Нарушения психических функций при поражении заднелобных отделов лобной коры

Как и в первичной моторной коре, в V слое премоторной коры находятся пирамидные нейроны, аксоны которых направляются к спинному мозгу. Однако их отростки чаще связаны не напрямую с мотонейронами передних рогов, а контактируют со вставочными нейронами этих же сегментов или проприоспинальными нейронами, отростки которых связывают несколько сегментов спинного мозга. У человека премоторная кора значительно более развита, чем у других приматов. Если у обезьян размеры первичной моторной и премоторной коры примерно равны, то у человека вторая превышает по площади первую примерно в 6 раз (Шульговский В.В., 2000). Клинические и экспериментальные исследования показали, что премоторная кора выполняет целый ряд функций, имеющих отношение к подготовке и планированию движений.


Верхние премоторные области коры представлены 6-м и 8-м полями Бродмана. Они являются вторичными по своим функциям и осуществляют синтез движений, объединяя их в целостный двигательный акт. Согласно нейрофизиологическим данным, именно в этой области регистрируется медленно нарастающий потенциал готовности, возникающий примерно за 1 с до начала движения. Кора 6-го поля получает основную часть импульсов от базальных ганглиев и мозжечка. Её раздражение вызывает сложные координированные движения — такие как содружественные сокращения сгибателей или разгибателей на противоположной стороне, поворот головы, глаз и туловища в противоположную сторону. В заднем отделе средней лобной извилины находится глазодвигательный центр, раздражение которого вызывает поворот головы и глаз в противоположную сторону. Функции этого центра связаны с осуществлением ориентировочных рефлексов, выполняющих адаптивную функцию. К премоторным отделам относят также расположенные в нижней части лобной области 44-е и 45-е поля Бродмана (зона Брока).

Раздражение 6 поля приводит к появлению комплексных интегрированных движений, включающих в свой состав поворот глаз, головы, всего туловища, а затем и движение руки, протекающее по типу хватательного акта. Такой же комплексный характер носят и возникающие при раздражении этой зоны эпилептические припадки, которые в клинике называют «адверзивными».

При поражении премоторной области лобной доли, относительно простые изолированные движения остаются сохранными. Сила движений также не изменяется. В зависимости от расположения поражения внутри премоторной области двигательные дефекты могут проявляться либо в движениях руки, либо в оральном праксисе. Нарушения произвольных действий рук А.Р. Лурия назвал кинетической апраксией. Она проявляется в том, что больной испытывает затруднения при переходе от отдельного моторного акта к серии движений того же типа, которые образуют двигательный навык. В качестве наиболее ярких симптомов можно отметить так называемые элементарные персеверации — бесконтрольные повторения раз начавшегося движения. В результате, выработка новых серийных операций и сложных двигательных навыков при таких поражениях почти невозможна. Больной демонстрирует значительные трудности в правильной оценке серийно построенных двигательных актов, в результате чего возникает распад их кинетической структуры, которую А.Р. Лурия называл «кинетической мелодией». Так, в своей монографии «Высшие корковые функции» он описывал машинистку, которая в результате поражения премоторной области потеряла навык печатания и выстукивала текст одним пальцем, произвольным усилием перемещая его с одной клавиши на другую (Лурия А.Р., 2000). У больных с поражением премоторной области меняется почерк: буквы, составляющие целые слова, начинают писаться изолированно, а каждый штрих, входящий в состав графемы, требует специального усилия.

Нарушения премоторной области в речевой сфере проявляется в виде эфферентной моторной афазии (афазии Брока). Клинические проявления данного нарушения речи характеризуются, прежде всего, трудностями произнесения слов. В то же время, произношение одиночных звуков выполняется пациентами довольно успешно. Проблемы возникают при сливании нескольких звуков в плавную последовательность артикуляционных движений. В результате, в речи больного появляется большое количество запинок и пауз, искажается её ритмико-мелодическая структура, снижается активность речевой продукции. Синтаксические нарушения проявляются в виде так называемого моторного аграмматизма — преобладании в речи имён существительных при явном недостатке глаголов. На семантическом уровне расстройства речи проявляются в трудностях подбора слов (особенно похожих по смыслу) и вербальной парафазии. Указанные трудности проявляются также при самостоятельном письме и, в меньшей степении, при чтении.

В наиболее тяжёлых случаях это проявляется в ограничении речевой продукции 3-4 стереотипными сериями слогов или слов, например, «на-на-на», «да-да-да» или «tan», как в случае с больным эпилепсией, описанным Брока. С помощью одной и той же серии больной старается выразить самые разные мысли, меняя лишь интонацию. При лёгкой степени нарушений пациенты с эфферентной моторной афазией строят короткие предложения из высокочастотных слов. Автоматизированная речь при этом практически не нарушена, и больные безошибочно называют по порядку числовой ряд от 1 до 10, дни недели или произносят слова хорошо знакомой песни.

Исследование пациентов с помощью метода фМРТ показало, что активация нижней лобной извилины больше по объёму и значимо лучше латерализована при назывании действий в сравнении с называнием предметов. Так, в одном исследовании испытуемых просили последовательно выполнять две активирующие задачи:

  1. называние предметов по их изображениям
  2. называние действий по изображениям предметов (Власова Р.М., 2013).

Было показано, что при назывании действий вероятность обнаружения зоны Брока выше. При этом оказалось, что на уровень прироста сигнала в речевых зонах мозга влияет способ актуализации слово, а не то, какой частью речи оно является. Например, был получен больший прирост сигнала в оперкулярной части нижней лобной извилины в случае актуализации слов по синтагматическим связям, независимо от того, глагол это был или существительное. В то же время, наблюдался больший прирост сигнала в височно-теменной области при актуализации слов по парадигматическим связям, независимо от того, к какой части речи относилось актуализируемое слово.

Синтагматическая система связей в языке — закономерности сочетаемости языковых единиц при построении речевых высказываний, система правил и норм. Например, мы говорим «отличный фильм», потому что слово «фильм» мужского рода и предполагает использование прилагательного «отличный», а не «отличная» или «отличное». Парадигматическая система связей в языке — это система отношений, в которые вступают единицы одного уровня. В нашей памяти они сгруппированы в определенные классы. В зависимости от цели речевой деятельности, говорящий выбирает ту или иную языковую единицу (элемент). Например, в одном случае говорит: «зайти в гости», в другом — «забежать в гости». В качестве примера ошибок при неправильном выборе слов из определённого класса можно привести следующий: «Возможно, у них с часу до двух выходной» (на самом деле, имеется в виду «перерыв»).

Для того чтобы понять, что именно отражает разряд нейронов в премоторной и префронтальной коре, в начале 90-х годов ХХ века были проведены две серии экспериментов на приматах (Di Pellegrino G., Wise S. P., 1993). В одной из них обезьяна двигала рычаг в направлении к цели, в другой — появление стимула в разных точках пространства служило сигналом к движению всегда в одном направлении. Стимул мог появляться в одной из восьми позиций при строгой фиксации взора на центр экрана. Оказалось, что премоторные нейроны разряжались избирательно по отношению к целевому движению, а не к самому движению как таковому. В отличие от них нейроны префронтальной коры отвечали избирательно на цель независимо от типа движения. Таким образом, роль префронтальной коры в организации двигательного акта гораздо шире по сравнению с функциями премоторной коры. Об этом подробно будет рассказано в следующем разделе.

 

Ключевые слова: Кора мозга, Лобные отделы мозга, Расстройства
Источник: Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с.
Материалы по теме
Нарушение психической деятельности при поражении медиальных отделов лобной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушение психической деятельности при поражении базальных отделов лобной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушения движений при поражении моторных отделов лобной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушение психической деятельности при поражении префронтальных отделов лобной коры головного мозга
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушения психических процессов при поражении медиальных отделов височной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушения высших психических функций при поражении базальных отделов височной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Принципы классификации нарушений ВПФ при локальных поражениях коры головного мозга
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Военно-врачебная экспертиза при психических расстройствах
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Оставить комментарий