Потребность в понимании явлений и событий в сфере эт-нонациональных отношений, целей намеренной политизации этничности требуют теоретического осмысления роли этнической составляющей в общественной жизни, форм и способов влияния политики на этнические процессы. Поскольку этнополитология только начинает формироваться, ее теоретические построения обретают форму законченных концепций по мере накопления практических данных.
Методы этнополитологии существенно не отличаются от методов других общественных наук, и их можно разделить на общенаучные и специальные. Из общенаучных методов наибольшее значение для этнополитологии имеет социологический, который предполагает выявление зависимостей в функционировании общественных институтов, в социальном поведении людей, а в этнополитологических исследованиях это метод изучения воздействия социальных факторов на решение этнонаци-ональных проблем и на сферу политической активности этнических групп. Социологический метод предполагает системное изучение явлений общественной жизни, т.е. рассмотрение их через призму всей совокупности связей и отношений, через выявление стабилизирующих и дестабилизирующих условий социальной среды.
Помимо общесоциологического подхода к изучению этнополитических процессов и явлений, на вооружении этнополитологии находятся конкретные социологические приемы и методы исследований. В числе этих методов и приемов следует назвать опросы, анкетирование, интервьюирование, статистический анализ. В результате их использования ученый получает массовый формализованный материал, который поддается обработке и позволяет выявить зависимости одних явлений от других, определить тенденции развития социальных процессов, сделать прогнозы.
К числу эффективных социологических методов изучения этнополитических проблем относятся и мониторинговые исследования. Мониторинг - это сбор различных данных о состоянии среды (природной и социальной) по формализованным показателям на какой-либо определенной территории. В случае с этнополитологией речь идет о сборе данных, характеризующих состояние межэтнических отношений, политическую активность этнополитических организаций, деятельность органов власти в области этнонациональной политики и т.д. Системный анализ всех этих показателей позволяет выявлять и отслеживать проблемные ситуации еще на стадии их зарождения, а в случае открытого конфликта — не допустить его эскалации и разработать стратегию его трансформации и разрешения. Примером эффективного использования данного метода является Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), созданная Институтом этнологии и антропологии РАН в 1994 г. Эта сеть есть не что иное, как сообщество ведущих экспертов, которые собирают и анализируют сведения об этнополитической ситуации в большинстве субъектов Российской Федерации и ряде стран СНГ. Сеть издает квартальный бюллетень (для Поволжского федерального округа - два выпуска в месяц), публикует оценку степени конфликтности и напряженности в различных регионах России, издает ежегодные доклады с анализом актуальных проблем и этнополитической ситуации.
Таким образом, в задачи экспертов сети входит:
- Сбор и систематизация информации об этнополитических процессах, подготовка аналитических статей и выработка рекомендаций по ослаблению напряженности в том или ином регионе;
- Анализ конфликтных ситуаций и позиций различных сторон конфликтов, определение путей и механизмов их разрешения;
- Мониторинг показателей этнополитического фона в российских регионах и странах СНГ и Балтии, прогнозирование тенденций этнополитического развития;
- Обобщение мирового опыта межэтнического сотрудничества и разрешения конфликтов.
Сходные задачи решают некоторые другие экспертные сообщества и группы: в странах Западной Африки более десяти лет действует общественная организация WANEP (West Africa Network for Peacebuilding) - сетевая организация, выпускающая квартальные обзоры состояния конфликтов и ежемесячный бюллетень «Этнический конфликт», проводящая тренинг-семинары и осуществляющая другую миротворческую деятельность. Из западных организаций наиболее давними и авторитетными являются организации «Международная тревога» (International Alert) со штаб-квартирой в Лондоне и «Группа по урегулированию конфликтов» (Conflict Management Group), ассоциированную с Гарвардским университетом в США. В Гааге находится штаб-квартира сетевой организации «Европейская платформа по предотвращению конфликтов» (European Platform for Conflict Prevention), которая объединяет на свободной основе около 150 европейских организаций и групп, действующих в данной области. Там же, в Гааге, расположился секретариат созданного в 2005 г. сетевого сообщества под названием «Глобальное партнерство по предотвращению вооруженных конфликтов» (Global Partnership for the Prevention of Armed Conflict).
Существуют многочисленные национальные и международные исследовательские организации в области изучения, предотвращения и разрешения этнополитических конфликтов. Одной из активно работающих в странах Азии (особенно в Шри-Ланке) является германская общественная организация (частный фонд) Бергхофский центр по конструктивному разрешению конфликтов (Berghof Research Center for Constructive Conflict Management). Эта организация подготовила и издала настольную книгу-пособие практической направленности о методах и подходах разрешения этнополитических конфликтов1. Примером сетевого политического мониторинга, в том числе и внутренних вооруженных конфликтов, является деятельность Международной кризисной группы (International Crisis Group), которая имеет более сотни сотрудников в разных странах мира, но общий контроль и направленность оценок задаются представителями США. Материалы своих докладов и оценок-предупреждений организация публикует в Интернете и в издании «Crisis Watch».
Помимо мониторинга глобального и регионального характера, существуют локальные сети по предупреждению конфликтов, как, например, Международный исследовательский институт конфликтов (International Conflict Research Institute - INCORE) при Ольстерском университете в Северной Ирландии. Очевидно, что многочисленные очаги этнополитической напряженности в мире, наличие ряда непризнанных государственных образований, рост терроризма обусловливают потребность в постоянном развитиии совершенствовании деятельности служб по раннему предупреждению конфликтов и мониторинговых систем. Мониторинг — это метод, предусматривающий систематический и долговременный анализ ситуации в сфере межэтнических отношений, а значит, и создание исследовательских структур, обеспечение деятельности которых требует определенных финансовых затрат и организационных усилий.
Менее затратным, но не менее востребованным является метод этнологической экспертизы. Этот метод связан с решением нескольких прикладных задач, в числе которых значатся «рецензирование проектов нормативных правовых документов (законов, постановлений, концепций, федеральных, региональных и местных программ, подзаконных актов)... оценка мероприятий по сохранению и восстановлению аборигенной культуры, подвергшейся натиску "цивилизации", анализ социально-культурных последствий внедрения промышленных и строительных проектов... анализ документов судебных расследований, выработка рекомендаций по предупреждению и урегулированию общественных конфликтов...
Важным дополнением к профессиональным исследовательским, экспертизам и мониторинговым сетям служит система информационных центров, которая создана при поддержке международных организаций и ведет сбор информации о положении национальных меньшинств и аборигенных малочисленных народов. Наиболее известной является Международная рабочая группа по делам аборигенных народов (International Working Group for Indigenous Affairs - IWGIA), которая уже несколько десятилетий ведет по всему миру мониторинг положения аборигенных народов и выступает в их защиту в случае дискриминации и угрозы их существованию Группа издает тематические и проблемные доклады, а также ежегодный обзор положения аборигенных народов в мире. Длительное время в центре внимания этой деятельности были народы аборигенного происхождения в странах, возникших на основе колонизации (страны Америки, Австралия и Новая Зеландия). Но затем в понятие аборигенных народов были включены все малочисленные аборигенные группы населения, которые проживают во многих странах мира и в силу природных, исторических и социально-культурных условий пребывают в уязвимом положении и нуждаются в дополнительной, в том числе международной, протекции.
В России в эту группу народов попадают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (более 40 этнических сообществ), которые с момента первого съезда народов Севера в 1989 г. начали активную общественно-политическую деятельность по защите своих интересов. В1990 г. была создана Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (АКМНСС и ДВ), которая входит в международную общественную организацию Международная циркумполярная конференция (International Circumpolar Conference — ICC), а также имеет членство в межправительственной организации северных стран — Международный арктический совет Ее информационные центры осуществляют свою деятельность при поддержке активистов этнополитических организаций коренных малочисленных народов и главным образом сообщают на своих информационных сайтах о фактах нарушений прав этих народов чаще всего о посягательствах различных компаний и предпринимателей на их родовые УГОДЬЯ В какой-то мере ТУ же задачу этнополитического мониторинга применительно к коренным народам США Канады Гренландии Норвегии Швеции Финляндии и России решает в своей деятельности и Международная рабочая группа по коренного населения
Следующим методом, который находит применение в этнополитологии, является сравнительный или компаративистский метод исследований. Его суть заключается в сопоставлении двух или более объектов изучения, анализируемых по сходным параметрам. Сравнительное исследование имеет строгую логическую последовательность. На первом этапе происходит отбор и описание изучаемых фактов или явлений, на последующем — выявление и описание тождества и различий, обнаруженных в данных фактах или явлениях, далее следует анализ связей между составляющими этнополитических процессов и явлений с другими социальными реалиями и формулирование гипотез и, наконец, проверка гипотез, подтверждение их достоверности.
Сравнительный этнополитический анализ необходим в тех случаях, когда речь идет о странах с полиэтническим составом населения, неоднородных в этническом, религиозном и расовом отношениях. Здесь в определении прав представителей этнических сообществ необходимо использовать общедемократический подход и вместе с тем учитывать специфическую ситуацию, складывающуюся на территории проживания отдельных народов и этнических групп, особенно это касается этнических меньшинств и таких самобытных сообществ, как коренные малочисленные народы Севера. Сопоставление различных политических практик и инструментов политической защиты интересов этнических, конфессиональных или расовых меньшинств в разное время и в разных странах позволяет выработать общую модель государственной политики в сфере отношений с миноритарными сообществами (сообществами меньшинств) которая учитывала бы как интересы большийства так и интересы меньшинства населения Речь идет прежде всего о поиске баланса этих интересов допустимого в данной конкретной стране и в ланное время и не нарушающего общенациональной стабильности.
Как в политологии, так и в этнополитологии весьма значимым является психологический метод. Более того, в этнополитологии данный метод оказывается существенно значимее, поскольку этническое самосознание признается на сегодня этнологами, пожалуй, главным этнодифференцирующим фактором, ибо во многих случаях особенности быта, хозяйства и ряд других факторов утратили свою прежде значительную роль отличительных признаков этнической группы или сообщества. Особенно это касается государств и регионов промышленно развитого мира. Психологический метод нацелен на изучение субъективных механизмов политического поведения, специфики восприятия политических лидеров, политических институтов и политических действий этническими сообществами, а также типичных механизмов психологических мотиваций. Особую роль в этой связи играет изучение этнических стереотипов поведения, этнических установок на электоральное поведение, на принятие или отторжение политических и других решений.