Культура России в первой половине XIX в.

Развитие городов во второй трети XVIII в. и рост уровня жизни горожан привели к возникновению новых условий для развития культуры: существенно увеличилось число грамотных людей, располагающих свободным временем. В результате, с одной стороны, появилось большое количество частных типографий, книжных магазинов, театров, с другой — небогатые дворяне-дилетанты начали превращать свое увлечение в профессию.

Особенностью культуры этого периода стало завершение формирования национального по содержанию искусства. Аристократическое искусство XVIII в. по форме и содержанию было западноевропейским. На рубеже XVIII–XIX вв. русское искусство складывалось в виде любительского творчества склонных к этому дворян.

Однако зависимость писателей от читателей, художников от зрителей, композиторов от слушателей была не настолько значимой, чтобы определять содержание художественных произведений. Это содержание прежде всего зависело от социально-бытовой среды дворян и гуманитарного образования, которое они получили в юности. Определенное влияние на петербургское дворянство оказывали иностранцы, постоянно проживавшие в России, но духовно связанные со своей первой родиной.

Образование

Важнейшей особенностью этого периода явилось создание в 1802–1804 гг. первой в стране системы образования. Это была довольно стройная и прогрессивная система, основными принципами которой стали бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших ступенях и преемственность учебных программ.

Вся страна делилась на шесть учебных округов. В центре располагался один университет (три года обучения), в каждой губернии открывалась одна гимназия (четыре года), в уезде — уездное училище (два года обучения), в приходе — приходское училище (один год). Государство брало на себя финансирование средней и высшей школы, отдавая начальное образование в руки церкви и самих крестьян при попечительстве помещиков.

На уровне начальной школы, которую посещали крестьянские дети, образование сводилось к распространению грамотности. На уровне средней школы (в гимназиях и училищах) ставилась более широкая задача — формирование духовных ценностей. Разумеется, стереотипы поведения дворян и мещан определялись не только гимназиями, но и самодержавно-феодальными реалиями. Тем не менее заложенный Петром I курс на заимствование административных, технологических и культурно-бытовых достижений Запада позволял сгладить эти недостатки, что благоприятно сказалось на российской системе образования.

Система образования была демократичной: в училища и гимназии принимали детей «всякого состояния без разбору пола и лет», университетам была предоставлена широкая автономия в составлении программ обучения, выборе ректора, деканов и профессоров.

Содержание образования определялось передовой западноевропейской педагогической теорией, прежде всего немецким педагогическим классицизмом. Немецкие педагоги исходили из признания высшим достижением человеческой цивилизации античной культуры, позволяющей воспитывать гражданина.

Первый учебный план был составлен во многом по образцу французских и прусских планов. В гимназиях изучались шесть блоков предметов:

  • математика и физика;
  • история, география и статистика;
  • философия, изящные науки и политическая экономия;
  • естественная история, технология и коммерческие науки;
  • латинский, немецкий и французский языки;
  • рисование.

Система образования изначально строилась не только на основе западноевропейской педагогики, но и в теснейшей связи с европейской наукой. Так, в 1810 г. в Санкт-Петербурге был основан Институт инженеров корпуса путей сообщения. Его первым ректором стал испанец по происхождению, ученый с мировым именем, выдающийся инженер-механик, строитель и педагог А. А. Бетанкур. Он привлек к работе в институте известных французских ученых П. П. Базена и Г. Ламе, которые заложили в учебные программы все самое лучшее из того, что имелось в Европе в сфере высшего технического образования.

В начале XIX в. в дополнение к Московскому университету были открыты пять новых: Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский. К университетскому образованию приравнивалось обучение в Царскосельском лицее. Однако он был очень небольшим по численности: в год принимали приблизительно по десять студентов. Впрочем, и в остальные университеты набиралось не слишком много студентов. Прежде всего это было вызвано тем, что университеты готовили школьных учителей, преподавателей вузов и чиновников. Для дворян же престижной считалась военная карьера. В 1808 г. во всех университетах обучалось 257 студентов, в 1824 г. — 1326.

