Методы социологии

Для того чтобы получить, например, достоверную информацию о настроениях избирателей накануне выборов и тем самым попытаться предсказать итоги или повлиять на них, а также выявить отношение населения к принятым властью нормативным актам, ученый-социолог использует систему познавательных средств и приемов, которые составляют содержание социологического метода. Его особенности обусловлены структурой социологического знания. Социологическое знание включает в себя три элемента:

  1. социологические факты;
  2. гипотезы;
  3. теории.

Одна из особенностей социологии как науки состоит в том, что это точная наука, опирающаяся на эмпирические факты, в связи с чем социолог может анализировать половозрастную структуру избирателей, уровень их образования, систему ценностей. Однако при этом существует опасность, что, начиная с изучения официальной статистики, опросов или интервьюирования (например, избирателей накануне выборов), будет установлена ошибочная причинноследственная связь между эмпирическими фактами. Поэтому социологическое исследование, хотя и опирается на эмпирические факты, начинается с предположения, т.е. гипотезы, об истинной связи настроений избирателей и фактов (возраст, образование, уровень жизни и т.д.), которые эти настроения обусловливают. Лишь после выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели, объясняющей поведение избирателей, можно переходить к отбору инструментов познания: к наблюдению, опросу, анкетам, анализу официальной статистики и т.д. Наконец, обобщение полученных данных позволяет построить научную теорию, т.е. систему знаний и принципов, которая либо подтвердит, либо опровергнет выдвинутую ранее гипотезу.

В соответствии со структурой социологического знания известный американский социолог Нейл Смелзер под социологическими методами понимал «правила и способы, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями». Поэтому целесообразнее использовать понятие метода социологии в собирательном смысле, поскольку в него включают: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов (контент-анализ), интервью и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Социологический опрос

Первичные данные о социальном явлении или процессе и объяснение их можно получить с помощью опроса.

Опрос представляет собой метод систематического сбора данных о поведении и установках людей с помощью специально сформулированных вопросов, которые адресованы отобранной по научной методике группе респондентов (опрашиваемых), выражающих свое мнение по различным вопросам.

Допустим, вам необходимо выявить причины разводов. Тема достаточно деликатная, требует корректности в постановке вопросов, правильного их расположения и, естественно, анонимности.

  1. Сначала социолог определяет группу людей, которую будет изучать. При этом его интересует не мнение одной супружеской пары о причинах развода, поскольку оно будет субъективным, индивидуальным, а суждения тысяч людей. Тогда они станут отражением общественного мнения на данную тему. Эта группа будет называться генеральной совокупностью, которую составят все члены общества, обладающие заданным социальным признаком. К таким признакам могут относиться возраст (например, до 25 лет или после 40 лет), уровень образования супругов (высшее или среднее), их материальное положение и т.д. Однако эти группы могут быть слишком многочисленными, и тогда по практическим соображениям делают выборку,, т.е. определяют достаточное число опрашиваемых, позволяющее составить достоверные представления о всей генеральной совокупности. Обычно в развитых странах опрашивают 1,5—2 тыс. чел., что позволяет получить объективную информацию обо всем населении.
  2. После определения выборки следует сформулировать вопросы, которые будут предложены респондентам.
  3. Далее проводятся опрос и обработка полученных результатов. Для этого используются математические методы, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и усреднять разнообразные мнения, классифицировать наиболее типичные модели поведения и получать тем самым достоверную, объективную информацию.
  4. Результаты выборочных обследований в соответствии с законодательством регистрируются и передаются на хранение в официальные органы власти.

В зависимости от количества респондентов опрос может быть сплошным или выборочным. Примером сплошного опроса является перепись населения, которая обычно проводится раз в I0 лет и охватывает всех граждан. Выборочное обследование включает в число опрашиваемых лишь тех, кто соответствует признакам генеральной совокупности. Например, если в качестве плановой выборки рассматривать женщин, подвергшихся сексуальным домогательствам на работе, то социологу должно быть известно распределение их по возрасту, профессиям, доходам, образованию, а также необходимо, чтобы каждая из респонденток имела одинаковую вероятность попадания в выборку. Поэтому наиболее объективный способ формирования и отбора типичных представителей генеральной совокупности — случайный метод (например, по телефонной книге — каждый десятый абонент).

Интервьюирование

Название метода «интервьюирование» произошло от английского слова inter view, что означает беседа, обмен мнениями.

Однако интервью представляет собой не случайный разговор интервьюера (социолога) и интервьюируемого (опрашиваемого), а целенаправленную беседу, целью которой является получение новых и важных сведений с помощью устного опроса.

Интересующая информации может быть получена социологом посредством свободного (не ограниченного формой и темой обмена мнений) или традиционного по форме (когда предлагаются уже готовые варианты ответов) интервью.

Обычно интервью непосредственно предшествует процессу формулирования проблемы и определяет ее возможные темы. Следует заметить, что интервьюирование — индивидуальный метод исследования, который позволяет получить информацию из первых рук. По этой причине важно учитывать эмоциональный тон, жесты, ритм и темп беседы. Непременным атрибутом интервью служит наличие атмосферы доверительности между собеседниками. Принято считать, что самое достоверное в поведении человека — это спонтанные действия и первые впечатления. Сложность данного метода состоит в том, что часто выявляются расхождения между тем, что человек думает, и тем, что он говорит. Поэтому искусство интервьюирования обнаруживается в том, чтобы выявить все, что хотел сказать опрашиваемый, незаметно направляя его внимание, и тем самым раскрыть объективную картину события или явления.

Анкетирование

Наиболее распространенным методом социологического исследования в современных условиях является анкетирование.

Анкета представляет собой перечень вопросов, расположенных в соответствии с целью обследования и обращенных к респондентам, содержащих готовые варианты ответов, на которые необходимо ответить согласно прилагаемой инструкции.

Преимущество анкетирования состоит в том, что оно позволяет в сжатые сроки выявить мнение десятка тысяч человек по актуальному вопросу. Анкета обычно используется на заключительном этапе социологического обследования, когда сформулирована гипотеза и необходимы аргументы для ее доказательства. Анкеты могут быть закрытыми, если опрашиваемому предлагают исчерпывающий перечень ответов, а также открытыми, когда респонденту после некоторых вариантов ответов предлагают сформулировать собственный вариант. Ограниченность метода анкетирования обнаруживается в его односторонности: содержание анкеты составляют вопросы, представляющие интерес только для социолога, а не для респондента (опрашиваемого). По этой причине тема обследования часто просто навязывается респонденту вопреки его желанию. Кроме того, анкета — всегда обезличенный документ, дающий возможность получить среднестатистические данные, а не персональные.

Наблюдение

Известный недостаток анкетирования по поводу того или иного события — это процесс воспоминания о том, что ощущал респондент в тот момент. Если опрос проводится спустя некоторое время после события, то, естественно, суждения и мнения будут отличаться от тех, если бы опрос проводился по «горячим следам».

Наблюдение — процесс непосредственного изучения поведения людей, интересующий исследователя и позволяющий получить более достоверную и объективную информацию.

Так, если вы хотите изучить поведение наркоманов-подростков, их привычки, формы обучения, реакции, то можно осуществлять скрытое (невключенное) наблюдение. В этом случае вы наблюдаете за местами их постоянных сборищ «со стороны». В противоположность этому включенное (полевое) наблюдение предполагает непосредственное изучение объекта исследования «изнутри», когда вы вступаете в эту группу, следуете ее правилам и формам жизни.

Эксперимент

Данный метод перенесен в социологию из естественных наук и психологии, где он широко распространен.
В социологии эксперимент применяется для анализа поведения малых групп (численность до 15 чел.) либо выявления мотивации лидерства.

Например, для определения причин неуспеваемости по сложной теоретической дисциплине создаются две студенческие группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе эта дисциплина читается с использованием новых образовательных технологий, стимулирующих познавательный интерес. В контрольной группе процесс преподавания не меняется, поэтому она выступает эталоном для сравнения. Результаты экзаменов в обеих группах позволяют оценить эффективность процесса преподавания и систему стимулов, которая была использована. Достоинством эксперимента является возможность контролировать ситуацию, вносить своевременные коррективы.

Ключевые слова: Методология, Социология
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Методология социологического познания
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Диалектический подход в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Сравнительный подход и сравнительные социологические исследования
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Системный и комплексный подходы в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Гуманитарно-личностный подход в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Методология социологического исследования
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Конкретно-методологические принципы (подходы) педагогических исследований
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Объект и предмет, функции социологии
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Оставить комментарий