Утверждение ЭТНОПОЛИТОЛОГИИ в качестве самостоятельной дисциплины является следствием «этнического парадокса современности», ибо актуализация этнического фактора в политической жизни многих государств и мирового сообщества в целом не только вызвала особое внимания исследователей к изучению конкретных этнополитических ситуаций, но и потребовала более широких научных обобщений, построения теоретических моделей этнополитических процессов, механизмов их регулирования.
Предтечей этнополитологии можно считать довольно противоречивую дисциплину геополитику, которая пытается в своем предмете объединить политику, географическое пространство и населенные разными народами территории. Географическое пространство объединялось с политикой еще в работе немецкого географа Ф. Ратцеля «Политическая география», опубликованной в 1897 г. Классик немецкой геополитической мысли К. Хаусхофер (1869-1946) рассмотрел вопросы о связи земли и народа, о трудностях фиксации расовых и племенных границ, о том, что государственные границы не совпадают с этническими территориями. Тем не менее в рамках геополитики серьезное внимание изучению роли этничности в политической жизни стран и регионов не уделялось. Политические проекции этничности не были предметом изучения и в отечественной этнографии. Они игнорировались в политических науках. Положение дел в мировом обществознании стало меняться только в 1970х гг., когда выяснилась несостоятельность ряда фундаментальных концептов западной антропологической мысли, когда стало очевидно, что этничность не «затухает», а проявляет себя активно, в том числе в сфере политики.
У истоков формирования актуального представления об этническом возрождении, механизмах включения этнических и расовых сообществ в политическую жизнь стояли американцы Н. Глейзер и Д. Мойнихен, указавшие, что концепция «плавильного тигля нации» более не отражает реалии современного американского общества и необходимо новое видение феномена этничности в социальных и политических процессах. К проблеме изучения соотношения этничности и политики с 1970х гг. обратились не только этнологи, но и социологи, психологи, историки и сами политики. Одна из первых попыток дать систематизированное представление об этнополитике и изложить принципы этнополитологии была сделана американским ученым Дж. Родшильдом, который в 1981 г. опубликовал книгу «Этнополитика». В ней он доказывал, что этнонационалистические позиции и стратегии, соответствующим образом оформленные и обеспеченные ресурсом, гарантируют преимущество перед другими политическими позициями и стратегиями. Люди во всех всех столкновениях чаще всего встают на кровную сторону: права она или не права. История любой страны, в том числе и России, изобилует примерами такого рода этнополитической солидарности. Этнически мотивированная солидарность и ее политическая роль остаются одной из главных тем дисциплины и сегодня.
В работе Ротшильда была предложена типология полиэтнических государств, показана роль этнической статусности во внутриполитической жизни страны, указано, что происходящие в обществе социальнодемографические и другие перемены могут приводить к политизации этнических сообществ. В результате понятие этничности превратилось из сугубо культурологического в политическое, а на стыке этнологии и политологии сформировалась этнополитология. В 1980-1990е гг. появились крупные труды российских авторов по проблемам государственного строительства в сложных по составу населения обществах, идентичности и самоопределения, национализма, конфликтов, миграции, истории этнополитики в России и в других странах мира (В.А. Авксентьев, Ю.В. Арутюнян, М.Н. Губогло, А.В. Дмитриев, Л.М. Дробижева, М.В. Горшков, A. Г. Здравомыслов, А.В. Малашенко, Э.А. Паин, В.Ю. Зорин, B. А. Михайлов, А.В. Миллер, СВ. Соколовский, В.В. Степанов, В.А. Шнирельман и др.). Одним из авторов данного пособия еще в 1990е гг. были изданы книги и статьи, в которых впервые излагаются критические оценки старых понятийных категорий и теорий так называемой национальной политики и формируются понятия этнополитики и нациестроительства после распада СССР.
В последние 1015 лет на русский язык были переведены фактически все основные зарубежные работы, которые по данному направлению считаются классическими или обрели популярность в последние годы (работы Б. Андерсона, Ф. Барта, Д. Горовица, Л. Гринфельда, У. Коннора, Д. Лейтина, Д. Комароффа, К. Вердери, М. Белзера, М. Олкотта, А. Ливена, Д. Ливена, Ч. Тилли, П. Колсто, Э. Смита, Ю. Хабермаса, Э. Каррера Данкосса, Г. Симона, А. Каппеллера и др.). В них достаточно явно представлены мировые подходы к трактовке этнического как партикулярногруппового и национального как гражданскополитического феномена.
С 2008 г. в России стал выходить общественнополитический и научный журнал «Вестник российской нации» как орган Общероссийского союза общественных объединений «Российская нация». На его страницах освещаются различные аспекты существования и развития многоэтничного российского народа как гражданской нации, а также пути утверждения в России национального самосознания и патриотизма при сохранении и поддержке этнонационального и религиозного разнообразия. На всероссийских съездах этнографов и антропологов этнополитическая тематика заняла ведущее положение. Этнополитика как тема и как дисциплинарная сфера представлена в программах российских и международных конгрессов не только этнологов и антропологов, но и философов, историков, социологов, политологов. По примеру международных организаций, в России существует ассоциация конфликтологов, которая также проводит регулярные конгрессы.