На фоне современных словообразовательных аффиксов стилистически выделяются устаревшие, которые придают словам архаическую окраску: рыбак — рыбарь, лодка — ладья. Большинство словообразовательных архаизмов отличаются от современных вариантов суффиксами: дерзостный, кокетствоватъ, предрассуждение, нервический, Сербии, грузинец; некоторые имеют устаревшие приставки: изыти, низвергнуть, ниспослать, преступить, уготовить', а у иных устарели и суффиксы, и приставки: восшествие — ср. приход.
Особую группу лексико-словообразовательных архаизмов составляют сложные слова, созданные как кальки с греческого языка по устаревшим сейчас словообразовательным моделям: благовоние, благожелатель, благорасположение, достопамятный, досточтимый, злокозненный, злоключение, злонравный, злоречивый, злоумышлять, всемилостивый, всеславный.
В современных толковых словарях русского языка большинство лексико-словообразовательных архаизмов дается с пометой устар:, ср.: милостивый, мужеский, неприветный, сонмище, усталь. Иные слова не снабжены такими пометами, однако об их архаизации свидетельствует низкая частотность употребления, ср.: малодушествовать — малодушничать, распутствовать — распутничать, идеализирование — идеализация (в «Словаре трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой такие слова даны с пометой «реже»). Наконец, многие архаизмы старославянского происхождения выделяются пометой высок., указывающей на их торжественное, возвышенное звучание, ср.: владычествовать, преисполнить, преклониться, собрат. Единичные архаизмы имеют пометы: устар. и шутл. — ср. одеяние/, устар. и офиц. — предуведомить', офиц. — предуказать.
Лексико-словообразовательные архаизмы составляют значительную часть экспрессивного словаря русского языка. Такие слова привлекали внимание писателей XIX в., искавших в них средство достижения патетического звучания речи: Беги, сокройся от очей, / Цитеры слабая царицей (А. Пушкин); воссоздания колорита минувших эпох: Я царствую... по кто вослед за мной / Приимет власть... (А. Пушкин); а также речевые краски для выражения иронии:
Скажи им, что ты юный питомец Муз; впервые выступаешь на поприще славы...
а между тем проси их воспоможения и покровительства.
Подобные стилистические функции выполняют лексико-словообразовательные архаизмы и в текстах современных авторов; ер. возвышенное звучание речи: Не отнимай хоть песенную силу, / <...> / чтоб горестный и славный / твой путь воспеть (О. Берггольц); шутливо-ироническое: Келлер воспылал симпатиями к Андрею (А. Лебеденко).
Учитывая разное время архаизации тех или иных аффиксов и словообразовательных моделей, следует проявлять особую осторожность в их стилистической оценке в тексте. Так, многие слова, причисляемые нами к словообразовательным архаизмам, в XIX в. еще не были устаревшими и употреблялись писателями без определенной стилистической установки;
В семейственной жизни прадед мой Ганибал так же был несчастлив, как и прадед мой Пушкин; Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях (А. Пушкин).
Иные же архаизовались так давно, что практически забыты и потому не представляют стилистического интереса; их экспрессивные возможности утрачены: молодизна, синизна, кустарь (кустарник) и др.