Методология социологического исследования

1.    Определение предмета исследования, формулирование цели, задач, исходных гипотез. В качестве предмета исследования, как правило, рассматривают причинные связи между явлениями и процессами реального мира. Определяя предмет исследования, прежде всего выделяют явления, которые будут исследоваться, а затем их связи, которые предстоит изучить. Изучение этих связей, ответ на главный вопрос, поставленный исследователем, и составляет цель исследования. Цель будет достигнута с гораздо большей вероятностью, если ее дифференцировать, разделить на отдельные задачи, каждая из которых в таком случае будет являть собой как бы часть цели или этап на пути достижения цели исследования. Научная гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

  • строиться на основе ясных понятий;
  • относиться к объектам, которые могут быть подвергнуты эмпирической проверке;
  • согласовываться с соответствующей техникой исследования.

2.    Разработка плана исследования. Составление плана исследования является методической частью исследовательской работы. В нем следует предусмотреть методы сбора, обработки и анализа данных; обосновать выборку, распределить силы и средства.
3.    Сбор данных. На этом этапе собирают сведения при помощи таких методов, как наблюдение, анализ документальных источников, опрос, интервью, контент-анализ.
4.    Упорядочение и обработка собранных данных. Здесь применяются методы кодирования, классификации и типологизации, построения таблиц и диаграмм, измерения тенденции и дисперсии, взаимосвязей между переменными, математическое моделирование.
5.    Научное объяснение и проверка. Научное объяснение включает познание как содержания, структуры и функций, так и причин, способов возникновения и развития изучаемых явлений. Чтобы этого достичь, необходимо среди изучаемых явлений найти типичное, отделить главное от второстепенного, а также вычленить первичные причины из множества вторичных. Проверку нельзя строго отделить от научного объяснения, поскольку в ходе научного объяснения всегда осуществляется и проверка уже сделанного вывода о связи между явлениями. Проверка также играет важную роль, когда рабочая гипотеза не подтвердилась. Тогда выдвигается новая гипотеза и собираются новые данные.

При разработке плана исследования центральное значение занимает обоснование выборки. Для этого социолог должен четко представлять себе величину объема эмпирического исследования (организация, город, регион) и количество сил и средств, выделенных для исследования. Исходя из этого он может определить, будет ли исследование сплошным (будет опрошен каждый член организации, житель города, региона) или выборочным. В случае проведения выборочного исследования оно должно удовлетворять требованиям репрезентативности.

Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы генеральной совокупности. При этом под генеральной совокупностью понимается общая сумма всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению в пределах данной программы исследования.

Вторичная (выборочная) совокупность или выборка — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом.

Определение выборки — важная задача планирования, решая которую социологи пользуются статистической теорией.

Кроме обоснования размера выборки в план исследования следует включить разработку анкет и планов интервью.

Итак, для того чтобы провести социологическое исследование, необходимо определить предмет исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу. Затем разработать план исследования, собрать и обработать полученные данные. После этого можно переходить к научному объяснению и проверке выдвинутой гипотезы. Если она не подтвердится, весь процесс научного исследования, состоящий из пяти фаз, необходимо повторить.


Метод наблюдения. Это прямая регистрация фактов очевидцем.

В отличие от обыденного научное наблюдение имеет следующие особенности:

  •  подчинено исследовательским целям и задачам;
  • имеет план, процедуру сбора информации;
  • данные наблюдения фиксируются в дневнике или протоколе.

Различают включенное и невключенное наблюдение.

Метод изучения документальных источников. Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, кино- или фотопленке, компьютерной дискете или любом другом носителе.

Метод опросов. Этот метод подразделяется на:

  • метод интервьюирования;
  • метод опросов.

Метод контент-анализа. Его суть заключается в переводе в количественные показатели текстовой информации с использованием смысловых, количественных и качественных единицы.

Надежность информации, полученной с помощью приема контент-анализа, обеспечивают:

  • контроль с помощью экспертов;
  •  контроль по независимому критерию (по наблюдению за контрольной группой);
  • повторная кодировка текста разными кодировщиками.


По отношению к государству:

  • официальные, т. е. созданные и утвержденные официально существующими государственными органами, организациями и частными лицами, имеющими лицензию для определенного вида деятельности;
  • неофициальные документальные источники — это документы, составленные лицами и организациями, не уполномоченными государством для данного вида деятельности.

По отношению к личности:

  • личные, т. е. непосредственно относящиеся к конкретному индивиду (например, карточки индивидуального учета, характеристики, анкеты, заверенные подписью, дневники, письма);
  • безличные, не имеющие непосредственного отношения к конкретному лицу (статистические материалы, сообщения прессы).

По отношению к участию в регистрируемых событиях или их изучению лицом, составившим данный документ:

  • первичные, т. е. составленные участником событий или первым исследователем данного явления;
  • вторичные документальные источники (полученные на основе первичных).

Следует сказать о достоверности документальных источников, которая может преднамеренно или непреднамеренно искажаться. Достоверность или недостоверность документальных источников определяется:

  • позицией, намерениями автора;
  • обстановкой, в которой создавался документ;
  • целью составления документа.

Интервью — беседа интервьюера с респондентом, проводимая по определенному плану, имеющая целью получение данных.

Прямой анкетный опрос — ответы респондентов на вопросы анкеты в присутствии анкетера.

Свободное интервью — беседа не по строгому, а по свободному плану (путеводителю интервью).

Заочный анкетный опрос — ответы респондентов на вопросы анкеты без присутствия анкетера.
По глубине проникновения в суть проблем различают клиническое (глубокое) и фокусированное интервью. Цель первого — получить сведения о внутренних побуждениях, склонностях опрашиваемого. Задача второго — выяснить реакцию на заданное воздействие.


По характеру организации интервью делятся на:

  • групповые, которые применяются редко (например, групповая беседа с дискуссией);
  • индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на личные и телефонные.

Вторым видом опроса является анкетный опрос, который предполагает жестко фиксированные порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа. Анкетный опрос может проводиться способом прямого опроса, который предусматривает присутствие анкетера, либо в форме заочного опроса.

Каждая анкета включает:

  • открытый вопрос; на него ответ дается в свободной форме;
  • закрытый вопрос, на него респонденты отвечают либо «да», либо «нет»; варианты ответов предусмотрены заранее;
  • полузакрытый вопрос (комбинирует два предыдущих).

Существует и такая разновидность анкетного опроса, как опрос-молния (опрос-голосование, зондаж общественного мнения). Он применяется при обследовании общественного мнения и содержит обычно всего 3—4 пункта основной (интересующей) информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками респондентов.

Достоверность информации может определяться с помощью так называемых вопросов-ловушек.

В самом общем виде алгоритм проведения интервью может выглядеть следующим образом:

  • установление контакта (представиться, познакомиться);
  • закрепление контакта (показать важность, интерес к информации, уважение к респонденту);
  • переход к основным вопросам интервью.

Социологический эксперимент чаще всего рассматривается как метод проверки научной гипотезы. Например, знаменитый хоторн-ский эксперимент. Несмотря на то что гипотеза не подтвердилась, он открыл совершенно новую сторону производственного процесса — человеческий фактор. Это пример так называемого натурального эксперимента. Но не всегда имеется возможность провести натуральный эксперимент. Например, никто не решится на такой метод, исследуя социальные отношения операторов при ликвидации ядерной аварии. В такой и других затруднительных ситуациях социологи проводят мысленный эксперимент. В этом случае они оперируют информацией о свершившихся событиях и прогнозируют их возможные последствия.

Темы: Методология, Исследования, Социология
Источник: Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 124 с.
Материалы по теме
Социологические исследования как инструмент изучения общества, социальных групп и личности
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Методология социологического познания
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Диалектический подход в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Сравнительный подход и сравнительные социологические исследования
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Системный и комплексный подходы в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Гуманитарно-личностный подход в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Методы социологии
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Неоклассическая социология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Оставить комментарий