Принципы классификации нарушений ВПФ при локальных поражениях коры головного мозга

Понятие «синдром» употребляется в нейропсихологии в двух значениях. Первое из них связано с локализацией поражения мозга, являющегося причиной наблюдаемых симптомов, и тогда мы можем увидеть такое название как, например, «синдром поражения затылочных отделов правого полушария». Второе значение этого термина отражает содержательную сторону происходящего процесса, поэтому в его названии имеется указание на нарушенную функцию. Так, для нарушения речи используется термин «синдром афазии», для нарушений восприятия (гнозиса) — «синдром агнозии», и, наконец, для нарушений произвольных действий (праксиса) — «синдром апраксии». Рассмотрим подробнее классификацию названных синдромов.

Апраксия — нарушение произвольных целенаправленных движений, которое нельзя объяснить элементарными двигательными расстройствами (параличами, парезами), расстройствами чувствительности или координации.

Апраксия встречается приблизительно у 57% больных с поражением левого полушария головного мозга (Barbieri C., De Renzi E., 1988) и у 6% с поражением правого (Morady K., 2009). Частота возникновения апраксии в период острой стадии инсульта достигает 30% (Salter K. et al., 2009; Heugten C., Geusgens C., 2009; Емельянова М.А., Скворцов А.А., Зайкова А.В., 2012). Широкая распространенность апраксических нарушений значительно ухудшает качество жизни пациентов, повышая их зависимость от окружающих. Приблизительно у 20% больных апраксические нарушения сохраняются спустя год после начала заболевания (Goldenberg G., Hagman S., 1998).

Агнозия — нарушение восприятия и перцептивной деятельности, не связанное с расстройством элементарных сенсорных процессов. В зависимости от очага поражения, затрагивающего корковые отделы того или иного анализатора, агнозии делятся на зрительные, слуховые и тактильные. Однако даже в пределах одной модальности симптомы агнозии чрезвычайно разнообразны и могут затрагивать нарушения восприятия одних параметров стимулов при полной сохранности восприятия других. Это явление объясняется наличием параллельной обработки разных видов информации. Так, в сфере зрительного восприятия выделяют два потока информации, поступающей от зрительной коры к другим областям мозга. Первый, дорсальный поток, направляется к задним отделам теменной доли. Предполагают, что он связан с идентификацией положения объектов в пространстве. Второй, вентральный поток, проходит от коры затылочной доли к нижним отделам латеральной поверхности височной доли. Исследователи связывают его с распознаванием самих объектов. Наличием двух видов связей объясняют случаи сохранности одних аспектов зрительного восприятия при расстройствах других (Manly T., Mattingley J.B., 2004; Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов АШ., 2012).

Афазия — интегральное, патологическое новообразование, связанное с нарушением функции речи, в структуру которого входит несколько пластов: морфофизический, психологический, лингвистический и социальный.

Поскольку речь представляет собой чрезвычайно сложную, многокомпонентную функциональную систему, «география» поражений головного мозга, приводящая к возникновению того или иного вида афазии, также разнообразна и охватывает практически все области конвекситальной поверхности коры.

Ниже в Таблице 3 представлена классификация агнозий, афазий и апраксий, разработанная в рамках теории системной динамической локализации ВПФ, с указанием на локализацию повреждения головного мозга.



При разных типах афазии могут возникать нарушения письма (аграфии) и чтения (алексии). В то же время, аграфия — сложное и неоднородное расстройство, в основе которого могут лежать разные механизмы. Поэтому наряду с речевыми аграфиями, сопровождающими афазии, выделяют также неречевые формы аграфий, связанные с синдромами различных форм агнозии (Цветкова Л.С., 2005):

  1. оптическая аграфия (симультанная и литеральная);
  2. оптико-пространственная;
  3. оптико-мнестическая.

Алексии также разделяют на разные формы в зависимости от факторов, лежащих в их основе. Речевые алексии протекают в рамках синдромов одноимённых форм афазий. Так, при поражении височных отделов левого полушария могут возникать сенсорная и акустико-мнестическая алексия. Поражение заднелобных и нижнетеменных отделов левого полушария приводит, соответственно, к афферентной моторной и эфферентной моторной алексии. Л.С. Цветкова выделяет также неречевые формы алексии, аналогичные аграфиям, — оптическую (вербальную и литеральную), оптико-пространственную и оптико-мнестическую (Цветкова Л.С., 2005).

Нарушения внимания, памяти и мышления затрагивают не только корковые отделы, но и подкорковые, глубинные структуры, поэтому их описание будет дано ниже в соответствующих разделах.

Последние исследования активности нейронов коры в цикле сон-бодрствование показали, что те же самые нейроны в тех же сенсорных зонах в периоды сна переключаются на анализ сигналов, приходящих из различных висцеральных систем организма. После пробуждения висцеральные ответы пропадают, и нейроны возвращаются к обслуживанию сенсорных сигналов, приходящих из внешнего мира. Такая картина может свидетельствовать о том, что корковые зоны являются универсальными процессорами, проводящими определенные операции с входными сигналами независимо от их сенсорной принадлежности (Pigarev, I.N., Pigareva, M.L., 2014).

Ключевые слова: Кора мозга, Расстройства, Агнозия
Источник: Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с.
Материалы по теме
Нарушения движений при поражении моторных отделов лобной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушения психических функций при поражении заднелобных отделов лобной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушение психической деятельности при поражении префронтальных отделов лобной коры головного мозга
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушение психической деятельности при поражении медиальных отделов лобной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушение психической деятельности при поражении базальных отделов лобной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушения психических процессов при поражении медиальных отделов височной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Нарушения высших психических функций при поражении базальных отделов височной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Гностические расстройства при поражении коры затылочных долей головного мозга
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий