Системный и комплексный подходы в социологии

Говоря о соотношении системного и комплексного подходов, мы используем несколько критериев: 1) происхождение подходов; 2) их разработанность, развитость; 3) своеобразие методологических установок; 4) своеобразие онтологии подходов, т. е. нацеленность каждого из них на специфические объекты; 5) сфера применения.

Системный подход разрабатывался на основе принципа системности. Этот принцип был выдвинут еще в XIX в.; к нему обращались и Маркс, и Спенсер, и другие социологи. Тем не менее основное содержание принципа системности получило развитие лишь во второй половине XX в.

Системный подход в качестве общенаучной исследовательской стратегии начал развиваться накануне Второй мировой войны. Его родоначальником был Л. фон Берталанфи, разработавший его основные положения. Стоит заметить, что многие идеи Берталанфи предвосхитил российский ученый А. Богданов, основоположник тектологии — учения об организациях (оно было создано им в начале XX в.). Первоначально системный подход применили в биологии, в дальнейшем он был распространен на другие отрасли научного знания, в том числе и на социологию.

Комплексный подход возник позже системного. Его формирование проходило на основе положений системного подхода в 1970-х годах в отечественном обществоведении. Становление комплексного подхода не завершено, он всё еще находится в процессе развития. В западной социологии понятие «комплексный подход» пока используется не часто. Западные исследователи оперируют другим понятием — «триангуляция», означающим применение различных методов, техник, инструментов, теорий для более успешного приближения к истине. Понятие триангуляции передает идею необходимости объединения в одном исследовании разных идей, методов, однако не дает ответа на вопросы о том, на каких основаниях и как можно произвести это объединение. Комплексный подход отвечает на указанные вопросы.

Говоря об общих свойствах системного и комплексного подходов, надо отметить, что они возникли на базе междисциплинарного движения в современной науке, получившего свое развитие после Второй мировой войны. В его основе лежало стремление ученых организовать исследование сложных объектов, сложных научных проблем, которые невозможно было ранее изучить с помощью познавательных средств, присущих отдельной дисциплине. Системный и комплексный подходы объединяет ориентация на изучение сложных объектов на основе мобилизации познавательных средств, присущих отдельным наукам, на основе их объединения в рамках одной коллективно разработанной и коллективно реализуемой научно-исследовательской программы. С появлением системного и комплексного подходов объективная тенденция науки к интеграции знаний получила методологически осознанное подкрепление.

Принципы системного подхода

Основное содержание системного подхода раскрывается через его базовые понятия. Таковыми выступают «система», «системообразующие связи и отношения», «структура», «окружающая среда», «уровни системы», «иерархия уровней системы» и т. д. Основное содержание комплексного подхода раскрывается не с помощью базовых понятий, а с помощью основополагающих принципов.

Системный подход в социологии главной задачей считает изучение социального явления в виде социальной системы. Часто под социальной системой в социологии подразумевают целостное образование, основные элементы которого — люди, отношения между ними, нормы поведения и деятельности, роли и ценности. Системный подход исходит из утверждения, что каждая социальная система содержит определенные качества, не сводящиеся к сумме свойств составляющих ее элементов.

В качестве основных типов социальных систем в социологии выделяют общественно-экономическую формацию, социальную общность, социальную организацию, социальные институты и личность.

Социальные системы бывают гомогенными, т. е. состоящими из одинаковых по своим свойствам элементов, и гетерогенными, т. е. состоящими из элементов разной природы, разного качества. Примерами гомогенных систем являются малые группы, социальные классы, профессиональные коллективы и т. п. Гетерогенные социальные системы подразделяются на: 1) социально-технические системы (предприятие, город), которые включают материально-вещественные элементы и человеческие ресурсы; 2) эколого-социальные системы (например, географический район).

Социальным системам присущ высокий уровень сложности по сравнению с другими типами систем. Особенностью социальных систем является их открытость и способность к адаптации на основе разработки и реализации различных стратегий деятельности.

Основные требования к использованию системного подхода могут быть представлены в виде последовательности определенных познавательных действий.

  1.  Необходимо выделить ту или иную систему из окружающей среды и установить взаимосвязи, которые существуют между системой и средой. Не определив среды, нельзя определить границы социальной системы.
  2. Когда граница установлена, осуществляется определение состава системы, ее элементов.
  3. Рассматриваются отношения между элементами и определяется структура системы.
  4. Анализируются функции элементов по отношению к системе.
  5. Выявляются системообразующие связи.
  6.  Определяются механизмы функционирования и развития данной системы.

Для овладения объективной сложностью систем можно использовать два приема: 1) декомпозицию, т. е. разбиение системы на элементы; 2) агрегирование, т. е. объединение некоторых классов элементов в общую структуру и систему.

Системное описание объекта проводится на двух уровнях: индивидуальном, когда описываются отношения между индивидами, входящими в состав системы; интегральном — надиндивидуальном, когда описываются отношения между различными целостностями.

Используя системный подход, социология разработала различные варианты системного представления общества. К ним следует отнести представление общества как:

  • совокупности специфических общественных отношений;
  • системы деятельностей;
  • системы субъектов деятельности (как индивидуальных, так и коллективных);
  • системы норм ценностей, идеалов;
  • системы социальных институтов и системы социальных организаций.

В последние годы начал разрабатываться особый методологический подход, опирающийся на системные идеи и получивший название «методология мягкой системности» (soft systems methodology). (Подчеркнем, что данный подход не следует путать с подразделением систем на мягкие и жесткие.) Речь идет об особой разновидности методологического анализа, опирающегося на принцип системности.

Мягкая системность выступает не средством отражения реального мира в идеальных конструкциях, а способом непосредственного конструирования мира, его фрагментов, сфер и т. п. П. Чекленд, один из основателей подхода мягкой системности, писал, что мы сами превращаем мир в систему с помощью таких понятий, как «иерархия», «уровни», «связи», «контроль» и т. д. Методология мягкой системности сконцентрирована не на истинных объяснениях объективных явлений, а на сугубо прагматической цели исправления проблемной ситуации. Для мягкой системности единственной реальностью является возникновение проблемной ситуации. Главное ее назначение — моделирование проблемных ситуаций, рассмотрение возможностей вмешательства в эти ситуации, исправление этих ситуаций, придание им тех свойств, которые устраивали бы человека, благодаря чему мир становится партнером «в диалоге» субъекта с компонентами этого мира.

Принципы комплексного подхода

Комплексный подход в социологии часто понимается неправильно. Например, утверждается, что социология изучает социальные явления комплексно, что основным признаком социологических исследований является комплексность, которая вытекает из требования целостного рассмотрения социального явления. Утверждается также, что комплексность якобы проистекает из необходимости исследования социального явления как единства объективных и субъективных факторов. На самом деле эти характеристики присущи любой науке и не могут быть отнесены только к социологии.

Комплексность как особое свойство современной науки проявляется в формировании и развитии комплексного подхода в качестве особой стратегии научно-исследовательской деятельности — комплексировании, т. е. в особом виде познавательной деятельности, направленной на объединение наук, дисциплинарных знаний и действий различных специалистов в целях многостороннего и целостного изучения сложных объектов. Комплексность проявляется также в организации и осуществлении комплексных исследований — нового типа организации познавательной деятельности.

Рассмотрим основные принципы комплексного подхода.

1.    Принцип многосторонности означает требование в ситуации конкретного исследования изучать одновременно несколько свойств, сторон, аспектов, присущих сложноорганизованному объекту. Каждая из сторон может быть изучена либо отдельной наукой, либо двумя и более науками. Этот принцип опирается на более общий принцип научного познания — принцип всесторонности, который является общеметодологическим идеалом и ориентирует научное познание на целостное отображение изучаемых объектов. Однако принцип всестронности не может быть реализован в ситуации конкретного исследования. Именно поэтому движение научного познания к всесторонности происходит через отдельные, следующие друг за другом многосторонние исследования.

2.    Принцип единства исходных представлений об объекте изучения служит основой взаимного понимания представителей различных дисциплин в рамках единого научного исследования.

Различия в познавательной ситуации полидисциплинарных и комплексных исследований показаны на рисунках 16.4 и 16.5.


В комплексном исследовании вырабатываются такие представления о предмете, которые включают в себя знания различных наук. Все участвующие в исследовании ученые переосмысливают эти знания с целью построения системно организованного междисциплинарного предмета.

3.    Принцип мобилизации релевантных знаний требует от исследователей проведения ретроспективного анализа структуры и содержания имеющихся знаний об объекте и выбора того, что имеет прямое отношение к изучению данного объекта.

4.    Принцип базовой дисциплины подразумевает, что в рамках исследований должна быть определена наука, в которой содержится наиболее общее представление об изучаемом объекте, раскрывается сущность объекта. Как правило, в комплексных социальных исследованиях базовой дисциплиной, выступающей в роли организатора междисциплинарного взаимодействия, служит социология. Однако базовой может быть и другая дисциплина, — это определяется целями исследования.

5.    Принцип системной организации предмета исследования означает, что предмет исследования должен быть построен не как случайное собрание знаний, заимствованных из разных дисциплин, а как новая композиция уже полученных знаний, привносящая в понимание предмета исследования новые качества.

6.    Принцип конгруэнтности — совместимости знаний — предполагает, что в комплексные исследования должны вовлекаться знания, которые совмещаются, дополняют друг друга. Знания, не соответствующие единым представлениям, должны отбрасываться, хотя забывать об их существовании нельзя — иногда к ним следует возвращаться. 

7.    Принцип единства познавательного процесса и единомыслия участников конкретного исследования раскрывается с помощью двух других принципов: принципа единства цели исследования, которая разбивается на разнообразные познавательные задачи, согласованные друг с другом, и принципа единства идейного замысла.

8.    Принцип интеграции частных результатов в единый целостный результат требует синтезирования отдельных результатов в непротиворечивую конструкцию, дающую целостную характеристику изученному явлению.

Из сформулированных принципов следует, что не может быть комплексного социологического исследования, а может быть комплексное социальное исследование, в котором социология, как правило, занимает ведущее место базовой дисциплины, поскольку социология предлагает наиболее общие представления обо всех социальных явлениях.

Комплексные социальные исследования реализуются в четырех основных формах.

  1. Комплексное междисциплинарное исследование, в котором достаточно двух дисциплин.
  2. Комплексное междисциплинарное исследование, включающее отдельные области социогуманитарных дисциплин, а также дисциплин других рядов — например, комплексное социально-биологическое исследование.
  3. Междисциплинарные комплексные терминальные (временные) программы, как правило, включающие комплекс социогуманитарных и других наук.
  4. Междисциплинарные программы-стационары, носящие постоянный характер, которые создаются в целях длительного изучения сложноорганизованных объектов; в них вовлекается большое количество разнообразных дисциплин.
Ключевые слова: Социология, Методология
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Методология социологического познания
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Диалектический подход в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Сравнительный подход и сравнительные социологические исследования
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Гуманитарно-личностный подход в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Методы социологии
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Методология социологического исследования
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Конкретно-методологические принципы (подходы) педагогических исследований
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Объект и предмет, функции социологии
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Оставить комментарий