Личность в группе

1. Рефентная (значимая) группа может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности.

Положительное влияние:

  1. члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры;
  2. в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм;
  3. в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности;
  4. от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки;
  5. члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях.

Отрицательное влияние:
1) потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов – «обезличивание»; Причины обезличивания:

  • анонимность;
  •  высокий уровень эмоциональной возбужденности;
  •  сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;
  • высокая сплоченность группы ведет к конформизму;
  • сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида (Немов, 1995);

2) группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей.
Коллективное творчество иногда более низкого качества, чем результат творчества одаренной личности.
Таким образом, влияние группы на личность неоднозначно и может быть как положительным, так и отрицательным.

2. Факторы, влияющие на восприятие людьми друг друга:

  1. имплицитная теория личности, согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;
  2. эффект первичности (эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем. Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;
  3. эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.

Эффекты ореола и новизны могут быть объяснены изученным ранее эффектом края.

При восприятии людьми друг друга первостепенное значение имеют выражение лица, особенно глаза и губы, и движение рук, в первую очередь пальцев.

Оценивание эмоциональных состояний. Как показывают экспериментальные данные, люди в 30–50 % случаев дают неверные оценки эмоциональных состояний окружающих людей, причем положительные эмоции оцениваются более правильно, чем отрицательные.

К числу наиболее правильно оцениваемых положительных эмоций относятся радость, затем – восхищение.

Плохо оцениваются такие отрицательные эмоции, как обида, гнев, тоска.

Формы восприятия и понимания человека человеком:

  1. аналитический  – распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;
  2. эмоциональный  – наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности). Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;
  3. перцептивно-ассоциативный  – обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;
  4. социально-ассоциативный  – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.

Наиболее часто в качестве базовых социальных типов выступают люди разных профессий, социального положения и т. д. Такой способ характерен для философов, политиков, руководителей, социологов.

Факторы, мешающие правильному восприятию людей:

  1. неправильная оценка целей и задач общения, намерений, мотивов, самочувствия людей, форм их поведения, а также состояния дел;
  2. уже имеющиеся установки, оценки, убеждения («Я и так уже все про него знаю…»);
  3. стереотипы восприятия, в соответствии с которыми производится классификация людей;
  4. стремление скорее дать свое заключение;
  5. нежелание прислушиваться к мнению других;
  6. несмотря на вновь накапливаемую информацию, раз высказанное мнение не меняется.

Итак, знание механизмов восприятия людьми друг друга позволяет делать общение более продуктивным.

3. Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе.

Во многом эмоциональное состояние личности определяется психологическим климатом группы.

Если преобладает нездоровая атмосфера, то налицо частые конфликты – как между отдельными членами группы, так и между отдельными группировками внутри группы.

Внутригрупповые конфликты опасны своими последствиями. Так, экспериментально доказано, что время, потраченное на сам конфликт, примерно в два раза меньше, чем время послеконфликтных переживаний (разница составляла примерно 12–20 минут).

Отрицательные взаимоотношения в группе способствуют формированию у личности повышенной тревожности, провоцируют межличностные конфликты.

Тревожность проявляется в повышенной склонности индивида к отрицательным переживаниям, к ожиданию неблагоприятного развития событий.

Различают личностную и ситуативную тревожность.

  • Личностная тревожность  – это свойство личности индивида.
  • Ситуативная тревожность  – состояние тревожности возникает при временных неблагоприятных ситуациях.

Межличностные конфликты.  Межличностные конфликты в своем развитии проходят четыре стадии: возникновение конфликтной ситуации, осознание этой ситуации как объективной реальности, конфликтное поведение, разрешение конфликта.

Исследователи выделяют четыре наиболее распространенных способов поведения в конфликте.

  1. Сотрудничество  – является оптимальным почти во всех конфликтных ситуациях.
  2. Компромисс  – к этому способу следует прибегать, если партнер спровоцировал «пожарную» ситуацию.
  3. Приспособление  – возможно, если партнер действительно прав.
  4. Соперничество  – чаще всего используемый способ, но его эффективность минимальна.

Принципы управления конфликтом:
1) следует определиться, действительно ли необходимо обострять ситуацию, доводя ее до конфликта. Для этого желательно ответить на следующие вопросы:

  • нужно ли устранять конфликт или следует рассматривать ситуацию как двигатель прогресса;
  • нельзя ли устранить противоречия мирным путем;
  • если мирный вариант невозможен, то хватит ли возможностей, чтобы оказаться в выигрыше;
  • если сил маловато, то как надолго может затянуться конфликт (важно рассчитывать свои силы);

2) собственные эмоции мешают правильно оценить ситуацию, поэтому следует осуществлять контроль над их проявлением;
3) следует проанализировать истинные причины конфликта, которые могут быть скрыты за мнимыми;
4) стремиться максимально локализовать границы конфликта;
5) отказаться от чрезмерной сосредоточенности на самозащите;
6) может быть полезной переформулировка аргументов противника;
7) проявление активности даже в случае поражения поможет держать инициативу в своих руках, задавая:

  • тематику («Давай вернемся к тому, с чего начали…»);
  • эмоциональный тон («Держи себя в руках…»);
  • язык общения («Пожалуйста, без оскорблений…»).

Способы разрешения конфликта:
1) прямые методы  – когда ведется работа непосредственно с участниками конфликта:

  • руководитель поочередно выслушивает каждого из конфликтующих, требуя не эмоций, а конкретных фактов, затем принимает решение;
  • конфликтующие проговаривают свои претензии к оппоненту в присутствии группы. Члены группы высказывают свои мнения, с учетом которых руководитель принимает окончательное решение.
  • если конфликт не находит своего разрешения, вводятся административные санкции;
  • в случае, когда и пункт выше не помогает, желательно изолировать конфликтующих друг от друга.

2) косвенные способы, предложенные А. Б. Добровичем, предполагают в качестве главного действующего лица при разрешении конфликта «третейского судьи»:

  • принцип выхода чувств – предоставляется возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции по поводу кого-то или чего-то, им сделанного что обычно, снимает накал страстей;
  • принцип эмоционального возмещения – действенное сочувствие неправому, а неправы обычно оба, которое чаще всего порождает у него проявление раскаяния;
  • принцип авторитетного третьего (остающегося тайной для конфликтующих) – использование всем известного и уважаемого ими лица в качестве «посланца доброй воли»;
  • принцип принудительного слушания, когда «третий» предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они повторят последнюю реплику или смысл тирады, что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что они не слышат друг друга;
  • принцип обмена позициями – тот же «авторитетный третий» предлагает враждующим поменяться местами и от имени друг друга продолжать ссору, что позволяет им увидеть себя со стороны глазами другого;
  • принцип расширения духовного горизонта спорящих – реализуется путем записи ссоры на диктофон и предъявления ее конфликтующим, что обычно вызывает не просто их удивление, а даже шоковое состояние от того, что они услышали.

Итак, малые группы разного уровня развития по-разному влияют на отношение людей друг к другу, что в случае негативных отношений выражается в повышении тревожности личности, ее фрустрации и межличностных конфликтах.

Ключевые слова: Группа, Личность
Источник: Богачкина Н.А., Психология - конспект лекций
Материалы по теме
Конфликт между личностью и группой
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Личность как социально-психологическая проблема
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Социально-психологический климат
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Мышление и личность
Штейнмец А.Э., Общая психология
Хронотопы личности
Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию
Личностный подход
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Численность малой группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Развитие личности как педагогическая проблема
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий