Модель мотивационной структуры человека

Модель состоит из двух основных блоков, каждый из которых в свою очередь делится наряд взаимосвязанных элементов. Первый блок отражает исходную мотивацию, возникающую на уровне организма, второй —личностный уровень мотивации, в основе которого лежит мотив как интегральный, целостный способ побуждения и регуляции деятельности человека. В этих двух блоках представлен процесс мотивации, реализующийся в различных формах активности: на уровне организма — в форме инстинкта, влечения, эмоции, потребности; на уровне личности — в форме мотива. Мотивация, как процесс побуждения и системы побудителей, в значительной мере зависит от внешней среды, от ее действия на человека.

На рис. 3 видно, что внешняя среда представляет собой с позиции мотивации совокупность определенных раздражителей, воздействующих на человека. В соответствии с учением о функциональных системах (Анохин П. К., 1980;Судаков К.В., 1971; Швырков В. Б., 1982 идр.) к этим раздражителям относятся ключевые, обстановочные и пусковые факторы, на основе воздействия которых и возникают мотивационные возбуждения.

Ключевые раздражители характеризуются своим соответствием потребности, влечению, инстинкту. Это соответствие у животных, как правило, является врожденным. Свойства ключевых раздражителей способны удовлетворять влечения и потребности, вызывая повышенную чувствительность к себе организма, при этом возникает избирательность его к этим раздражителям.

Обстановочные раздражители представляют собой условия, при которых происходит удовлетворение потребности. В качестве таких раздражителей может выступать время, конкретная обстановка, в которой человек осуществляет деятельность или реализует акты поведения.

Известно, что человек часто привыкает к тем или иным внешним условиям деятельности, возникновение которых вызывает у него к ним определенное мотивационное отношение.

И, наконец, пусковые раздражители являются теми факторами, иначе говоря, "командами", которые как бы дают разрешение на удовлетворение потребности. Они активируют аппарат мотивационного возбуждения. Например, прозвенел звонок — и начинается невольное оживление аудитории.

Все эти раздражители являются необходимыми условиями для превращения мотивационного возбуждения в действия или деятельность. Они направляют процесс удовлетворения потребностей и влечений. Без них не могут развертываться последующие явления мотивационного цикла, например, формирование адекватных целей и в целом самого мотива.

Структура ключевых, обстановочных и пусковых раздражителей складывается у человека и животного в процессе жизнедеятельности и обучения. Они выражаются в виде приобретенного индивидуального опыта.

Воздействия внешней среды соотносятся с внутренней, то есть с генетическим и индивидуальным опытом. Как показывают эксперименты физиологов, без внешних раздражителей не могут превратиться в действие даже созревшие мотивационные возбуждения. Однако же значительная роль в зарождении и становлении мотивации как направленного побуждения к деятельности принадлежит потребностям и влечениям. Именно потребность как источник первоначальной активности человека порождает поиск необходимых раздражителей, особенно ключевых, мобилизуя память и весь приобретенный и врожденный опыт. На базе потребностного состояния и воздействующей внешней среды актуализируется акцептор действия, в котором запрограммированы и ключевые раздражители, т. е. те свойства внешнего мира, которые способны удовлетворить потребность или влечение, и врожденный и приобретенный опыт. Благодаря акцептору действия становится возможным целенаправленное поведение у человека и животного.

На этом этапе, когда актуализировалась потребность, пришел в действие акцептор, возникло направленное побуждение, детерминированное внешней средой, можно сказать образовалась мотивация первого уровня. У человека в зависимости от внешней среды и интенсивности потребности этот уровень мотивации может реализоваться в импульсивном поведении. Как известно, такое поведение слабо контролируется сознанием. Оно интенсивно, обладает инстинктивными проявлениями и похоже на аффективную реакцию. Можно сказать, что на этом уровне у человека отсутствует мотив, как наиболее сложное личностное образование. Поведение или действие совершается на базе той мотивации, которая непосредственно возникает из инстинкта влечения, потребности или эмоции. В сущности такая мотивация представляет собой мотивационную функцию этих инициаторов. Эта мотивация, говоря словами Б. Ф. Ломова (1984, с. 206), диктует людям поведение "с такой же властностью, как сила тяготения — движение физических тел" (Б. Ф. Ломов эти слова относил не к мотивации, а к потребности, однако, на наш взгляд, они точно выражают особенность и первичной мотивации).

Ниже мы рассмотрим особенности исходной (первичной) мотивации, которая присуща не только человеку, но и животным, выделим ее основные виды и отношения с потребностью, влечением, другими элементарными побудителями. А сейчас есть необходимость обратить внимание на важное методологическое положение о единстве внешнего (среды) и внутреннего (мотивации, то есть психического), которое развивается в отечественной психологии.

Значительное внимание раскрытию сути взаимосвязи внутреннего и внешнего было уделено В. Н. Мясищевым (1957) и Б. Г. Ананьевым (1957). В. Н. Мясищева к этому побудил тот факт, что в психологии изучение внутреннего длительное время избегалось. Видимо, это явилось следствием неправильного использования идей И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (Сеченов И. М., 1947; Павлов И. П., 1951). Верные положения учения о единстве организма и окружающей среды, о внешней обусловленности биологического и психического в действительности, как отмечал В. Н. Мясищев, превратились в физиологизм при изучении тех или иных психических явлений. Более того, во многих случаях попытки проникнуть в сущность внутреннего рассматривались как "душок идеализма".

В. Н. Мясищев отвергает такой подход, высказывает мнение о необходимости рассматривать внешнее и внутреннее в единстве. «Внутреннее,— пишет он,— есть перешедшее внутрь или усвоенное внешнее». Значит и потребность, и мотивация, как внутренний компонент, есть по существу психическое отражение внешнего воздействия, отражение нужды в необходимых условиях. «Для психологического плана,— пишет он далее,— характерно, что нужда в предмете возникает у субъекта и переживается им, что она существует как объективная и субъективная связь, характеризуемая объективно и субъективно, как тяготение к предмету потребности, определяющее систему поведения и переживаний человека в связи с предметом или в отношении к этому предмету. Внутреннее тяготение и побуждение являются отражением и состояния субъекта (следовательно, его организма и мозга) и субъективно объективного отношения к предмету потребности» (1957, с. 4). Таким образом, потребность выражает связь объективного и субъективного, отражает внутреннее состояние организма и мозга, в которых, в свою очередь, отражается воздействие внешних объективных явлений и предметов. Это отражение не зеркально, а в психологическом понимании отражение преобразованное, преломленное через внутренние свойства организма, психики, личности. Например, внешнее половое раздражение не всегда ведет к равнозначным эрекционным половым рефлексам, подчеркивает В. Н. Мясищев. Как и пищевой, половой рефлекс колеблется в зависимости от состояния организма, под которым понимается состояние нервных центров, степень насыщенности крови гормонами, а также влияния биохимических процессов на нервную систему Следовательно, все действия, вызванные внутренней потребностью, обусловлены связью внешних воздействий с внутренним состоянием.

Б. Г. Ананьев, определяя потребность как внутреннее требование к определенным условиям внешней среды, тоже стремится подчеркнуть, что возникновение явления потребности нельзя понимать как явление спонтанное, как явление, не зависящее от внешних условий. Под внутренними требованиями к внешним предметам и условиям, указывает Б. Г.Ананьев, надо понимать психическое отражение этих предметов и условий. Отражение избирательное. А избирательность отражения обеспечивается неповторимостью отражающего тела, то есть человека. У каждого человека своя, отличная психическая структура, способная одни явления отражать (осознавать, реагировать какой-либо формой движения), другие не замечать. Это и создает впечатление о способности к спонтанной активности (1957, с. 62).

Понимание внутреннего с позиции отражения дает основание рассматривать это внутреннее и с позиции взаимодействия, поскольку само то отражение есть результат взаимодействия. Об этом отчетливо было сказано А. Н. Леонтьевым в его президентской речи, произнесенной при открытии XVIII Международного психологического конгресса: "Мы говорим далее об активности отражения также и в том смысле, что отражение является результатом активного процесса. Это значит, что для того, чтобы возникло отражение, одного только воздействия отражаемого объекта на живую систему, являющуюся субъектом отражения, еще недостаточно. Необходимо также, чтобы существовал "встречный" процесс — деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности. В этом активном процессе и происходит формирование отражения, его проверка и корреляция. Если нет этого активного процесса, нет и психического отражения" (1966, с. 53). В качестве вывода по этому вопросу А. Н. Леонтьев отмечает, что "изучение активного аспекта отражения наталкивается на множество осложняющих обстоятельств. Они, однако, не могут закрыть от нас главного: того, что процесс отражения является результатом не воздействия, а взаимодействия, то есть результатом процессов, идущих как бы навстречу друг другу. Один из них есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой — активность самой системы по отношению к воздействующему объекту. Этот последний процесс благодаря своей уподобленности независимым свойствам реальности и несет в себе ее отражение" (1968, с. 53).

Мотивация именно и является тем активным процессом, который идет навстречу воздействиям извне. Она непосредственно противостоит у человека внешнему через его поведение и деятельность.

Здесь важно заметить, что ни потребность, ни влечение, ни эмоция, ни мотив прямо не побуждают и не регулируют деятельность. Реализация их происходит через мотивацию, которая является последней инстанцией перед поведением человека и животного. В мотивации происходит согласование внешних воздействий, ключевых, обстановочных, пусковых раздражителей с внутренним состоянием человека, с его потребностями и другими психическими образованиями, что составляет приобретенный и врожденный опыт.

Мотивация — это целесообразное побуждение. Оно возникает из потребности, влечения, инстинкта, эмоции и даже стимула путем соотнесения внешнего и внутреннего. В ней предвосхищается будущее личности, если идет речь о высшем уровне ее. В этом случае мотивация является предпосылкой и обязательным условием для возникновения волевого поведения.

Таким образом, мотивация как термин может употребляться в следующих значениях: это внутренняя причина поведения и деятельности, определенная совокупность мотивов и других побудителей активности человека и, наконец, сам процесс побуждения человека или животного, или просто внутреннее побуждение к поведению или деятельности.

Ключевые слова: Мотивация, Человек
Источник: Леонтьев В. Г., Мотивация и психологические механизмы ее формирования.— Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002.
Материалы по теме
Мотивация поведения человека и личности
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Управление трудовой мотивацией
Самыгии С.И., Менеджмент персонала
Формирование первого впечатления о человеке
Бодалев А.А., Личность и общение
Сущность и принципы организации оплаты труда
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е -...
О свойствах человека
...
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Сферы человеческой деятельности
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Значение и роль мотивации
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Оставить комментарий