Мотивация речи

Настало время приступить к рассмотрению ступеней в структуре порождения высказывания, речевого действия (акта). Собственно, с первой ступенью уже познакомились: это ситуация, складывающаяся в жизни; с позиций теории речи это — речевая ситуация, поскольку она стимулирует высказывание или, как минимум, речевое намерение. Можно сказать, что ситуация порождает мотивы речевого высказывания.

Естественно, что теорию речи не могут не интересовать основные признаки и свойства ситуаций, которые не могут разрешиться без речи. Это ситуации, в которых:
а) задействован хотя бы один человек;
б) предполагается какое-то действие, движение, развитие;
в) содержатся элементарные возможности речевого общения.

Жизнь создает бесчисленное множество ситуаций, естественных и искусственных, примером последних могут служить некоторые ситуации театрального действия, учебного процесса, этикета и официального церемониала.

Примеры ситуаций: встреча старых друзей; лекция в университете; деловая встреча в офисе директора банка; диалоги за партой; связь «Земля — космический корабль»; заказ авиабилета по телефону; семейная ссора; труд поэта в момент вдохновения; сцена во дворце бракосочетаний; реферирование иностранного журнала; интервью и многое другое.

Наибольший интерес к ситуациям речи проявляет теория дискурса, в рамках которой разработана типология ситуаций. Жизненный контекст речевых высказываний моделируется в форме фреймов — типовых ситуаций или сценариев, позволяющих дать развитие действия. Фреймы и сценарии используются не только в прикладной лингвистике (паралингвистике), но и в прикладных сферах психологии, кинематографии, в прагматике речи, в учебных ситуациях.

Ситуация и ее участие в порождении высказывания не только проясняют его мотивы, но и оказывают влияние на его языковую структуру. Н.Д. Арутюнова утверждает, что возникновение теории дискурса и практика дискурсного анализа высказываний отвечают «тенденциям в лингвистике 60—70-х годов XX в.: стремлению вывести синтаксис за пределы предложения... общей тенденции к интеграции гуманитарных исследований» (Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 137).

Изучение речевых ситуаций породило в последние годы ситуативные методики в обучении иностранным языкам, в развитии родной речи, получили широкое распространение ролевые игры, так называемые интенсивные методы, суггестопедия, методы «полного погружения».

К анализу речевого акта применяется деятельности ый подход, ибо ситуация порождает мотивы поступков человека или нескольких человек, находяшихся под воздействием этой ситуации. Так, ситуация урока требует следующих действий участников: приготовления необходимых учебных принадлежностей, выполнения чертежей и рисунков, письменных текстовых упражнений, ряда устно-речевых актов — развернутых ответов по материалу урока, участия в общей беседе (полилоге), чтения учебника вслух или про себя и пр.

Каждое сознательное действие человека обусловлено мотивами, и речевое действие подчиняется этому общему закону. Даже инстинктивные действия: дыхание, принятие постоянной информации от внешнего мира (о температуре окружающей среды), сохранение вертикального положения тела — постоянно контролируются сознанием (или подсознанием), которое способно вмешиваться в автоматизированные действия, корректировать их. Так, подготовка к устному высказыванию изменяет ритм дыхания, придает выборочный характер принятию информации, приводит в движение произносительные органы.

Что же касается изначально сознательных действий, то они вызываются произвольно, ими руководят ценностные ориентации личности, ее интересы, потребности. Мотивы определяют активность личности, включая ее речевую активность.

Сфера мотивов широка и разнообразна. В роли побудителей мотивов могут выступать биологические и социальные, духовные и познавательные потребности, личные интересы, увлечения, эмоции, установки, замыслы, идеалы.

Психологическое определение мотивов: это побуждения к действию, осознаваемые причины, лежащие в основе выбора поступков личности.

Мотивы бывают личностные или общественные по их источникам, но осознаются они в индивидуальном сознании, следовательно, порождаемые ими намерения и их реализация всегда индивидуальны.

Процесс осознания потребностей, влечений, побуждений, мотивов, развитие последних в зависимости от ситуации может быть иногда продолжительным, иногда — крайне сжатым. Так, автор статьи и тем более повести, романа вынашивает свой замысел неделями, месяцами, даже годами. Но бывают ситуации, которые не дают субъекту таких возможностей: поступок должен быть совершен в течение секунды и даже ее доли.

Все сказанное в равной мере относится и к речевому действию, поступку. Этот поступок может иметь важные последствия, это уже Поступок — подлинное проявление личности.

Приблизительно можно назвать ступени развития и созревания мотивов речевого высказывания как поступка:
а) неясное, аморфное внутреннее побуждение индивида, выражающееся в дискомфорте, необъяснимом беспокойстве, тревожности, пробуждаемых сложившейся или складывающейся ситуацией (вспомним нашего ветерана, в глубинах сознания которого созревает намерение писать мемуары);
б) побуждения постепенно приобретают определенность, оформ-ленность в воображении: это еще не решение, но первые шаги к нему;
в) это состояние проходит сквозь ряд сомнений, колебаний, которые подчас дают разные направления мысли; возникает борьба мотивов; уровень осознанности мотивов постепенно возрастает и, казалось бы, становится достаточным для принятия решения, но, заметив, что оно может оказаться отрицательным, субъект отказывается от созревающего намерения: его речевое действие может не состояться;
г) предположим, что процесс осознания потребности, созре-ания мотивов продолжается: развитие мотивов перерастает в целеполагание; решение принято, большое или малое речевое действие состоится.

Можно признать, что процесс осознания потребностей, инте-еса, установок приводит к цели: цель определяется как осознанные мотивы действия, поступка. Модель всего этого выглядит так:
СИТУАЦИЯ -> ПОТРЕБНОСТИ -> ИХ ОСОЗНАНИЕ, МОТИВЫ -> -> ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ -> ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ

Весь процесс этого созревания, перехода от жизненной ситуации к цели действия, поступка называют мотивацией. Она в известном смысле универсальна и обязательна в любом виде деятельности человека: в трудовой, игровой, учебно-познавательной и, естественно, в речевой. Именно мотивация определяет активность личности, в частности речевую активность.

В процессе мотивации большое значение имеют эмоции. Однако эмоциональный фактор не всегда играет положительную роль: гнев, раздражение, чрезмерная увлеченность, любовь могут привести к ускоренному решению или, наоборот, к отказу от поступка, действия.

Поэтому в созревании мотивов необходим оценочно-критический фактор, проверяющий способность субъекта выполнить намечаемое действие, возможные последствия и пр.

Наконец, начинает действовать и волевой фактор.

Нельзя забывать о том, что в разных ситуациях процесс мотивации протекает в различном темпе: в условиях дискуссионного диалога, например, он должен уместиться максимум в 2—3 секунды. Но даже в таких напряженных условиях участник полемики на этапе мотивации своей очередной реплики и целеполага-ния должен оценить ситуацию спора, выбрать из своего «запаса» аргументов нужные, при этом не оставить самого себя без резервных аргументов, предусмотреть возможные новые выпады противника. И на все это ему отпущено так мало секунд!

В подобных ситуациях говорящему необходима хорошо тренированная способность, данная нам природой, — одновременное, параллельное мышление на разные темы, как бы по разным линиям.

Рассмотрим пример. Преподаватель читает лекцию студентам, его речь развертывается в нормальном спокойном темпе, без излишних пауз. Тем не менее его мысль протекает по трем линиям:
а) формируется на внутреннем уровне тот текст, который произносится, причем формируется не только его содержание, не только подбираются наилучшие, точные слова и строятся усложненные предложения средним размером не менее 15—20 слов, но и мысленно обеспечиваются интонации, логические ударения и пр.;
б) одновременно с этим преподаватель, опережая свою произносимую речь, «ведет» самого себя, намечая то, о чем скажет через несколько секунд: он как бы развертывает свою лекцию в ее перспективе, при этом оценивает и то, что уже произнес;
в) преподаватель ведет зрительный диалог со своей аудиторией, видит каждого своего слушателя, с удовлетворением фиксирует огонек интереса во взглядах одних, туман безразличия — у других. Он на ходу принимает меры, вводит примеры...

К этим трем линиям можно добавить моменты, отвлекающие мысль преподавателя: резкий шум в коридоре, яркий свет солнца, грохот трамвая за окном; вдруг промелькнувшее сомнение: а выключил ли утюг, уходя на работу?

Но этот мысленный калейдоскоп совершенно не касается слушателей: они слушают лекцию. И, конечно же, на нее наслаиваются совсем другие линии мышления, у каждого свои. Полного погружения достичь удается не всегда.

Но вернемся к мотивации. Постановка цели, в нашем случае — цели речевого акта, служит организующим началом этого акта.

Постановка цели, пока еще в общем виде, позволяет перейти к следующей ступени подготовительного, внутреннего, докоммуни-кативного этапа в структуре речевого действия. Следующая ступень включает в себя множество решений, на первый взгляд, не столь значительных, но придаюших цели высказывания определенность. Эту ступень называют речевым намерением, или интенцией.

Все описываемое происходит в своем коде, единицы этого кода малопонятны: здесь используются и образы, и вербальные единицы, и эмоции. Но весь этот подготовительный процесс протекает вполне определенно. Можно проследить его составляющие моменты методом самонаблюдения.

Мотивация речи как ступень речевого акта служит началом так называемого речевого намерения (интенции). Продолжим рассмотрение интенции в подготовке содержания и формы предстоящего высказывания.

Источник: 
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 248 с.