивационных, и динамических компонентов психической деятельности.