До 1813 г. политика правительства в области образования имела демократическую направленность, но затем началось усиление консервативных тенденций. Это проявлялось разным образом. Появились ограничения, касающиеся свободного доступа крестьянских детей в среднюю школу. В 1819 г. из школьных программ уездных училищ исключались начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. В университетах на всех факультетах стали обязательными богословие, церковная история и церковное право. Начиная с 1817 г. университеты стали лишаться многих академических свобод. Правительство ввело почти полицейский контроль над высшими и средними учебными заведениями.

Этот поворот был вызван изменением взглядов правительства на предназначение системы образования. Правительство старалось привнести в содержание образования ценности, важные прежде всего для государства. С точки зрения представителей этой субкультуры, либерализм был не более чем схоластической теорией, не имеющей отношения к политическим реалиям страны. Куда более значимой задачей являлся поиск образовательной идеи, объединяющей страну. На взгляд президента Академии Российской (с 1813 г.), министра народного просвещения (1824–1828) А. С. Шишкова, целями образования должны выступать формирование чувства любви к Отечеству и православию, развитие таких черт характера, как послушание, кротость, милосердие, гостеприимство, целомудрие.

Либеральная идеология, заложенная в систему образования в начале царствования Александра I, была вытеснена после вступления на престол нового государя. По распоряжению Николая I, желавшего понять причины восстания декабристов, А. С. Пушкин представил записку «О народном воспитании». После ее прочтения государь написал: «Нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению… безнравственному и бесполезному».

Николай I считал, что либерализм не вырастал из социально-экономической действительности России, а был привнесен с Запада и в этом плане являлся искусственным.

Общее устройство системы образования осталось тем же, но все школы были выведены из подчинения университетам и отданы в подчинение Министерству народного просвещения. Система образования стала сословной.

В 1828 г. для гимназий были утверждены новые устав и учебные планы. Возможности обучения в них недворян сильно ограничили. В учебную программу ввели Закон Божий. Логика и статистика исключались. Главными предметами становились древние языки и математика. Древние языки рассматривались «как надежнейшее основание учености и как лучший способ к возвышению и укреплению душевных сил юношей». В ходе их изучения основное внимание уделялось «творениям эллинских писателей, и в особенности святых отцов Восточной церкви», памятникам античной литературы и искусства.

В университетах ректоры и деканы должны были следить, чтобы в содержании программ, в обязательном порядке представляемых профессорами перед чтением курсов, «не укрылось ничего несогласного с учением православной церкви или с образом правления и духом государственных учреждений». Николай I считал университеты рассадниками вольнодумства. Он запретил прием в них лиц из низших слоев общества, преподавание некоторых «опасных» дисциплин, выхолостил учебные программы, установил за университетами административный контроль.

Техническое образование в царствование Николая I, напротив, получило значительное развитие (поскольку сам он по образованию был военным инженером). В 1828 г. в Санкт-Петербурге был открыт Практический технологический институт, в 1830 г. — Московское ремесленное училище и Архитектурное училище, в 1832 г. — Училище гражданских инженеров, в 1835 г. — Межевой институт и др.

Образованию женщин ни ведомство народного просвещения, ни губернские власти до конца 1830-х гг. не уделяли внимания. Оно было предметом заботы родителей. Идеи женской эмансипации еще не проникли в сознание даже дворянства. Первые школы для девочек возникли в 1837 г., но объем знаний, который получали воспитанницы, был меньше, чем в мужских гимназиях.

С содержательной точки зрения образование этого периода представляло собой сочетание православных нравственных норм, передовой педагогической и научной мысли. Если в начале века гуманитарное образование воспринималось как образование филологическое, направленное на изучение языков и литературы древних греков и римлян, то в 30–40-е гг. произошло переосмысление сущности понятия «гуманитарный» — под ним начали понимать духовные идеалы античности и Ренессанса.

Кроме того, ограничивая возможности появления новой отечественной вольнолюбивой литературы, Министерство просвещения не мешало распространению западноевропейской. Гимназисты зачитывались романами В. Скотта, А. Дюма, Ф. Купера, Ч. Диккенса и других писателей, которые были практически в каждой гимназической библиотеке.

Таким образом, в течение первой половины XIX в. была создана стройная система образования. Число школ за первую половину века существенно выросло: если в начале XIX в. в стране существовало всего 126 начальных школ, то к середине 50-х гг. в каждой губернии их было более сотни.

Уровень образования соответствовал социально-экономическим возможностям государства и общества. Подавляющее большинство школ находилось в городах, то есть образование было явлением городской культуры.

По числу учащихся в начальных, средних и высших учебных заведениях Россия существенно отставала от стран Запада. Например, в 1840 г. на 1 тыс. человек населения по числу учащихся в начальных и средних общеобразовательных школах Россия отставала от США, Великобритании и Австро-Венгрии приблизительно в 15 раз, от Германии — в 25 раз. Уровень грамотности в стране оставался низким: к середине XIX в. начальное образование в целом по стране имело примерно 0,7 % жителей, в Санкт-Петербурге, Москве и некоторых губернских городах — 3–5 %. Однако сил, которые заставили бы государство вести более активную политику в области образования, в стране не существовало.

Просвещение

В столицах роль культурных центров играли благородные дворянские собрания, закрытые клубы и различного рода творческие кружки при учебных заведениях.

В провинциальной среде носителями европейских норм поведения и системы ценностей в первой трети XIX в. были отдельные богатые помещики, гражданские администраторы и просвещенные военные. Во второй трети XIX в. эти функции постепенно переходят к молодым чиновникам, получившим образование в университетах и других высших учебных заведениях, и разночинной по происхождению интеллигенции. Имея перед глазами дворянский аналог, подобные клубы создавало купечество. В 30–40-е гг. они существовали уже не только в большинстве губернских городов, но и во многих уездных.

К середине XIX в. в городах происходили три взаимосвязанных процесса:

  • переход культурной инициативы от власти к общественности;
  • вовлечение в культурное творчество представителей купечества и мещанства;
  • активное участие во всех культурных начинаниях женщин.

Основным направлением просвещения по-прежнему оставались книжная торговля и периодическая печать. К началу XIX в. книги издавались преимущественно в казенных типографиях (Академии наук, сенатской, университетской, синодальной и др.). В 1802 г. правительство разрешило открывать частные типографии в столице, а в 1807 г. — в провинции. Издательское дело становилось популярным.

Среди частных книгоиздателей первой половины XIX в. наибольшую роль в деле просвещения сыграл А. Ф. Смирдин. Его вклад оказался настолько высок, что 30-е гг. XIX в. вошли в историю русского Просвещения под названием «Смирдинский период». Значительный след в этом благородном деле оставили П. П. Бекетов, братья Глазуновы, С. И. Селивановский, И. В. Сленин и др.

В начале века покупалась преимущественно литература на иностранных языках. Однако к середине столетия ее существенно потеснила отечественная литература. К этому времени собственная пресса существовала даже в провинции.

Развивалась как газетная, так и журнальная периодика (при этом преобладала журнальная). За первое десятилетие возникло до десяти новых государственных газет, хотя срок их жизни не был большим. Первая частная газета «Северная пчела» начала выходить с 1825 г.

По мере развития высшего образования появлялись университетские библиотеки. В 1814 г. в Санкт-Петербурге была создана первая общедоступная публичная государственная библиотека. Стали открываться коммерческие публичные библиотеки. Определенную роль в деле просвещения играли частные библиотеки.
Создание высших учебных заведений способствовало организации новых научных обществ. В Петербурге и Москве это были «Общество истории и древностей российских», «Общество испытателей природы», минералогические общества, в других городах — физико-технические, математические, географические, сельскохозяйственные научные общества.

Не только в столицах, но и в провинции — Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и других городах — начали открываться музеи.

Распространению знаний и формированию эстетических вкусов способствовали литературные общества: «Беседа любителей русского слова», «Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры» и др.

Наука

В становлении гуманитарных наук важным этапом явилось создание в 1804 г. во всех университетах факультетов «нравственных и политических наук» и «словесных наук». На первых началось чтение «дипломатики и политической экономии», на вторых — «всемирной истории», «статистики и географии», «истории, статистики и географии Российской империи», «теории изящных искусств и археологии».

Развитие этих наук проходило с большим трудом, поскольку основным условием для этого является свобода слова, которая в стране отсутствовала. Результаты работ ученых-гуманитариев противоречили самодержавной политической системе и догматам всесильной церкви. Под удар попадали кафедры статистики. Что касается кафедр философии, то их периодически закрывали и открывали вновь. Николай I так и не определил для себя, «полезно ли преподавание философии при настоящем предосудительном развитии этой науки германскими учеными и не следует ли принять меры к ограждению нашего юношества, получающего образование в высших учебных заведениях, от обольстительного мудрования новейших философских систем».

В 1804 г. в Московском университете были созданы первые в России исторические кафедры. В том же году при университете возникло «Общество истории и древностей российских», которое приступило к публикации источников по истории России. Теоретические основы методологии истории только формировались. Пока историки сконцентрировали усилия на поиске и изучении исторических источников. Так, профессор Московского университета М. Т. Каченовский в конце 1820-х — 1830-х гг. написал серию работ, посвященных источникам Киевской Руси.

Самым крупным историческим трудом начала XIX в. стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина (1818). Это исследование представляло собой вершину окончившегося периода, когда исторические труды писались историками-любителями, не имевшими исторического образования (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, И. Н. Болтин). Как правило, исследовательская деятельность совмещалась у них с чем-то иным (с государственной службой, как у В. Н. Татищева, или литературой, как у Н. М. Карамзина). Монархия понималась ими как наиболее рациональный способ организации общества, обеспечивающий в максимально возможной степени его интересы.
Заслуга Карамзина состояла в том, что он отошел от перечисления летописных фактов и, опираясь на источники, последовательно изложил материал. Причем сделал это прекрасным литературным языком, что пробудило интерес общества к собственной истории. Хотя с научной точки зрения содержание работы Карамзина не было безупречным. Так, выдающийся публицист, критик, прозаик и историк Н. А. Полевой утверждал, что «деяния государственных мужей не охватывают всей целостности человеческой истории». В противовес карамзинской «Истории государства Российского» Полевой назвал свой труд «История русского народа» (1828–1833 гг.).
В 40–50-е гг. произошел качественный сдвиг, позволяющий говорить о завершении формирования исторической науки. В науку пришли люди, получившие университетское историческое образование. Возникла первая научная историческая школа — государственная. Наиболее ярким ее представителем был крупнейший историк XIX в. С. М. Соловьев.

Большое влияние на историческое сообщество оказал Т. И. Грановский. Получив образование в Европе, он, по словам историка И. А. Полевого, «как бы стал переводчиком на русский язык, талантливым интерпретатором на почве русской исторической науки новейших философских учений Запада», показал русским историкам те возможности, которые открывало перед ними применение новой методологии. Занимаясь профессионально историей средневековой Европы, он одновременно являлся лидером западников и был убежден, что исторический путь России не имеет принципиального отличия от пути европейской цивилизации.

В естественных и технических науках, как и в гуманитарных, проходило накопление эмпирических знаний и становление научных школ.

В 1803 г. в Санкт-Петербурге профессор Медико-хирургической академии В. В. Петров (1761–1833) издал фундаментальный труд под названием «Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил профессор физики Василий Петров». Именно Петров, исследовав тепловые и световые явления электрического тока, первым получил эффект вольтовой дуги, который на Западе воспроизвел десятью годами позже англичанин Г. Дэви.
В 30-е гг. XIX в. открытия в области электромагнетизма были сделаны академиками Б. С. Якоби (1801–1874) и Э. Х. Ленцем (1804–1865). Б. С. Якоби написал первый в мире труд по теории электрических машин постоянного тока. Э. Х. Ленц изучал связь между магнитным полем и направлением тока в проводнике.

Достижения Якоби произвели на ученых всех стран исключительное впечатление. М. Фарадей, А. Гумбольдт, У. Р. Гроув, Г. Х. Эрстед в письмах к Якоби выражали восхищение этим открытием и отмечали его большое практическое значение. Перед паровой машиной электродвигатель имел много преимуществ (простота, отсутствие многих трущихся частей системы механической передачи — электродвигатель и электрогенератор соединяли только провода). К тому же двигатель был нешумным и безопасным. Он передавал крутящий момент без всяких дополнительных механизмов, какие приходилось использовать на паровых машинах.

В первой половине XIX в. всемирную известность получили работы ученого-металлурга П. П. Аносова (1799–1851). Он сделал много открытий в области металлургии высококачественной литой стали, изобрел новые золотопромывальные машины, получившие распространение на Урале, предложил использовать паровую машину для механизации труда в золотопромышленности. Аносов первым в России разработал технологию изготовления огнеупорных тиглей — основного оборудования стале— и золотоплавильного производства того времени. Это позволило в 50 раз удешевить каждый тигль (ранее они ввозились из Германии).

К середине XIX в. относится возникновение русской школы механиков. Одним из ее создателей стал П. Л. Чебышев (1821–1894). Фактически он первым оценил механику как теоретическую основу инженерного дела. Чебышев сознательно замыкал математические исследования на решении практических проблем. В 1878 г. на Всемирном математическом конгрессе ученый удивил весь научный мир своим исследованием «О кройке одежды». Не менее интересны были и другие работы Чебышева: «О зубчатых колесах», «О центробежном уравнителе», «О черчении географических карт».

Неоценимый вклад в развитие русской артиллерии внес генерал от артиллерии профессор Н. В. Маиевский (1823–1892). Он стал основателем русской школы баллистики, автором теории движения в воздухе.

Большую роль в развитии отечественной артиллерии сыграл также горный инженер, ученый-металлург полковник П. М. Обухов (1820–1869). Ему удалось открыть способ получения высококачественной стали, он стал основателем крупного производства литой стали и стальных орудийных стволов в России. Обухов по праву считается создателем одних из самых надежных в мире стальных пушек.

Заслуженной славой пользовались пушки и снаряды, изобретенные металлургом профессором Д. К. Черновым (1839–1921). Он провел важные исследования в области артиллерийского производства: получения стали и изготовления высококачественных орудийных стволов, стальных бронебойных снарядов. Ему удалось установить критические точки нагрева стали, при которых она меняет структуру и свойства (точки Чернова).

В 1815 г. артиллерийский офицер А. Д. Засядко (1774–1837) начал работать над созданием боевых ракет. Он разработал новые типы зажигательных и фугасных ракет нескольких калибров, создал пусковой станок для ведения залпового огня одновременно шестью ракетами. В 1827 г. по инициативе Засядко была сформирована «ракетная рота № 1», впоследствии названная ракетной батареей. Ее начальником стал подпоручик П. П. Ковалевский. Боевое крещение батарея получила во время Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. на Балканском театре военных действий.

В 1847 г. к усовершенствованию ракетного дела приступил ученый генерал-лейтенант К. И. Константинов (1819–1871). Он создал электробаллистический прибор для определения скорости полета артиллерийского снаряда, изобрел ракетный баллистический маятник для измерения тяги порохового двигателя. С помощью этого прибора Константинов установил влияние формы и конструкции ракеты на ее баллистические свойства, заложив тем самым научные основы расчета и проектирования ракет.

Литература

В истории культуры XIX в. литература играла ключевую роль. Она представляла собой не только вид искусства, но и политическую трибуну, что особенно заметно в произведениях ведущих литераторов этого периода — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Особенностями развития литературы этого периода стали, во-первых, рост интереса к устной и письменной народной традиции, а во-вторых, усиление свободолюбивой направленности содержания произведений. В литературе все чаще появляются идеи протеста против неограниченной самодержавной власти, воспевание человеческой личности, свободы человека.

Важнейшим условием и основой развития литературы стало появление литературного языка. Высокопарная манера письма М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова воспринималась уже как анахронизм. Такое же отношение сложилось к старославянскому церковному языку. Язык же народа, крестьянской массы был беден. Между тем во второй половине XVIII в. в дворянской среде стала быстро распространяться богатая французская лексика. В аристократических салонах на основе русской бытовой речи и французской литературной стилистической системы начал формироваться литературный русский язык — разговорный язык образованного общества. Большую роль в его формировании и популяризации сыграли Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, А. С. Пушкин и В. А. Жуковский.

Развитие литературы происходило в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Аристократический классицизм на исходе XVIII в. сменил демократический сентиментализм, далее возникает романтизм, затем реализм. Рождение всех этих стилей определялось внутренней логикой развития художественного мышления человека, определенных способов восприятия мира и историческими особенностями эпохи.

Театр

К началу XIX в. театр представлял собой аристократический вид искусства и был популярен. Только в Москве действовали 20 частных театров.

В 1806 г. императорским указом были созданы императорские (казенные) театры: два в Петербурге (Мариинский и Михайловский) и два в Москве (Большой и Малый). Театральный репертуар начал обсуждаться в печати. В 1808 г. появляется первый театральный журнал.

Императорские театры управлялись Министерством двора Его Императорского Величества. Провинциальные сцены находились в ведении губернаторов или городских чиновников. Многие из них справедливо полагали, что «учреждение посреди города театра» не только способствует развлечению, но и обогащает духовную жизнь города.
В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Петровского театра в Москве на драматическую и балетную. Драматические спектакли были перенесены в Малый театр, а Большой театр отныне был отдан оперным и балетным спектаклям.

В Петербурге в 1832 г. был открыт Александринский театр. В отличие от более демократического московского Малого театра, Александринский имел официально-парадный характер.

До второй четверти XIX в. русский театр был далек от родной почвы. В соответствии с канонами классицизма сюжеты брались из античности или Средневековья. Главная тема искусства классицизма — торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Ставились произведения европейских авторов, для которых была характерна тяга к выражению возвышенных, героических нравственных идеалов. Победа над Францией усилила патриотические и романтико-психологические тенденции в театральном искусстве, что особенно наглядно проявилось в драматургическом и театрально-теоретическом творчестве Пушкина, отстаивавшего в русском театре принципы подлинной народности. В театральном репертуаре появились произведения А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя.

Новый этап в развитии театра связан с творчеством А. Н. Островского. Появление его пьес обеспечило театру обширный реалистический национальный репертуар.

Отношение провинциальных зрителей к театру служило определенным индикатором степени усвоения светской культуры. Если в 1830–1840-х гг. число провинциальных театров существенно увеличилось, то можно говорить о выходе театральной культуры за столичные рамки. Впрочем, возможности новой драматургии были ограничены вкусами публики, поэтому наиболее распространенным жанром оставался водевиль.

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров. Основоположником реализма на русской сцене стал М. С. Щепкин. Направление трагико-романтическое, бунтарское, наполненное высокими чувствами и сильными страстями, представлял П. С. Мочалов. Неизменный успех сопутствовал выступлениям Е. С. Семеновой, В. А. Каратыгина, А. Е. Мартынова.

Музыка

Как и театр, музыка в XVIII в. носила характер дворянской забавы. В начале XIX в. в столицах и даже губернских городах появилось много музыкальных кружков и салонов. Отношение общества к музыке менялось. В Петербурге существовало «Музыкальное собрание», членами которого были сам император и вся знать. В некоторых частных домах культивировалась серьезная музыка. Давались концерты и в разных учебных заведениях. Дворяне перестали стесняться занятий музыкой.

В 1801 г. вышел указ Александра I, разрешавший ввозить из-за рубежа книги и ноты и без особых цензурных ограничений печатать их. В 1802 г. в Петербурге появилось издательство Г. Дальмаса, в том же году в Москве А. О. Сихра начал выпускать «Журнал для семиструнной гитары».

В 1802 г. в Петербурге было создано музыкально-благотворительное «Филармоническое общество», дававшее от двух до пяти больших публичных концертов в сезон. Оно надолго превратилось в единственный источник серьезной концертной и симфонической музыки.

Музыкальные вкусы начала XIX в. были сформированы в предшествующем XVIII в., когда доминировали итальянские, немецкие и французские композиторы. Однако в начале XIX в. появились дивертисменты — театральные представления на фольклорные или патриотические темы с большим количеством песен и плясок в народном стиле. Затем начали создаваться оперы на национальные сюжеты.

Под влиянием победы в Отечественной войне 1812 г. интерес к национальной мелодии усилился. В 1813 г. С. А. Дегтяревым написана опера «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», в 1815 г. появилась опера К. А. Кавоса «Иван Сусанин». Народная мелодичность в сочетании с патриотизмом характерны для проникновенных романсов А. А. Алябьева, задушевных песен А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева.

Крупнейшим русским композитором первой трети XIX в. был композитор-любитель А. Н. Верстовский. Его музыка глубоко почвенная, опирающаяся на народные песни. Из среды полулюбительского-полупрофессионального дворянского музицирования вышли два первых русских музыкальных классика — М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский.

Музыкальная культура постепенно менялась: в 20-е гг. в Петербурге преподавало уже около 20 профессоров и учителей музыки, работало около 40 музыкальных мастерских и магазинов, а также множество музыкантов. С 1838 г. в Павловске (с появлением железнодорожного сообщения с Петербургом) начали устраиваться летние концертные сезоны, в рамках которых неоднократно выступал австрийский композитор и дирижер, «король вальсов» И. Штраус.

Живопись

Русская живопись развивалась в соответствии с теми же стилями, которые были характерны и для Западной Европы, — классицизмом и реализмом.

Классицизм в живописи прежде всего был выражен в историческом жанре. Один из самых известных исторических живописцев начала столетия Андрей Иванов (отец великого Александра Иванова) чаще всего изображал героев Древней Руси, например Мстислава Удалого. Д. И. Иванов посвятил картину Марфе Посаднице, которая тогда в представлении передовых людей была последовательным борцом за новгородскую вольницу.

Классицист О. А. Кипренский искал в человеке возвышенное начало, передавая его способность чувствовать и стремление жить духовной жизнью. Поэтому в своих работах художник подчеркивает независимость личности (портреты П. А. Оленина, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова и др.).

В 20-е гг. большой успех имели картины А. Г. Венецианова. В русском искусстве он занимает место основателя жанровой живописи. Тема его творчества — жизнь русских крестьян. Его картины немноголюдны. Сюжет обычно несложен и недраматичен. Это демонстрация человека в его жизненном окружении. В произведениях Венецианова впервые многообразно и тонко была раскрыта поэзия народной жизни. В картинах «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка», «Гумно» и других художник изобразил повседневную жизнь крестьян, показывая их человеческое достоинство и красоту труда.

К числу крупнейших русских портретистов первой половины XIX в. принадлежит В. А. Тропинин — сын крепостного крестьянина. Он представил образы современников в частной жизни. В его творчестве наметился переход к реалистическому искусству. Чаще всего Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.). Портреты московского мастера всегда простые, «домашние». В его героях нет особенного внутреннего волнения, но зато они ведут себя непринужденно, спокойно. В многочисленных «Кружевницах», «Золотошвейках», «Гитаристах», как правило, присутствует типизированный портретный образ и вместе с тем художник воссоздает некое действие, пусть однозначное и простое.

В Санкт-Петербурге настоящий фурор произвела картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Художник соединил в своих работах традиции академической школы с романтическим восприятием мира. Уже в студенческие годы он имел репутацию молодого гения. Он был также великолепным портретистом («Всадница», 1832, и др.). Основная заслуга Брюллова состояла в том, что он пробудил у публики интерес к искусству.
Родоначальником критического реализма, основоположником бытовой сатиры стал П. А. Федотов. Появление его маленьких жанровых картин на академической выставке 1849 г. стало сенсацией. В частных на первый взгляд событиях мастер сумел выразить большие социальные проблемы («Свежий кавалер», 1846; «Сватовство майора», 1848, и др.).

Вплоть до середины XIX в. большинство картин расходилось по частным коллекциям, и публика их не видела. Бесценные сокровища накопились в Зимнем дворце и Эрмитаже. В 1839 г. Николай I повелел построить здание Нового Эрмитажа, где предполагалось разместить часть этих сокровищ. Его двери для первых посетителей распахнулись в 1852 г., в 1863 г. в Новый Эрмитаж был открыт свободный доступ для публики.

Скульптура

 В области скульптуры наиболее известными мастерами были И. П. Мартос и П. К. Клодт. В соответствии с канонами своего времени они творили в классическом стиле.

Мартос развивал тему патриотических чувств, служения родине. В 1804–1818 гг. скульптор создает памятник К. Минину и Д. Пожарскому, которому суждено было стать не только наиболее значительным его произведением, но и одним из величайших творений русской монументальной скульптуры.

Огромный успех имела скульптурная композиция Клодта «Укротители коней», установленная на Аничковом мосту в 1833 г. Следующей работой скульптора явился памятник баснописцу И. А. Крылову, украсивший в 1855 г. Летний сад в Петербурге. Перед зрителем предстал не образ, облаченный в римскую тогу, а реальный человек.

Заметную роль в русской скульптуре этого периода сыграло творчество Б. И. Орловского. Его наиболее значительными произведениями являются памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором (1832–1835 гг.).

Архитектура

 Русская архитектура первой половины XIX в. развивалась в соответствии с общеевропейскими канонами. Господствующим стилем оставался классицизм, причем основной его разновидностью был мощный, величественный и помпезный ампир.

Большинство творений архитекторы могли создавать, конечно, в столицах. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а городских ансамблей. Ампир проявился в блеске творений А. Д. Захарова (Адмиралтейство) А. Н. Воронихина (Казанский собор), К. И. Росси (Михайловский дворец, здание министерств с аркой Генерального штаба на Дворцовой площади, Александринский театр, здания Сената и Синода), французского архитектора Ж. Тома де Томона (здание Биржи). К югу от Смольного монастыря в 1806–1808 гг. по проекту Д. Кваренги было построено здание Смольного института со служебными корпусами, садом и оградой. Одним из последних значительных творений эпохи классицизма стал величественный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (1818–1858) французского архитектора О. Монферрана. Это самое большое сооружение в русской архитектуре (высота более 101 м, диаметр купола около 25 м). Творчество всех этих зодчих превратило Санкт-Петербург в один из красивейших городов мира.

Москва была и беднее, и старше: вместить ансамбль в давно сложившуюся городскую планировку было практически невозможно. Поэтому там строились не ансамбли, а отдельные здания.

Еще до Отечественной войны 1812 г. в Москве появилась Красная площадь. После войны главный архитектор О. И. Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров. Рядом с Александровским садом по проекту А. А. Бетанкура был построен Манеж. По проекту Д. И. Жилярди на Солянке возвели Опекунский совет.

В провинции масштабы зодчества были скромнее. Однако и там начали создаваться городские ансамбли, в центре которых находились общественные здания: дворянские и купеческие собрания, присутственные места, городские управы, казначейства и пр.

В 1830-х гг. проявляются признаки упадка классицизма. Это выражалось в отступлении от установившихся традиций и строгих правил стиля, в сухости и измельченности форм и деталей, иногда в перегрузке декоративными элементами, в утрате масштабности. Начались поиски чего-то нового. В результате возник русско-византийский стиль. Его наиболее яркими примерами стали храм Христа Спасителя К. А. Тона, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце, Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске. Развитию этого направления способствовала правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия, духовной связи Византии и России.

Темы: Царская Россия, Культура
Источник: А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических ВУЗов): Питер; СПб; 2013
Материалы по теме
Культура России во второй половине XIX в.
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Культура Руси конца XIII — начала XVI в.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Русская культура XVI–XVIII вв.
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Суждения о культуре в России XIX в.
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культурная картина мира
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Влияние язычества на русскую культуру
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культура Московской Руси
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культурологические концепции XIX в.
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий